СДАЕМ : 6 мая или 7 мая

Добро пожаловать на урок обществознания.

Рассмотрим сегодня две темы: «Образование» и «Мораль»

При знакомстве с документом будьте внимательны: задание в середине и в конце.

Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других, то говорят о самообразовании.

Цельюобразования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

В ходе процесса обучения происходит передача учащимся накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий.

Функции образования

1. Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы.

2. Сохранение и распространение культурных достижений общества из поколения в поколение.

Пять тысяч лет назад в Шумере имелась система образования. Воспитание было семейным, обучение – общественным. Выделялись основные направления обучения: религиозное, гуманитарное, естественно-научное, техническое. В школах использовали задачники с решениями и ответами, словари.

Классические формы общего образования сложились в античности. Это древнегреческие гимназии, лицеи, римские школы. В них изучались письмо, чтение, счет, риторика, философия.

XII–XIII вв. – появились университеты. Основными формами обучения были чтение, разбор текста и диспут. Занятия велись по принципу «вопрос – ответ».

В XVIII в. создаются специальные профессиональные учебные заведения, технические и инженерные школы.

XVII–XIX вв. – складывается педагогика, – отдельная отрасль научных знаний о воспитании и обучении.

 Традиции образования в России:

В нашем обществе развитие системы образования проходило по тому же пути, что и в других странах, – от семьи к церкви и государству, с выделением образования в самостоятельную сферу общественной жизни в тесной связи с наукой.

(Крещение Руси ® Ярослав Мудрый ® 1631 г. – открытие православной школы при Киево-Печерском монастыре® реформы Петра I ® XIX в. – несколько типов школ среднего уровня ® советская школа.)

Основные звенья современной российской системы образования

Профессиональное образование: послевузовское (аспирантура, докторантура), высшее (институты, университеты, академии), среднее (техникумы, колледжи), начальное (профессиональное училище, курсы).

Среднее общее образование: полное среднее общее образование (старшая школа, 10–11 классы); основное общее образование (основная школа, 5–9 классы); начальное общее образование (младшая школа, 1–4 классы).

Дошкольное образование (ясли, сад).

Помимо этих звеньев существуют еще учреждения дополнительного образования детей:

– учреждения коррекционного образования, для детей с нарушением или задержкой в развитии, инвалидов;  образовательные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей; школы для малолетних правонарушителей в колониях;  учреждения дополнительного образования взрослых (переподготовки, повышения квалификации кадров).

Характерные особенности современного образования:

а) интеграция – тесная связь разных областей знаний;

б) информатизация – активное использование информационных технологий, компьютеров;

в) развитие непрерывного образования без отрыва работника от основной работы;

г) развитие дистанционного образования – без непосредственного контакта преподавателя и ученика.

Принципы образовательной политики в РФ:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Задание № 1: в тетради число (30 апреля), тема (Образование)

Далее записываем определение, цель образования, основные звенья российской системы образования (кратко), особенности современного образования.  Из принципов образования выписать ОДИН (важный или интересный, как вам угодно) и раскрыть, что он означает. И в конце отвечаем на вопрос (не забывайте, что краткость – сестра таланта!) о том, какой вклад внес Петр 1 в развитие российского образования.

Все, одна отметка у вас уже есть!!!

Следующая тема (задание в конце).

Мораль

- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

Моральлат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее)– 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

Категории морали:

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что еще контролирует поведение человека? (право, закон)

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

- Что объединяет эти понятия, а что отличает?

Примеры, где человек сталкивается с моралью и правом. (Н-р. Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право).

Дал слово и не сдержал (мораль)

-ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ (НАЙДИТЕ ГДЕ-НИБУДЬ) Давайте запишем его в тетрадь, выделим цветной ручкой

-Что необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

- А каковы черты морального человека?

- Трудно соответствовать моральному человеку?

- А нужно это человеку?

- Зачем?

Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.

6. Домашнее задание. записи в тетради, найти поговорки, пословицы, высказывания по темам «Мораль», «Наука», «Образование»

ЗАДАНИЕ: в тетради число (6 мая), тему (Мораль). Читаем теорию!

1.записываем определения понятий «мораль», «этика», категории морали

2. определения понятия «право» и напишите в чем разница между ПРАВОМ и МОРАЛЬЮ (коротко) и составляем схему «Нравственная культура личности».

3. записываем ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ

4..находим область в документе выделенную фиолетовым цветом. Это вопросы для письменного размышления. То есть, у вас должно получиться небольшое сочинение (ну, не пугайтесь,  из 4-5 предложений!) в котором вы и отразите ответы на эти вопросы.

ВТОРАЯ отметка есть!!

НО…………Это еще не ВСЁ!

Последнее задание: подберите пословицы или афоризмы или высказывания известных людей о НАУКЕ, МОРАЛИ и ОБРАЗОВАНИИ.

Все задания в данной работе обязательны к выполнению. Если что-то не хотите делать, то отметка может иметь вид 5\5\2, 2\4\4, 5\2\5 и так далее.

СДАЕМ: 6 мая или 7 мая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: