Отдыхайте и читайте повесть

Апреля

Литература

Творчество Радия Погодина

Краткая биография.

Погодин Радий Петрович — советский писатель, художник, поэт, сценарист. Выдающийся детский писатель.

Р. П. Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво (ныне Бологовского района Тверской области). В 1925 году вместе с семьёй Радий Петрович переезжает в Ленинград. Он начинает работать слесарем в авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта[источник не указан 70 дней].

В 1942 году вместе с семьёй был эвакуирован из Ленинграда в Пермскую область. Работал монтёром и кочегаром в детском доме.

После окончания пехотного училища Погодин отправлен в действующую армию. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. В 1945 в звании сержанта уволен в запас.

Учился на подготовительных курсах в Горном институте. В 1946 году стал работать в пожарной охране в Москве. Начал печататься в ведомственной многотиражке «Боевой сигнал».

Обвинён по статье 58-10, «антисоветская пропаганда». Скрывался, добровольно сдался властям, был арестован, отбыл срок. Радий Петрович вернулся в Ленинград в 1950 году, а после, в 1953 году переехал в Йошкар-Олу и начал работать на радио.

В 1954 Погодин снова вернулся в Ленинград. В альманахе «Дружба» опубликован его первый рассказ: «Мороз», а в 1957 году издана первая книга писателя «Муравьиное масло». В 1959 году Радий Петрович Погодин был принят в СП СССР.

Р. П. Погодин  умер  30 марта 1993 года в. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
 

В советскую и российскую культуру Погодин вошёл не только как писатель, но и как профессиональный сценарист. По его сценариям созданы фильмы для детей и подростков:

o 1960 — Ребята с Канонерского

o 1962 — Павлуха

o 1963 — Полустанок

o 1967 — Дубравка

o 1970 — Шаг с крыши

o 1970 — Валерка, Рэмка +...

o 1971 — Шутите? (киноальманах, сюжеты «Вандербуль бежит за горизонт» и «Шутите?»)

o 1972 — Включите северное сияние

o 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях

o 1976 — Цветы для Оли

o 1980 — Ожидание

o 1984 — Что у Сеньки было

o 1990 — Рок-н-ролл для принцесс

o 1994 — Трень-брень

Очень рекомендую в праздничные дни посмотреть фильмы «Цветы для Оли» и «Включите северное сияние». Эти фильмы вошли в список лучших фильмов для детей мирового кинематографа.

 


Повесть «Красные лошади»

Год

Повесть «Красные лошади» стала центральной для одноимённого сборника повестей для подростков и юношества, вышедшего в 1986 году. Целью автора было описание «тревожного и смутного состояния души на пороге превращения, трепетного прорастания зерна, предчувствия крыльев». Что имеет в виду автор под этим «смутным состоянием души» и «предчувствием крыльев»?

Главный герой повести юный художник Серёжка (ещё Серёжка, а не Серёжа или Сергей – до этих именований он ещё духовно не дорос) глубоко переживает свою неспособность проникнуть в мир картины на стене монастыря. Он настоящий художник, несмотря на возраст, у него «мужик в картину не входит», а лошади красного цвета «куда-то уходят», а его туда не пускают. У Серёжки действительно уже начали прорастать крылья души, а сама эта душа уже находится в тревожном и смутном состоянии, понимая, что мир гораздо сложнее и глубже, чем выглядит с точки зрения простого (нормального) человека.

Противостоит Серёжке другой герой, тоже смутно предчувствующий странности мира и тоже мучающийся по этому поводу, - начальник лагеря. Это молодой человек (возраст его не указан, но на такие должности в довоенное время обычно назначали молодых людей лет 25 – 28), который попал в «несвойственное место»: ему хочется в кузницу, там его «красные лошади» живут, из огня выходят и в огонь уходят. От этого несоответствия места и человека и происходит сварливый характер начальника лагеря, а ведь он, в сущности, очень хороший человек.

Заметьте, в повести все герои – очень хорошие люди. Наверное, поэтому повесть оставляет такое светлое впечатление после прочтения.

Итак, мы определили главную тематику повести: мир сложнее, чем кажется простому взгляду. В мире есть что-то такое, что видят не все, а какие-то очень немногие люди, умеющие тонко чувствовать, обладающие беспокойной душой и творческим даром. И у каждого из этих особенных людей есть представление о каком-то своём Мире Мечты (назовём его с большой буквы): для Серёжки это мир в картине, куда его не пускают, для начальника лагеря это кузница, в которую его должность не пускает.

Что такое Мир Мечты? Каковы его характеристики? Всё просто: там человек может реализовать все свои творческие желания, и там проходят тревога и смутность души. В Мире Мечты человек перестаёт чувствовать себя лишним, он при деле, он реализован как творец.

Где же этот мир находится? Он непременно где-то должен находиться, потому что в таком светлом произведении мечты должны сбываться.

 

Давайте обобщим:

1.Погодин делит художественным мир своей повести на два пространства: мир реальности (в котором герои томятся и духовно мучаются, хотя внешне у них вроде всё в порядке) и Мир Мечты (который где-то находится, но мы не знаем где.

2.Не все люди способны осознать двойственность окружающего пространства. Мир Мечты доступен только тем, кто обладает особым творческим зрением.

 

На какие вопросы нам нужно ответить дальше:

1.Где этот Мир Мечты находится и как туда попасть?

2.Есть ли в повести герои, которые пришли оттуда и зачем они пришли?

3.Если в художественном мире автор создал два пространства и нарисовал границу между ними со своими законами перехода, то каков жанр этого произведения?

4. Есть ли герои, которым всё-таки удалось уйти из скучного мира реальности в прекрасный Мир Мечты?

 

Вот об этом мы поговорим после праздников.

 

Отдыхайте и читайте повесть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: