Работая по преодолению выявленных в результате диагностики речевых проблем у учащихся с ОВЗ, я использовала методики Т.А. Фотековой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, И.Н. Садовниковой, Г.В.Чиркиной, Р.И. Лалаевой, А.И. Корнева, Н.Н. Яковлевой и др., знакомилась с новейшими публикациями в области логопедии, психологии, дефектологии в процессе самостоятельного их изучения, а также при прохождении курсов повышения квалификации. В результате мной была создана система логопедической работы с учащимися начальных классов для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной («массовой») школы. Признаками педагогической системы являются:
1) Структура
2) Процесс
3) Управление.
Основной структурной единицей логопедической помощи детям с задержкой психического развития я выделяю логопедическое занятие, которое является по своей сути коррекционно-развивающим образовательным занятием. По форме занятие делятся на:
-фронтальные
-групповые (подгрупповые)
-индивидуальные.
Фронтальные занятия охватывают всех учащихся класса и направлены на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи, развитие связной речи.
|
|
Групповые (подгрупповые) занятия включают от 6 до 2 человек со сходной структурой речевого дефекта и направлены на коррекцию устной и письменной речи.
Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком и направлены на коррекцию устной или письменной речи.
В моей практике сложилась следующая структурная модель логопедической помощи детям.
Структурная модель логопедической помощи детям.
Таблица №5
Класс | ФОРМА ЗАНЯТИЯ | Продолжитель-ность | Количество в неделю | ||
1 класс | Фронтальные занятия по предупреждению нарушений чтения и письма, развитию связной речи. | 45 минут | 2 раза в неделю | ||
Групповые (подгрупповые) занятия по коррекции устной речи, звукопроизношения | 30 минут | 1 раз в неделю | |||
Индивидуальные занятия по коррекции устной речи, звукопроизношения | 20-25 минут | 1 раз в неделю | |||
2 класс | Фронтальные занятия по предупреждению и коррекции нарушений чтения и письма, развитию связной речи. | 45 минут | 2 раза в неделю | ||
Групповые (подгрупповые) занятия по коррекции устной речи, звукопроизношения | 30 минут | 1 раз в неделю | |||
Индивидуальные занятия по коррекции устной речи, звукопроизношения | 20-25 минут | 1 раз в неделю | |||
3 класс | Фронтальные занятия по коррекции нарушений чтения и письма, развитию связной речи. | 45 минут | 1 раз в неделю | ||
Групповые (подгрупповые) занятия по коррекции устной и письменной речи. | 30 минут | 1 раз в неделю | |||
Индивидуальные занятия по коррекции устной и письменной речи. | 20-25 минут | 1 раз в неделю | |||
4 класс
| Групповые (подгрупповые) занятия по коррекции письменной речи. | 30 минут | 1 раз в неделю | ||
Индивидуальные занятия по коррекции устной и письменной речи. | 20-25 минут | 1 раз в неделю |
Фронтальные занятия посещают все учащиеся класса. Нуждающиеся в дополнительной логопедической помощи дети по общности структуры речевого дефекта комплектуются в группы от 2 до 6 человек и получают помощь на групповых и подгрупповых занятиях. При комплектовании групп учитываю также психологические особенности учащихся, психологическую совместимость детей. Учащиеся, имеющие сложную структуру речевого дефекта получают помощь на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях. В случае болезни одних детей предусматриваю возможность замены другими учащимися (из резервной группы). Перекомплектование групп осуществляю не менее двух раз в год на основании результатов динамического наблюдения за учащимися, письменных работ, тестирования, рекомендаций ППК.
Наряду с традиционными формами работы примерно один раз в четверть я провожу своеобразные логопедические досуговые мероприятия «Путешествие в город красивой речи», «Трудный звук, ты наш друг!», «Русская пословица по делу молвится», «Страна Грамматика», «Читалочка», «Всех скороговорок не перескороговоришь» и т.д.
Каждое логопедическое занятие имеет свою структуру, позволяющую решать коррекционно-развивающие задачи. Досуговые мероприятия менее структурированы, так как реализуют, в основном, мотивационные функции.