1.2. 1. Сущность,цели и задачи.
Под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или уполномоченное на это должностное лицо (прокурор). Понятие прокурор пришло из Римского права, от латинского слова «procuratio (procure)» - «попечение, управление, заведование». «Procurator» – заведующий, управляющий; представитель, уполномоченный».
Прокурорский надзор – это специфический, самостоятельный вид деятельности государственных федеральных органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства - России. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляет надзор представляет и осуществляет общественные интересы не от имени отдельных органов самоуправления, субъектов РФ или иной представительной, исполнительной или судебной власти, в совокупности объединяемых общей системой государства, а от имени государства – Российской Федерации.
Специфичность Прокурорского надзора, как вида, государственной
деятельности, заключается в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти, но имеет признаки каждой из них.
|
|
Принимает участие при рассмотрении проектов и проводит проверку проектов законодательных актов на соответствие Конституции и Федеральных Конституционных Законов (ФКЗ) РФ, вносит предложения по их корректировке, а также обладает законодательной инициативой – может вносить предложения по проекту законов.
Проводит проверку соответствия деятельности органов власти, местного самоуправления Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ. Привлекает к ответственности за нарушения.
Проводит проверку законности вынесенных судом решений, приговоров, вносит представления на их несоответствие, как законодательству, так и установленным обстоятельствам в вышестоящие суды, вносит предложения об отмене, изменении либо направлении на новое рассмотрение.
Целями прокурорского надзора являются обеспечение:
- верховенство закона;
-единство и укрепления законности;
-защиты прав и свобод человека и гражданина;
-защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Достижение этих целей обеспечивается путем решения следующих задач.
Задачи прокурорского надзора многочисленны, они существенно различаются по содержанию, средствам их решения, кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи могут быть разделены на виды: общие, специальные и частные.
Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституций РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а также др. нормативными актами УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, Кодексом об административном судопроизводстве, АПК РФ и др. ФЗ РФ и заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:
|
|
- закрепленных в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;
-политических, трудовых, жилищных и др. личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;
-прав охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.
задачи (частные) стоят перед определенными отраслями прокурорского надзора:
-обеспечение законности издаваемых нормативных актов;
-точного исполнения законов органами власти, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности.
Решение общих и специальных задач осуществляется в процессе прокурорского надзора путем применения правовых средств, при их применении прокурор ставит и решает конкретные задачи, которые получили название частные задачи, они различаются в зависимости от отрасли (направления) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.
Например, истребование правовых актов для их проверки на соответствие закону, истребование полной информации о нарушении конкретного закона.
Например, при получении информации (заявлений) о задержке выплаты заработной платы на предприятии, прокурор может истребовать информацию по данному факту как у предприятия, так и у налоговых органов, пенсионного фонда.
Методика прокурорского надзора – это совокупность и приемов научно- обоснованных и апробированных на практике методов применения правовых средств.
Выделяют виды методик: общую и частную.
Общая методика прокурорского надзора- это совокупность научно- обоснованных и апробированных на практике методов, приемов и технических средств, направленных на эффективное применение полномочий прокурора в целях установления проверки нарушений законов и принятия мер к их устранению.
Частная методика прокурорского надзора характеризуется использованием прокурором имеющихся возможностей к конкретным сферам правовых отношений, в которых допускаются правонарушения требующих прокурорского реагирования и деятельность прокурора по восстановлению нарушенной законности.
Предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности – сфера общественных отношений, на регулирование которых направлена деятельность прокурора.
Предметом же учебной дисциплины является деятельность прокуратуры и основы ее организации.
Объект прокурорского надзора - предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.
Отрасль прокурорского надзора – это определяемый предметом надзора участок надзорной деятельности прокуратуры.
Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:
- исполнение законов (общий надзор);
-за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
-за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
-за исполнением законов администрациями и учреждениями, исполняющих наказания и, назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
-за исполнением законов судебными приставами.
Прокурорские правоотношения – отношения между прокурорами и другими субъектами правоотношений, возникающих в процессе осуществления прокурорами возложенных на них функций, полномочий и применения правовых средств их реализации.