Апреля
Литература
Творчество Радия Погодина
Краткая биография.
Погодин Радий Петрович — советский писатель, художник, поэт, сценарист. Выдающийся детский писатель.
Р. П. Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво (ныне Бологовского района Тверской области). В 1925 году вместе с семьёй Радий Петрович переезжает в Ленинград. Он начинает работать слесарем в авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта[источник не указан 70 дней].
В 1942 году вместе с семьёй был эвакуирован из Ленинграда в Пермскую область. Работал монтёром и кочегаром в детском доме.
После окончания пехотного училища Погодин отправлен в действующую армию. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. В 1945 в звании сержанта уволен в запас.
Учился на подготовительных курсах в Горном институте. В 1946 году стал работать в пожарной охране в Москве. Начал печататься в ведомственной многотиражке «Боевой сигнал».
|
|
Обвинён по статье 58-10, «антисоветская пропаганда». Скрывался, добровольно сдался властям, был арестован, отбыл срок. Радий Петрович вернулся в Ленинград в 1950 году, а после, в 1953 году переехал в Йошкар-Олу и начал работать на радио.
В 1954 Погодин снова вернулся в Ленинград. В альманахе «Дружба» опубликован его первый рассказ: «Мороз», а в 1957 году издана первая книга писателя «Муравьиное масло». В 1959 году Радий Петрович Погодин был принят в СП СССР.
Р. П. Погодин умер 30 марта 1993 года в. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
В советскую и российскую культуру Погодин вошёл не только как писатель, но и как профессиональный сценарист. По его сценариям созданы фильмы для детей и подростков:
o 1960 — Ребята с Канонерского
o 1962 — Павлуха
o 1963 — Полустанок
o 1967 — Дубравка
o 1970 — Шаг с крыши
o 1970 — Валерка, Рэмка +...
o 1971 — Шутите? (киноальманах, сюжеты «Вандербуль бежит за горизонт» и «Шутите?»)
o 1972 — Включите северное сияние
o 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях
o 1976 — Цветы для Оли
o 1980 — Ожидание
o 1984 — Что у Сеньки было
o 1990 — Рок-н-ролл для принцесс
o 1994 — Трень-брень
Очень рекомендую в праздничные дни посмотреть фильмы «Цветы для Оли» и «Включите северное сияние». Эти фильмы вошли в список лучших фильмов для детей мирового кинематографа.
Повесть «Красные лошади»
Год
Повесть «Красные лошади» стала центральной для одноимённого сборника повестей для подростков и юношества, вышедшего в 1986 году. Целью автора было описание «тревожного и смутного состояния души на пороге превращения, трепетного прорастания зерна, предчувствия крыльев». Что имеет в виду автор под этим «смутным состоянием души» и «предчувствием крыльев»?
|
|
Главный герой повести юный художник Серёжка (ещё Серёжка, а не Серёжа или Сергей – до этих именований он ещё духовно не дорос) глубоко переживает свою неспособность проникнуть в мир картины на стене монастыря. Он настоящий художник, несмотря на возраст, у него «мужик в картину не входит», а лошади красного цвета «куда-то уходят», а его туда не пускают. У Серёжки действительно уже начали прорастать крылья души, а сама эта душа уже находится в тревожном и смутном состоянии, понимая, что мир гораздо сложнее и глубже, чем выглядит с точки зрения простого (нормального) человека.
Противостоит Серёжке другой герой, тоже смутно предчувствующий странности мира и тоже мучающийся по этому поводу, - начальник лагеря. Это молодой человек (возраст его не указан, но на такие должности в довоенное время обычно назначали молодых людей лет 25 – 28), который попал в «несвойственное место»: ему хочется в кузницу, там его «красные лошади» живут, из огня выходят и в огонь уходят. От этого несоответствия места и человека и происходит сварливый характер начальника лагеря, а ведь он, в сущности, очень хороший человек.
Заметьте, в повести все герои – очень хорошие люди. Наверное, поэтому повесть оставляет такое светлое впечатление после прочтения.
Итак, мы определили главную тематику повести: мир сложнее, чем кажется простому взгляду. В мире есть что-то такое, что видят не все, а какие-то очень немногие люди, умеющие тонко чувствовать, обладающие беспокойной душой и творческим даром. И у каждого из этих особенных людей есть представление о каком-то своём Мире Мечты (назовём его с большой буквы): для Серёжки это мир в картине, куда его не пускают, для начальника лагеря это кузница, в которую его должность не пускает.
Что такое Мир Мечты? Каковы его характеристики? Всё просто: там человек может реализовать все свои творческие желания, и там проходят тревога и смутность души. В Мире Мечты человек перестаёт чувствовать себя лишним, он при деле, он реализован как творец.
Где же этот мир находится? Он непременно где-то должен находиться, потому что в таком светлом произведении мечты должны сбываться.
Давайте обобщим:
1.Погодин делит художественным мир своей повести на два пространства: мир реальности (в котором герои томятся и духовно мучаются, хотя внешне у них вроде всё в порядке) и Мир Мечты (который где-то находится, но мы не знаем где.
2.Не все люди способны осознать двойственность окружающего пространства. Мир Мечты доступен только тем, кто обладает особым творческим зрением.
На какие вопросы нам нужно ответить дальше:
1.Где этот Мир Мечты находится и как туда попасть?
2.Есть ли в повести герои, которые пришли оттуда и зачем они пришли?
3.Если в художественном мире автор создал два пространства и нарисовал границу между ними со своими законами перехода, то каков жанр этого произведения?
4. Есть ли герои, которым всё-таки удалось уйти из скучного мира реальности в прекрасный Мир Мечты?
Вот об этом мы поговорим после праздников.
Отдыхайте и читайте повесть