Тадж-Махал. Середина XVII в. Агра. Индия

Сооружение вознесено на платфор­му, отделяющую его от земли. Мно­гоугольное в плане здание прореза­но глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом.

По углам платформы располагают­ся четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты. Фанта­стический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд с лучшими памятниками средневе­ковой Индии.

В эпоху Великих Моголов высше­го расцвета достигла индийская ми­ниатюра. Она представлена тремя основными художественными шко­лами. Стиль миниатюр могольской школы во многом опре­делялся особенностями жизни при дворе Акбара. Здесь собирались ху­дожники из разных городов и стран, в том числе и европейских. Создава­лись иллюстрации к индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок «Панчатантра». Важное место в при­дворной живописи занимали порт­реты исторических личностей. Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские образцы. Художник на­носил рисунок легко, чётко, стараясь не упустить ни одной, пусть самой мелкой, но «драгоценной» детали. При этом каждый элемент картины, обведённый тонким чётким конту­ром, имел своё цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утончённость.

В двух других школах индийской живописи, в Раджастхане и возник­шей несколько позже Пахари, основ­ную роль играли сюжеты из легенд о Кришне. Художники традицион­ных индийских школ живописи ил­люстрировали поэмы «Гитаговинду» и «Бхагаватпурапу» — классические тексты культа Кришны. Целую серию картин представляли иллюстрации к месяцам года, связанные с опреде­лённым настроением человека, той или иной музыкой. Подобные мини­атюры вновь говорили о нерастор­жимой связи всего живого, о единст­ве природы и человека — о том главном, что всегда утверждало ин­дийское искусство.

Император Акбар наблюдает за ловлей дикого слона. Миниатюра из книги «Акбар-наме». Могольская школа. 1564 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Англия.

 

Период исламского искусства Индии с его уникальными образца­ми художественного творчества, в которых соединились две традиции — мусульманская и индийская, показывает, как могут сосущество­вать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры. Этой эпохой за­вершилось поступательное разви­тие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.

 

 

Спасибо за внимание!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: