Класс Тридцатое апреля
Сегодня на уроке вы изучите тему «Уильям Шекспир «Гамлет»» и узнаете:
· Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
· Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
· «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
· Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
План урока:
1. Шекспир как представитель эпохи Возрождения.
2. Представления о человеке в эпоху Возрождения.
3. О чем трагедия Шекспира «Гамлет»?
4. Проблематика «Гамлета».
5. Жанр «Гамлета» – трагедия мести.
6. Русская поэзия о Гамлете.
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: В чем своеобразие трагедии эпохи Возрождения (на примере трагедий Шекспира)?
|
|
На этом уроке вы
· познакомитесь с творчеством Уильяма Шекспира и его трагедией «Гамлет», узнаете, как его творчество отразилось в русской культуре, углубите знание о жанре трагедия.
· научитесь анализировать фрагменты трагедии (монологи героя), определять конфликт, понимать образы главных героев и авторскую идею, в них заключенную.
· по материалам лекции вы сможете самостоятельно определить, как творчество Шекспира повлияло на русскую культуру и литературу, узнать образ Гамлета в русской поэзии.
Повторим термины и понятия, необходимые для успешного усвоения темы:
Трагедия – жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.
Проблема – аспект содержания произведения, на котором акцентирует свое внимание автор и который разрешается по мере развертывания произведения.
Конфликт (лат. conflictus – столкнувшийся + разногласие, спор) – столкновение между персонажами либо между персонажами и средой, героем и судьбой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания.
Основное содержание урока
Прочитайте в учебнике биографию Уильяма Шекспира. Составьте небольшой конспект о жизни и творчестве драматурга.
Шекспир написал много произведений. До наших дней дошло 38 пьес, 154 сонета, 4 поэмы. Самые знаменитые его произведения известны всему миру: "Ромео и Джульетта", "Венецианский купец", "Отелло", "Король лир", "Макбет", "Гамлет".
|
|
По этим трагедиям Шекспира сняты художественные фильмы, написаны оперы, поставлены балеты, созданы картины.
Трагедия «Гамлет» является одной из высочайших вершин творчества Шекспира. Это, пожалуй, наиболее популярное и самое глубокое творение великого драматурга. «Гамлет» – пьеса, занявшая одно из первых мест в репертуаре мирового театра, и она сохраняет его уже три с половиной столетия. Мечта каждого актера – исполнить роль Гамлета и произнести его великие монологи.
Шекспир – представитель эпохи Возрождения. Его имя стоит в одном ряду с Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Мекеланжело, Рафаэлем, Лопе де Вега и др.
Главной ценностью деятели Возрождения – гуманисты – провозглашали человека. Человек – это венец творения, он сам создатель, творец!
Но в это же время Джордано Бруно, Николай Коперник и Галилео Галилей утверждают и доказывают, что Земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот, что Вселенная бесконечна и что наша планета – это всего лишь маленькая точка в бесконечном пространстве?
А кто же тогда человек на этой Земле? Об этом тоже размышляет Гамлет:
Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья, земля, кажется мне бесплодною скалою, а этот необъятный шатер воздуха с неприступно вознесшейся твердью, этот, видите ли, царственный свод, выложенный золотою искрой, на мой взгляд – просто-напросто скопление вонючих и вредных паров. Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен богу – разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что мне эта квинтэссенция праха?
Можно послушать этот монолог в исполнении Иннокентия Смоктуновского: https://www.youtube.com/watch?v=va0RGojXf8I
Человек – это «квинтэссенция праха». Гамлет снял человека с пьедестала, на который вознесли человека гуманисты эпохи Возрождения, и увидел в нем простого смертного. Можно сказать, что этот монолог Гамлета завершает эпоху Возрождения и открывает Новое время.
«Гамлет» написан на рубеже 16 и 17 веков – в переходное время смены двух эпох.