Практическое занятие. Профилактика пожара в учебном заведении

 

Цель занятия: рассмотреть основные причины возникновения пожара в учебном заведении, разработать основные правила обеспечения пожарной безопасности и определить алгоритм действий студентов в случае возникновения пожара.

 

Первый вопрос для обсуждения. Нормативно-правовая база по пожарной безопасности. Основные понятия.

 

Существует целая система обеспечения пожарной безопасности применительно к образовательному учреждению, изложенная в Государственном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004-91), Федеральном законе «О пожарной безопасности» (№69-ФЗ), в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), Федеральном законе «Технический регламент о пожарной безопасности»,

 №123, 22июня 2008года, Федеральном законе «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях пожарной безопасности»,

№120, 3июня 2011г.

В нормативных документах раскрыта сущность пожара, пожарной безопасности, противопожарного режима, а также определены права и обязанности граждан, должностных лиц в области пожарной безопасности и их ответственность за нарушение этих требований.

   

Основные понятия ( выдержки из закона РФ «О пожарной безопасности»)

 

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее матери-

альный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам

общества и государства.

 

Пожарная безопасность – состояние защищенности лич-

ности, имущества, общества и государства от пожаров.

                              

  Противопожарный режим - правила поведения людей,

 порядок организации производства (учебного процесса),

 или содержания помещений (территорий), обеспечивающие

 предупреждение нарушений требований пожарной

 безопасности.

 

Меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

 

  Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

 

Первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах.

 

Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

 

  План эвакуации – это документ, в котором указаны

 эвакуационные пути и выходы, правила поведения людей,

 порядок и последовательность действий 

 персонала при возникновении пожара.

                            

Второй вопрос для обсуждения. Каковы основные причины возникновения пожаров?

 

С целью разработки мероприятий по предупреждению пожара в учебном заведении необходимо знать основные причины возникновения пожара, физико-химические основы горения, классификацию веществ по степени горючести.

 

 

Горение - физико-химический процесс, при котором                     

горючие вещества при взаимодействии с окислителем

(кислородом воздуха) превращаются в продукты горения, с

выделением тепла и светового излучения.

 

Процесс горения возможен при наличии основных компонентов:

горючего вещества, окислителя и источника зажигания.

Горючие вещества могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Независимо от агрегатного состояния горючие вещества при нагревании переходят в паро- или газообразное состояния, при взаимодействии с кислородом воздуха образуют горючую смесь, дальнейшее нагревание которой приводит к возгоранию. При возгорании происходит окисление составных частей газовой смеси.

Выделяют два вида горения:

- полное - при высокой концентрации кислорода, образовавшиеся продукты не способны к дальнейшему окислению;

- неполное – при низкой концентрации кислорода.

 Неполное горение является наиболее опасным видом горения, так как при низкой концентрации кислорода образуются ядовитые и едкие, горючие и взрывоопасные вещества: оксид углерода, спирты, кислоты, альдегиды. Признаком неполного горения является дым, представляющий смесь парообразных, твердых и газообразных частиц.

Окислители: кислород, перекись водорода, азотная и серная кислоты, фтор, бром, хлор и их газообразные соединения, селитра.

 

  Пожароопасность веществ и материалов                

 

Одним из показателей пожарной опасности является горючесть материала или вещества.

 

Выделяют 3 группы материалов или веществ:

 

Негорючие вещества не способны к горению на воздухе (сталь, гранит, кирпич, бетон, металл, мрамор). К этой группе относятся негорючие, но пожароопасные вещества:

- сильные окислители: азотная и хлорная кислоты, кислород, хлор;

- вещества, реагирующие с водой, при взаимодействии с которой выделяется большое количество тепла: калий, натрий, карбид кальция, негашеная известь;

- вещества, выделяющие горючие газы при нагревании, при реакциях с водой, или другими веществами: щелочноземельные металлы.

По существующим правилам при строительстве производственных, общественных, жилых зданий необходимо использовать конструкции из негорючих материалов. При отделке внутренних помещений допускается применение трудногорючих материалов.

Трудногорючие вещества и материалы, которые не способны самостоятельно поддерживать горение в воздухе после удаления источника зажигания: теплоизоляционные материалы, древесностружечные плиты (ДСП), древесноволокнистые плиты (ДВП).

  Горючие вещества и материалы способны самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и способны к самовозгоранию: солома, бумага, дерево, целлюлоза, пластмасса, рубероид, битум. Особую опасность при пожаре представляют горючие материалы, особенно пластики, выделяющие большое количество ядовитых газов, поэтому такие материалы для отделки помещений применять не рекомендуется.

Одной из причин возникновения пожара в учебном заведении является самовозгорание твердых горючих материалов, производственные мастерские в этом плане представляют большую опасность, где после занятий могут оставаться древесные опилки, мусор, отходы, промасленные тряпки и ветошь. Каким образом происходит самовозгорание? Вещества и материалы вступают в химическую реакцию с воздухом или другими окислителями, при этом выделяется большое количество теплоты, достаточное для их возгорания. Например, самовозгорание промасленных тряпок или фосфора на воздухе, легковоспламеняющихся жидкостей при взаимодействии с марганцовкой, древесных опилок с кислотами. Для обеспечения пожарной безопасности необходимо после занятий выносить мусор и отходы, а промасленные тряпки должны храниться в специальном металлическом ящике с плотной крышкой.

 Выделяют еще один вид самовозгорания – микробиологическое самовозгорание, которое связано с деятельностью мельчайших насекомых.

Размножаясь в огромных количествах в спрессованных материалах, они питаются органическими веществами, после завершения жизненного цикла, процесс разложения сопровождается значительным повышением температуры и накоплением тепла внутри материала. Характерным примером является самовозгорание прошлогодних скирд сена.

 

               Основные причины возникновения пожаров

 

1. Хранение химических веществ и реактивов, которые обладают пожаро- и взрывоопасными свойствами и являются сильными окислителями и восстановителями в химических лабораториях. Особую осторожность необходимо соблюдать при работе с легковоспламеняющимися жидкостями: эфиры, спирты, бензин, керосин, воспламенение паров которых может произойти от зажженной спички, поэтому хранить их необходимо в небольших количествах с соблюдением правил безопасности.

2.Самовозгорание промасленной ветоши в производственных мастерских.

3.Неисправная электропроводка.

4.Неисправное электрооборудование.

5.Брошенный окурок в мусор.

 

 

  Третий вопрос для обсуждения. Опасные факторы пожара.

 

Для того чтобы оценить сложившуюся ситуацию и определить степень реальной опасности с целью принятия оптимального решения, необходимо знать опасные факторы пожара.

Опасными факторами пожара являются такие воздействия, которые могут вызвать потерю сознания или смерть людей. Первичными опасными факторами пожара являются:

1.Непосредственное воздействие пламени.

2.Высокая температура.

Воздействие этих факторов приводит к серьезным травматическим повреждениям. При вдыхании нагретого воздуха поражаются верхние дыхательные пути, что приводит к некрозу, удушью и летальному исходу. При повышении температуры кожи человека до 42-46 градусов, появляются болевые ощущения, ожоги.

3.Снижение концентрации кислорода и повышение концентрации угарного газа.

 Высокий уровень содержания в дыме угарного газа, углекислого газа, сернистого газа, оксидов азота, синильной кислоты и других токсичных веществ, приводит к снижению концентрации кислорода. Угарный газ намного быстрее, чем кислород соединяется с гемоглобином крови и образует карбоксигемоглобин, при этом эритроциты теряют способность разносить кислород по организму. Приводятся данные, что снижение концентрации кислорода на 3% приводит к ухудшению двигательных функций организма человека, а до 14% представляет серьезную опасность.

Отравление угарным газом возможно в тех помещениях, которые далеко находятся от очага пожара, так как распространяется вместе с дымом на большие расстояния и не оседает на стенах и окружающих предметах. Концентрация угарного газа при горении быстро возрастает и только разбавление воздухом может привести к ее снижению. По характеру воздействия на организм человека, угарный газ сравнивают с синильной кислотой. Важно помнить, что ни сухая ткань, ни влажная, ни респиратор, ни обычный противогаз без дополнительных патронов не обеспечивают защиту от отравления угарным газом. От воздействия угарного газа применяются специальные средства защиты такие как, фильтрующие противогазы марок СО, М, самоспасатели, и изолирующие противогазы. Фильтрующие противогазы ГП-5, ГП-7 обеспечивают защиту только с ДПГ-1. Угарный газ оказывает воздействие на человека даже в небольших концентрациях, обладая способностью накапливаться в организме. При этом появляются: головная боль, ослабление зрения, головокружение, тошнота. При длительном воздействии теряется чувство времени, нарушается ориентация в пространстве, возможен даже летальный исход. Показано, что при отравлении угарным газом снижается ощущение боли от ожогов, полученных при пожаре, что является одной из причин неадекватного поведения при пожаре.

В литературных источниках приводятся данные о недопустимых концентрациях угарного газа в смеси с воздухом:

11 500мг/ м3 (или 1% СО) при времени воздействия 3 минуты;

2300 мг/м3 (или 0,2 % СО) за 60 минут;

3500-4000 мг/м3 (0,3- 0,4 СО) – при времени воздействия 30 минут.

4.Тепловое излучение.

Тепловое излучение представляет серьезную опасность, как и высокая температура, особенно на открытые поверхности тела человека.

5.Паника.

Опасное, неконтролируемое поведение людей, даже при незначительном возгорании. Выбегая их здания, люди могут оставлять открытыми окна, двери, что будет способствовать быстрому распространению огня. Для предупреждения паники и обеспечения безопасной, организованной эвакуации необходимо знать последовательность действий при пожаре: тревога – вызов пожарной охраны – эвакуация – сбор - перекличка.

В литературных источниках отмечается пять основных ситуаций, способствующих возникновению паники при эвакуации:

- ограниченное количество эвакуационных путей и выходов;

- неизбежность возникновения опасности, при которой единственным способом спасения является бегство;

- выход из строя или блокировка путей эвакуации;

- форсированное движение массы людей, не имеющих необходимой информации, к закрытому пути эвакуации;

- неподготовленность объектов и непродуманность организационных мер администрацией на случай эвакуации при пожаре.

  Для предотвращения паники необходимо:

- исключить препятствия на пути эвакуации;

- должно работать аварийное освещение;

- поддерживать контакт с эвакуируемыми;

- обеспечить работу систем оповещения, указывающих порядок и пути эвакуации.

6.Возможность взрыва.

В результате взрыва исходное вещество переходит в новое состояние, в результате преобразования энергии межмолекулярных и межатомных связей в энергии меньшего уровня с образованием веществ, плотность которых меньше первоначальной. Взрыв – это процесс выделения энергии за короткий промежуток времени, связанный с мгновенным физико-химическим изменением состояния вещества, приводящим к возникновению скачка давления или ударной волны, сопровождающийся образованием сжатых газов или паров, способных производить работу. Способностью взрываться от различных источников воспламенения обладают:

- взрывчатые вещества (газы, мелкодисперсные металлические порошки, пылевидные горючие материалы);

- смеси паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с воздухом и кислородом;

-смеси горючих газов с воздухом, кислородом, хлором и другими галогенами (фтор, бром);

-смеси пылей некоторых твердых горючих веществ с воздухом и кислородом.

7. Поражение электрическим током. Серьезную опасность для здоровья человека представляют факторы:

- Путь протекания тока. Наиболее опасен путь: «правая рука – ноги»; «левая рука – ноги»; «рука-рука»; «нога-нога».

- Время воздействия тока. Чем больше время воздействия, тем опаснее. При протекании электрического тока в месте контакта разрушается верхний слой кожи (эпидермис), что приводит к уменьшению электрического сопротивления тела. В этом случае необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от контакта с проводником тока. Разомкнуть электрическую цепь можно отключив электропитание с помощью выключателя, рубильника, или перерубив проводник с помощью топора, других подручных средств.

- Сила и частота тока. Приводятся следующие значения: 0,6-1,5 мА – пороговый ощутимый ток; 3-5 мА – раздражающее действие тока ощущается всей кистью; 8-10 мА- боль охватывает всю руку и кисть, судорожные сокращения; 10-15 мА – называется пороговым неотпускающим током; 25-50 мА – нарушается работа сердца и легких; 100 мА – фибрилляция сердца; 5 А- остановка сердца.

8.Обрушение конструкций здания и падение обгоревших предметов. В результате обрушения конструкций возможны травматические повреждения разной степени тяжести. Резкое падение высоты пламени из оконных проемов - признак обрушения ограждающих конструкций или выгорания дверных полотнищ, за которыми может последовать еще большее разрушение.

 

Четвертый вопрос для обсуждения. Мероприятия по предупреждению пожара в учебном заведении.

 

При обсуждении этого вопроса можно организовать поисковую беседу. Студенты осуществляют анализ основных причин возникновения пожара в институте и предлагают мероприятия, направленные на его профилактику.

Преподаватель может задавать вопросы, например, принимая во внимание основные причины возникновения пожаров, какие мероприятия, на ваш взгляд необходимо осуществлять для их профилактики?

 

1. Хранить химические вещества и легковоспламеняющиеся жидкости в учебных кабинетах, мастерских в небольших количествах, соблюдая правила пожарной безопасности.

2. Не оставлять работающие технические средства обучения и другие электроприборы без присмотра.

3. В учебных аудиториях количество учебных столов должно соответствовать нормам проектирования.

4. При проведении занятий не включать в одну розетку несколько электроприборов большой мощности.

5. Не пользоваться электропроводкой с поврежденной изоляцией.

6. Нельзя использовать на занятиях неисправные электроприборы, а в холодное время года применять для обогрева помещений самодельные электронагреватели.

7. В местах проведения массовых мероприятий обязательно должен быть запасной выход, план эвакуации, отсутствие железных решеток на окнах.

8. Эвакуационные пути: коридоры, лестницы, вестибюли, пожарные лестницы и др.- должны обеспечивать безопасное передвижение людей от места возникновения пожара за пределы здания или в безопасное место.

Они не должны загромождаться различными предметами.

9. Огнетушители должны находиться на каждом этаже на видном и доступном месте.

10. Курить только в специально отведенных для этого местах.

 

Пятый вопрос для обсуждения. Алгоритм действий студентов в различных ситуациях в случае пожара.

 

Для обсуждения данного вопроса можно организовать со студентами решение ситуационных задач, при рассмотрении которых необходимо предложить варианты конкретных действий в различных ситуациях в случае пожара.

Для принятия правильного решения действий в экстремальных ситуациях необходимо учитывать основные этапы в распространении пожара.

 

Выделяют 3 стадии в развитии пожара:

1. Начальная: линейное распространение пожара, с образованием дыма, скорость распространения которого 7-8 м/ сек.

2. Стадия объемного развития пожара: развивается в течение 40 минут, площадь пожара увеличивается, температура достигает 200-300 градусов, появляется опасность обрушения конструкций.

3. Стадия затухания.

 

Ситуационная задача. Занимаясь в аудитории на третьем этаже, вы почувствовали запах гари и дыма. Приоткрыв дверь, обнаружили, что в коридоре сильное задымление и плохая видимость. Каковы ваши действия в данной ситуации?

 

Алгоритм действий

1. При обнаружении очага возгорания необходимо вызвать пожарную охрану (01, 112).

2. Используя первичные средства пожаротушения (песок, плотную ткань, воду, огнетушители), попытаться ликвидировать очаг возгорания до приезда пожарной службы.

3. По сигналу тревоги преподаватели организуют экстренную эвакуацию студентов из учебного корпуса в безопасное место, используя для этого запасные выходы. Двери этих выходов должны открываться по ходу эвакуации и оборудоваться легко открывающимися запорами. Для эвакуации можно использовать пожарную лестницу, или окна первого этажа.

4. При эвакуации передвигаться по возможности вдоль стены, пригнувшись и закрыв органы дыхания влажной ватно-марлевой повязкой, платком или шарфом, помня, что угарный газ не задерживается ни сухой, ни влажной тканью. Эвакуацию можно проводить при незначительном задымлении и относительно хорошей видимости.

5. Если нет возможности покинуть аудиторию из-за густого, едкого дыма в коридоре, необходимо оставаться на месте. В этом случае все щели, дверные проемы, вентиляционные отверстия заткнуть мокрыми тряпками, чтобы предотвратить попадание дыма. В этом случае применяется другой способ эвакуации - с помощью пожарных. Для этого используются: штурмовые лестницы, автолестницы, веревки, пожарные лифты, «куб жизни» - специальное устройство, позволяющее спасти жизнь человеку, выпрыгивающему с высоты четвертого этажа современного здания, вертолеты.

 

                        Расчет времени эвакуации

 

В литературных источниках приводятся данные об интегральной характеристике безопасности – времени эвакуации (tэв). Показано, что время эвакуации не должно быть больше времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара (tбл). Для образовательных учреждений расчет времени эвакуации может быть представлен в виде формулы:

 tэв=tоб +tоп+tсб +tдв,

 где: tэв – время эвакуации людей из опасной зоны;

 tоб – время обнаружения признаков пожара;

 tоп – время оповещения людей о пожаре и необходимости экстренной эвакуации;

 tсб – время сбора и подготовки к эвакуации;

 tдв – время движения людей до безопасной зоны.

 

 Время обнаружения признаков пожара зависит от комплекса организационно-технических мероприятий, предусмотренных в образовательном учреждении: наличия системы сигнализации, дежурных сил и средств, алгоритмов действий в случае возникновения экстремальной ситуации.

Время оповещения определяется быстротой обнаружения источника возгорания, сообщением о пожаре и принятием решения об экстренной эвакуации.

Время сбора и подготовки к эвакуации значительно сокращается, если в образовательном учреждении проводились учебные эвакуации, отрабатывались действия студентов и преподавателей в экстремальной ситуации. Скорость эвакуационных мероприятий зависит от системы оповещения, которая может осуществляться в виде продолжительных звонков, тонированными сигналами, речевыми сообщениями.

 

По статистике причины смерти на пожарах распределяются таким образом:

18% - ожоги; 48% - отравления угарным газом; 16% - отравление цианидами; 18% - комплексное воздействие на организм теплоты, оксида углерода и других факторах.

 

Шестой вопрос для обсуждения. Классификация пожаров.

 

В зависимости от агрегатного состояния, в котором находятся горючие вещества, участвующие в процессе горения, все пожары делятся на несколько классов и обозначаются латинскими буквами: A, B, C, E.

Огнетушители, в зависимости от состава заряженного в них огнетушащего вещества, могут быть использованы для тушения одного или нескольких классов пожаров:

А - загорание твердых горючих веществ. Огнетушители: порошковые, углекислотные, воздушнопенные.

B - загорание жидких горючих веществ. Огнетушители: воздушнопенные, углекислотные, порошковые.

C – загорание газообразных горючих веществ. Огнетушители: порошковые, углекислотные.

Е – загорание электроустановок, находящихся под напряжением. Огнетушители: порошковые, углекислотные.

 

Каждый огнетушитель имеет этикетку, на которой указаны пиктограммы классов пожаров, для тушения которых предназначен огнетушитель. Пиктограммы классов пожаров, для тушения которых огнетушитель не может быть использован, перечеркнуты диагональной полосой или не указываются.

 

По внешним признакам горения пожары разделяются на:

- наружные, признаки которых можно установить визуально;

- внутренние, которые возникают и развиваются внутри зданий;

- одновременно наружные и внутренние, этот вид пожаров является наиболее опасным. Наружные пожары всегда являются открытыми. Внутренние пожары бывают открытыми, источник возгорания определяется визуально и скрытыми, в этом случае горение протекает в пустотах и внутри конструкций.

 

По месту возникновения пожары подразделяются на:

- пожары в зданиях и сооружениях;

- пожары на скрытых площадях складов;

- пожары на горючих массивах (лесные, торфяные, степные).

 

По времени начала тушения пожары делятся:

- незапущенные, которые в большинстве случаев ликвидируются на начальных этапах возгорания первичными средствами пожаротушения;

-запущенные, из-за позднего обнаружения возгорания и сообщения в пожарную охрану.

 

Главной целью действий при тушении пожаров является прекращение горения. Для прекращения горения применяются основные способы.

1. Для тушения развивающихся наружных пожаров при горении твердых материалов применяют способ охлаждения зоны горения водой, углекислотой и другими огнетушащими веществами, которые отнимают часть тепла, идущую на поддержание горения.

2. Для тушения жидкостей в резервуарах применяют способ изоляции зоны горения пеной, порошком, песком, плотными покрывалами и другими средствами, которые препятствуют поступлению воздуха в зону горения.

3.Для тушения небольших пожаров применяют водяной пар, углекислый газ, азот, которые разбавляют реагирующие в процессе горения вещества и возгорание прекращается. Для прекращения процесса горения используют и галогенированные углеводороды (бромэтил, фреоны).

 

Седьмой вопрос для обсуждения. Средства пожаротушения и правила пользования ими.

 

В зависимости от вида огнетушащего вещества огнетушители классифицируются:

а) пенные (ОП):

- воздушно-пенные (ОВП);

- химические пенные (ОХП);

 

б) газовые:

 - углекислотные (ОУ);

 - аэрозольные;

 

в) порошковые (ОП);

г) водные.

 

В качестве огнетушащих веществ в огнетушителях применяют:

- Вода. Она применяется с целью охлаждения зоны горения и разбавления газопаровоздушной среды водяными парами. Она доступна для целей пожаротушения, химически инертна по отношению к большинству веществ и материалов. В условиях тушения пожара, вода, превращаясь в пар (из 1 литра воды образуется 1700 литров пара), разбавляет реагирующие вещества. Вода обладает и отрицательными свойствами: электропроводна, способна вступать в реакцию с некоторыми веществами: калий, кальций, натрий, селитра, имеет сравнительно высокую температуру замерзания.

- Водные растворы пенообразующих веществ. Применяются для образования химической или воздушно-механической пены, способствующей изоляции зоны горения и охлаждению горящих компонентов.

- Газ (углекислота, хладон). Применяются для разбавления газопаровоздушной смеси и торможения процессов горения.

- Порошок. Изолирует зону горения, тормозит химические процессы горения.

- Комбинированные составы. Используются в основном в передвижных огнетушителях для комбинированного воздействия на очаг горения (например, пена и порошок).

 

                     Огнетушитель углекислотный

 

Углекислотный огнетушитель представляет собой стальной армированный баллон, в горловину которого ввернут затвор пистолетного типа с сифонной трубкой. Затвор имеет ниппель, к которому присоединяется пластмассовая трубка с раструбом. Двуокись углерода, испаряясь при выходе в раструб, частично превращается в углекислотный снег (твердая фаза), который прекращает доступ кислорода к очагу и одновременно охлаждает очаг загорания. Баллон огнетушителя постоянно находится под высоким давлением, поэтому не реже одного раза в год он должен быть испытан на пробное давление.

Огнетушитель нельзя хранить вблизи отопительных приборов, нагретых поверхностей и агрегатов, а также под прямыми солнечными лучами.

 

        Рис. Огнетушитель углекислотный.

 

1- стальной баллон;

2- запорно-пусковое устройство;

3- сифонная трубка;

4- раструб;

5- ручка для переноски огнетушителя;

6- заряд (двуокись углерода).

 

Углекислотный огнетушитель применяется в начальной стадии загорания любых материалов, в том числе и веществ, не допускающих контактов с водой, электродвигателей, любых легковоспламеняющихся жидкостей. Углекислотные огнетушители используются при возгорании генераторов электрического тока, при тушении пожаров в лабораториях, архивах, хранилищах произведений искусств, где вода может повредить документы, ценности. Углекислота находится под давлением 60 атм. и всегда сработает при работе с огнетушителем. Дистанционное действие струи 2-3 метра, время эксплуатации 6 сек. Как правильно работать с углекислотным огнетушителем при пожаре? Взять огнетушитель левой рукой за ручку, поднести его к огню, не ближе 2 метров, выдернуть чеку или сорвать пломбу, направить раструб в очаг пожара, открыть вентиль или нажать рычаг пистолета (в случае пистолетного запорно-пускового устройства). Раструб нельзя держать голой рукой, так как он имеет очень низкую температуру (углекислота: температура -180 градусов).

 

             Огнетушитель химический пенный

Огнетушитель применяется при возгорании твердых материалов, а также различных горючих жидкостей на площади не более одного квадратного метра, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением, а также щелочных материалов. Огнетушитель рекомендуется использовать и хранить при температуре от 5 до 45 градусов.

Огнетушитель представляет собой стальной сварной баллон. В верхнее днище вварена горловина, закрытая чугунной крышкой с запорным устройством, состоящим из резинового клапана, пружины, прижимающей клапан к горловине кислотного стакана при закрытом положении рукоятки.

С помощью рукоятки поднимается и опускается клапан. На горловине расположен спрыск, закрываемый специальной мембраной, предотвращающей выход заряда до полного смешения кислоты со щелочью. Стакан для кислотного заряда изготовлен из полиэтилена.

Для приведения в действие огнетушителя поворачивают ручку запорного устройства на 180 градусов, поворачивают огнетушитель вверх дном и направляют струю в очаг загорания. При повороте ручки открывается кислотный стакан, кислотная и щелочная части заряда смешиваются и в результате их взаимодействия образуется углекислый газ.

 

            Огнетушитель воздушно-пенный

Воздушно-пенный огнетушитель предназначен для тушения различных веществ и материалов, за исключением щелочных и щелочноземельных элементов, а также электроустановок, находящихся под напряжением. Огнетушитель обеспечивает подачу высокократной воздушно-механической пены.

 

Работа воздушно-пенного огнетушителя основана на вытеснении огнетушащего состава (раствора пенообразователя) под действием избыточного давления, создаваемого рабочим газом (воздух, углекислый газ, азот). Зарядом в этих огнетушителях является 6% раствор пенообразователя. Воздушно-механическая пена образуется в раструбе, где раствор, выходящий из корпуса, перемешивается с воздухом.

При нажатии на кнопку крышки огнетушителя происходит прокалывание заглушки баллона с рабочим газом. Газ по сифонной трубке поступает в корпус огнетушителя и создает избыточное давление, под воздействием которого раствор пенообразователя подается по сифонной трубке и шлангу к воздушно-пенному насадку. В нем за счет разницы диаметров шланга и насадка происходит разряжение, в результате чего подсасывается воздух. Раствор пенообразователя, проходя через сетку насадка, смешивается с засасываемым воздухом и образует воздушно-механическую пену. Пена, попадая на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода воздуха.

 

 

                       Порошковый огнетушитель

 

Порошковые огнетушители предназначены для тушения загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пластмасс, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000В. Огнетушитель может применяться в быту, на предприятиях и на транспорте. Температурный диапазон хранения от -35до 50 С. Зарядом для тушения пожаров классов А, В, С, Е, являются порошки, основными компонентами которых являются фосфорно-аммонийные соли. Зарядом для тушения пожаров классов В, С, Е, являются порошки, в состав которых входит бикарбонат натрия или калия, сульфат калия, сплав мочевины с солями угольной кислоты.

Для приведения огнетушителя в действие необходимо выдернуть чеку или фиксатор, направить огнетушитель или ствол огнетушителя на очаг пожара, поднять рычаг вверх (или нажать на кнопку для прокола газового баллона), через 5 с приступить к тушению пожара.

 

Работа порошкового огнетушителя с встроенным газовым источником давления основана на вытеснении огнетушащего состава под действием избыточного давления, создаваемого рабочим газом (углекислый газ, азот).

При воздействии на запорно-пусковое устройство происходит прокалывание заглушки баллона с рабочим газом или воспламенение газогенератора. Газ по трубке подвода рабочего газа поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создает избыточное давление, в результате чего порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Устройство позволяет выпускать порошок порциями. Для этого необходимо периодически отпускать рукоятку, пружина которой закрывает ствол. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода, содержащегося в воздухе.

У порошкового огнетушителя есть манометр, стрелка которого должна находиться на зеленом секторе. Если в баллоне скапливается большое давление, стрелка в этом случае будет находиться на желтом секторе, огнетушитель необходимо перезарядить. Если стрелка манометра находится на красном секторе – упало давление, огнетушитель также необходимо перезарядить. Время приведения в действие порошкового огнетушителя составляет 5секунд, время эксплуатации до 10 секунд. Длина струи – 3-4 метра. Проверка давления в огнетушителе осуществляется 1 раз в квартал.

 

Восьмой вопрос для обсуждения. Первая помощь пострадавшим при ожогах и отравлении угарным газом, полученных на пожаре.

 

Для спасения пострадавших при пожаре, у которых могут быть обширные и глубокие ожоги, отравления угарным газом, необходимо знать и уметь, как правильно оказывать первую медицинскую помощь. Нужно помнить, если площадь поражения превышает 10% всей поверхности тела, то неизбежно развитие ожогового шока и ожоговой болезни.Ожог повреждение тканей, вызванное воздействием высокой температуры, химических веществ, лучевой энергии и электрического тока.  Определить площадь ожога можно с помощью правила «девяток»: площади отдельных областей тела равны или кратны 9: головы и шеи -9%, одной верхней конечности – 9%, передней поверхности туловища – 18%, его задней поверхности -18%, одной нижней поверхности -18%, промежности и наружных половых органов – 1%. При небольших ожогах применяется правила «ладони»: площадь ладони взрослого человека составляет 1% площади поверхности тела.

Другим фактором, который влияет на тяжесть состояния пострадавшего и дальнейший прогноз, является степень или глубина ожога.   

                  

  В зависимости от глубины поражения ожоги делятся на 4 степени

При ожогах I степени наблюдается покраснение кожных покровов, т.к. происходит расширение кожных капилляров, умеренная отечность, болевые ощущения. Воспалительные процессы проходят через 5-6 дней. Может наблюдаться шелушение кожи. Это самая легкая степень ожога.

Ожог II степени характеризуется отслойкой наружных слоев эпидермиса с образованием пузырей, наполненных прозрачной жидкостью, значительными отеками, сильнейшими болями. Повреждений глубоких слоев кожи нет, поэтому полное выздоровление наступает через 10-15 дней.

При ожогах III степенинаблюдаются более серьезные повреждения, некроз (омертвление) тканей, которое наступает в результате свертывания белков клеток и тканей под действием высокой температуры. В зависимости от тяжести повреждений ожоги III степени разделяются на 2 подвида. При ожогах III А степени наблюдается некроз всего или почти всего слоя эпидермиса; при ожогах III Б степени – некроз всех слоев кожи.

Ожоги IV степени являются самой тяжелой формой ожога, при которой повреждаются кожа, мышцы, сухожилия, кости. Такие повреждения возникают при воздействии на ткани открытого пламени, расплавленного металла, происходит обугливание. Ожоги III и IV степени заживают очень долго и только при хирургическом вмешательстве.

При ожогах с большой площадью поражения у пострадавших могут развиваться симптомы ожоговой болезни.

                           Периоды ожоговой болезни

1. Первый период – ожоговый шок. В основе развития ожогового шока лежит повреждение нервных окончаний, перевозбуждение нервной системы болевыми импульсами, большая плазмопотеря, особенно выраженная при обширных ожогах II степени. При ожогах I степени шок может наступить при поражении 50% поверхности тела. При глубоких ожогах площадью поражения кожных покровов 10-20 % наблюдаются признаки легкой формы шока, при 20-40% – тяжелой, более 40% – очень тяжелой формы ожогового шока.

2. Второй период – токсемия. В этот период наблюдаются изменения крови и функции внутренних органов в результате интоксикации организма, т.к. происходит всасывание токсинов и продуктов распада тканей из области поражения в кровь. Этот период начинается сразу после получения ожога и проявляется такими признаками, как сильные головные боли, тошнота, рвота, общая слабость организма.

3. Третий период – инфицирование (септикотоксемия). При тяжелых и обширных ожогах может произойти инфицирование пораженных участков кожи с развитием таких признаков расстройства жизнедеятельности организма как: вялость, повышение температуры, появление ознобов, развитие анемии и т. д.

4. Четвертый период – выздоровление. Характеризуется восстановлением целостности кожного покрова и его функций.

                Первая медицинская помощь:

 

1. При оказании помощи пострадавшему необходимо как можно быстрее прервать воздействие повреждающего фактора (быстро погасить пламя водой или укутыванием пострадавшего одеялом, брезентом, катанием по земле, если загорелась одежда). Плотно прилипшие участки одежды аккуратно обрезают, некоторые из них оставляют на месте.

2. При ожоге I степени пораженный участок кожи можно облить холодной водой, а затем обработать спиртом или одеколоном, которые оказывают болеутоляющее и дезинфицирующее воздействие. Можно на места ожогов прикладывать марлю, смоченную этими растворами. Очень эффективно использование специальных аэрозолей типа «Левиан», «Пантенол», которые предназначены для лечения поверхностных ожогов.

3. При ожоге II степени, при котором образовались пузыри, обрабатывать область ожога спиртом или одеколоном нельзя, т.к. это вызывает сильные болевые ощущения и жжение. Нельзя также смазывать поверхность ожога вазелином, животным или растительным маслом, присыпать порошком. Пузыри нельзя прокалывать, т.к. они предохраняют область ожога от инфицирования. Необходимо наложить на ожоговую рану сухие стерильные повязки, либо чистую проглаженную ткань. Для предупреждения развития ожогового шока на ткань приложить холод (бутылку с холодной водой, пузырь со льдом). При обширных ожогах пораженный участок кожи должен находиться в максимально растянутом положении (например, если ожог на внутренней поверхности локтевого сгиба, то руку нужно зафиксировать в разогнутом положении). Дать пострадавшему обильное питье (чай, кофе). Значительно улучшает состояние прием внутрь соле-щелочного раствора (1 чайная ложка питьевой соды и ½ чайной ложки соли на 1 л воды). После лечебного учреждения, где будут удалены пузыри, для быстрейшего заживления ожогов можно использовать аэрозоли «Левиан», «Пантенол».

4. При обширных ожогах III и IV степени пострадавшего необходимо завернуть в чистую, сухую простыню, приложить холод на область ожога и организовать срочную доставку в лечебное учреждение, дать обезболивающие препараты и обильное питье.

 

           Первая помощь при отравлении угарным газом

 

Отравление угарным газом является одним из основных опасных факторов, от которого погибают люди при пожаре. Отравление угарным газом может возникнуть и в других ситуациях, например, при растопке печи. Если закрыть вытяжную трубу, прежде чем протопилась печь, при этом будут видны красные, тлеющие угольки, угарный газ будет проникать в помещение. Очень важно знать признаки отравления угарным газом и уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Признаки отравления: резь в глазах, ухудшение зрения, звон в ушах, снижение слуха, головная боль, головокружение, ощущение пульсации в висках, снижение координации мелких точных движений, в тяжелых случаях, потеря сознания.

                    Первая помощь при отравлении:

1.В помещении, где большая концентрация угарного газа необходимо передвигаться, пригнувшись к полу, так как газ легче воздуха и скапливается вверху.

2.Если пострадавший находится без сознания, попытаться вынести на свежий воздух, облить голову холодной водой, можно влить в рот воды с несколькими каплями нашатырного спирта (на стакан воды 2-3 капли), или давать вдыхать пары нашатырного спирта на ватке.

3.Уложить пострадавшего в постель, для согревания можно использовать грелки, бутылки с горячей водой, в качестве питья, черный кофе, крепкий чай.

4.Очень важно, в течение часа поддерживать внимание пострадавшего, для этого заставлять его говорить, считать, слушать.

 

 

                               Контрольные вопросы

 

1.Каковы основные причины возникновения пожаров в учебном заведении?

2.Опасные факторы пожара.

3.Мероприятия по предупреждению пожара в учебном заведении.

4.Алгоритм действий студентов в различных ситуациях в случае пожара.

5.За счет чего создаются условия для потухания?

6.Назовите наиболее распространенные средства пожаротушения?

7.В каких случаях нельзя применять воду для тушения пожара?

8.Перечислите первичные средства пожаротушения.

9.Назовите виды огнетушителей.

 10.Принцип действия химического пенного огнетушителя.

 11.Порядок приведения в действие порошкового огнетушителя.

 12.Принцип действия углекислотного огнетушителя.

 13.Основные классы пожаров.

 14.Охарактеризуйте огнетушащие вещества, которые применяются в огнетушителях.

 15.Первая помощь при термических ожогах.

 16.Первая помощь при отравлении угарным газом.

 17.Каким образом осуществляется расчет времени эвакуации для образовательного учреждения?

 

                    Контрольные тестовые задания

1. Установите соответствие между видами загораний и классами пожаров:

1. Класс А  а) загорание электроустановок под напряжением;

2. Класс В  б) загорание твердых горючих веществ;

3. Класс С  в) загорание газообразных горючих веществ;

4. Класс Е  г) загорание жидких горючих веществ.

     

2. Какие виды возгораний нельзя тушить водой или водным огнетушителем?

а) произведения искусства;

б) деревянные строения;

в) бензин, керосин;

г) электроустановки под напряжением.

 

3. Какие виды возгораний нельзя тушить пенным огнетушителем?

а) мусор, бумагу;

б) деревянные строения;

в) бензин, керосин;

г) электропровода.

 

4. Какие виды возгораний можно тушить с помощью порошкового огнетушителя?

а) горючие жидкости;

б) лаки, краски;

в) пластмасса;

г) электроустановки.

   

5. В течении какого времени происходит воспламенение древесной стружки от тлеющей сигареты?

а) 0,5- 1ч; б) 1,5-2ч; в) 1-1,5ч;

г) 2-3ч; д) 0,25-1ч.

    

6. Отравление каким веществом сопровождается клиническими признаками: резь в глазах, ухудшение зрения, снижение слуха, ощущение пульсации в висках, головокружение, головная боль, снижение координации мелких точных движений, потеря сознания.

а) угарный газ; б) бытовой газ;

в) хлор; г) аммиак; д) сероводород.

  

7. При отравлении каким веществом необходимо оказать следующую первую медицинскую помощь пострадавшему? По возможности обеспечить доступ свежего воздуха, облить пострадавшего холодной водой, дать выпить стакан воды с 2-3 каплями нашатырного спирта, поддерживать внимание пострадавшего до приезда скорой помощи:

а) сероводород; б) угарный газ;

в) бытовой газ; г) аммиак; д) хлор.

    

8. Назовите степень ожога, если на коже появились пузыри с прозрачной жидкостью?

а) 1-я; б) 4-я; в) 3-я; г) 2-я; д) 5-я.

    

9. Установите соответствие между степенью термического ожога и характером повреждений, возникающих при ожоге:

А- 1-я     1. Отслойка наружных слоев эпидермиса с образованием

                        пузырей, наполненных прозрачной жидкостью;

Б- 2-я      2. Некроз всего или почти всего слоя эпидермиса;

В- 3-А     3. Некроз всех слоев кожи;

Г- 3-Б     4. Покраснение кожных покровов, отечность;

Д- 4-я      5. Некроз кожных покровов, повреждение мышц,                              

                    сухожилий.

 

     

10. Установите соответствие между степенью повреждений при ожоге и мероприятиями по оказанию первой медицинской помощи:

 

А-1-я     1. Накрыть пораженную поверхность чистой сухой тканью,

                   приложить холод: бутылки с холодной водой, пакеты со 

                  снегом, травматические пакеты, обильное питье; срочная

                  госпитализация;

Б-2-я      2. Промыть обожженную поверхность

                   холодной водой, обработать

                   спиртосодержащими жидкостями;

В-3-я     3. Накрыть обожженную поверхность чистой сухой тканью,

                  приложить холод, после удаления в травпункте пузырей,

                  обрабатывать кожу аэрозолем Пантенол;

Г-4-я     4. Накрыть пораженную поверхность чистой сухой тканью,

                  приложить холод: бутылки с холодной водой, пакеты со

                  снегом, травматические пакеты, обильное питье, срочная

                     госпитализация.

 

11. Стрелка манометра порошкового огнетушителя указывает на уровень давления в баллоне, если оно высокое или низкое, то огнетушитель необходимо перезарядить. Каков уровень давления в огнетушителе, если стрелка манометра находится:

                            1. На зеленом секторе;

                            2. На красном секторе;

                            3. На желтом секторе.

 

12. Укажите фазы ожоговой болезни:

а) ожоговый шок;

б) торпидная фаза;

в) фаза токсемии;

г) септикотоксемия.

 

13.  Укажите, какие действия допустимы при оказании первой медицинской помощи обожженным:

а) обрезать одежду ножницами вокруг пораженного участка;

б) снять с пострадавшего обгоревшую рубашку;

в) накрыть пострадавшего простыней или чистой тканью;

г) смазать ожоговую поверхность вазелином или другой мазью;

д) приложить холод.

 

14. Укажите, какие действия недопустимы при оказании первой медицинской помощи пострадавшему с ожогом:

а) удалить остатки обгоревшей одежды;

б) дать пострадавшему соле- щелочное питье;

в) обработать обожженный участок кожи спиртом или одеколоном;

 г) проколоть и удалить пузыри с области ожога.

 

15.  Укажите логическую последовательность действий при оказании первой помощи при ожогах:

а) накрыть поврежденную поверхность чистой тканью;

б) дать обезболивающие средства;

в) предложить обильное питье;

г) затушить горящую одежду;

д) приложить холод;

е) обеспечить пострадавшему полный покой.

 

 

16.  В бытовой газ добавляют специальное вещество, для того чтобы:

а) увеличить или уменьшить давление газа;

б) улучшить качество горения;

в) изменить цвет газа, чтобы его было лучше видно;

г) изменить запах газа;

д) увеличить температуру горения газа.

     

 

17.  Перечисленные вещества и материалы отнесите к классу: 1-горючие вещества и материалы; 2- трудногорючие; 3- негорючие вещества и материалы.

Сталь, гранит, кирпич, бетон, металл, мрамор, теплоизоляционные

материалы, древесностружечные плиты, солома, бумага, дерево, пластмасса, рубероид, битум.

      

18.  Какой наиболее распространенный способ прекращения горения твердых материалов?

а) изоляция зоны горения;

б) охлаждение зоны горения;

в) разбавление реагирующих в процессе горения веществ.

    

19.  В каких случаях можно предположить развитие ожогового шока?

а) если площадь ожога превышает 10% поверхности тела;

б) 3%;

в) 5%.

     

  20. С какими целями при ожогах применяют холод?

       а) для уменьшения боли;

       б) остановки кровотечения;

       в) остановки инфицирования организма;

       г) для предупреждения образования пузырей;

       д) для прекращения развития ожогового шока.

 

21. Спасая пострадавших из горящего здания, вы:

а) накроетесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто, проходя через горящее помещение;

б) наденете ватно-марлевую повязку, смоченную 5% раствором лимонной кислоты или респиратор Р-2 для защиты органов дыхания от угарного газа при нахождении в сильно задымленном помещении;

в) Обнаружив человека, на котором горит одежда, попытаетесь потушить ее с помощью огнетушителя ОХП-10, и после этого эвакуируете его из горящего здания;

г) дверь в задымленное помещение будете открывать резко, чтобы не получить сильных ожогов от раскаленной ручки.

 

22. При тушении горящей вертикальной поверхности с использованием огнетушителя ОХП-10 необходимо:

      а) поднять рукоятку вверх и перекинуть ее до отказа, затем встряхнуть

      огнетушитель несколько раз и образовавшуюся струю пены

      направить непосредственно на горящую часть поверхности;

      б) поднять рукоятку вверх, перекинуть ее до отказа, затем перевернуть

      огнетушитель вверх дном и струю пены направить в нижнюю часть

      горящей поверхности;

      в) поднять рукоятку вверх, перекинуть ее до отказа, затем перевернуть

      огнетушитель вверх дном и струю пены направить в верхнюю часть

      горящей поверхности;

      г) при наличии на вертикальной поверхности горящих электрических

      проводов в первую очередь тушить их как основной источник горения;

      д) при отсутствии струи пены из перевернутого вверх дном

      огнетушителя, отвернуть крышку и прочистить спрыск, а затем

      завернуть крышку, несколько раз встряхнуть огнетушитель и при

       появлении струи пены тушить с верхней части поверхности.

      

23. Потушив горящую одежду на пострадавшем, необходимо:

      а) попытаться удалить остатки одежды и грязь, затем закрыть повреж-

      денную поверхность чистой тканью, приложить холод и обеспечить

      пострадавшему покой;

      б) смазать ожоговую поверхность китовым, барсучьим, медвежьим

      жиром или посыпать крахмалом, мукой, затем закрыть ожоговую

      поверхность сухой стерильной простыней, дать пострадавшему 2-3

      таблетки анальгина и предложить обильное питье;

      в) попытаться удалить остатки одежды и грязь, вскрыть ожоговые

      пузыри, промыть ожоговую поверхность слабым раствором

      перманганата калия, закрыть поврежденную поверхность чистой

      тканью и до приезда «скорой помощи» обеспечить пострадавшему

      полный покой;

      г) забинтовать или плотно запеленать чистой простыней обожжен-

      ную часть тела, наполнить снегом, льдом, холодной водой геметичес-

      кие емкости и обложить ими область ожога поверх сухой простыни,

      дать пострадавшему 2-3 таблетки анальгина, предложить обильное

      питье и обеспечить покой пострадавшему;

       д) накрыть ожоговую поверхность сухой стерильной простыней или

       пеленкой, наполнить снегом, льдом или холодной водой полиэтилено-

       вые пакеты, пластиковые бутылки и обложить ими ожоговую повер-

       хность поверх сухой простыни или пеленки, дать пострадавшему

       2-3 таблетки анальгина, обеспечить полный покой до приезда

       «скорой помощи», предложить обильное питье.

 

    24. Вы ведете урок. Вдруг один из учащихся сообщил, что ощущает

     запах гари, другой пожаловался на затруднение дыхания, вы тоже

     почувствовали запах дыма, гари, ощутили резь в глазах. Ваш кабинет

     находится на третьем этаже. Вы:

        а) покинете класс для выяснения причин и уточнения порядка

         своих действий по обеспечению безопасности детей;

        б) быстро организованно выведете детей на четвертый этаж;

        в) окажете помощь пострадавшим, отправите их в медицинский

        пункт школы, а с остальными учащимися приступите к

        герметизации кабинета;

        г) будете ждать указаний администрации о порядке эвакуации

        детей;

        д) организованно выведите детей на улицу, при этом защитив органы

        дыхания подручными средствами, по наикратчайшему маршруту,

        указанному в плане эвакуации этажа;

        е) откроете все окна и дверь в кабинете и попытаетесь проветрить

         помещение.

        

  25. При тушении загораний бензина, дизельного топлива, лаков, красок,

     различных самовозгорающихся веществ, электроустановок под  

     напряжением, а также при низких температурах применяются

     огнетушители:

            1. Порошковые, аэрозольные.

            2. Всех типов.

            3. Уклекислотные, пенные.

            4. Порошковые, углекислотные, пенные, аэрозольные.

            5. Жидкостные, порошковые, углекислотные, пенные.

            6.Углекислотные, порошковые.

            7. Аэрозольные, углекислотные, пенные.

 

                              Контрольные задания.

1.Какие профилактические мероприятия необходимо проводить, чтобы обеспечить личную безопасность и коллективную безопасность в условиях угрозы заражения коронавирусом?

2.Изготовить защитную маску для обеспечения безопасности.

3.Материал лекций и практического занятия выучить и подготовиться к контрольной работе. Все задания выполнить в письменном виде. Каким образом буду проверять, сообщу дополнительно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: