Задание 2. Докажите, что стратегические, тактические и оперативные планы составляют не набор разрозненных документов организации, а являются элементами системы планирования. Изложите факты в поддержку данного положения.
Задание 3. Проанализировать ситуацию по предложенным вопросам (см. ниже)
СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА: «ПЛАНИРУЕМ РАБОТУ НА ГОД»
В дошкольном образовательном учреждении «Родничок» годовое планирование работы являлось «головной болью» старшего воспитателя Елены Сергеевны. Вот и сейчас приближался апрель и наступало время разрабатывать план работы на следующий учебный год.
Елена Сергеевна знала, что ей предстоит анализировать работу сада, на основе полученных результатов ставить задачи на новый год, а потом сидеть и выдумывать массу интересных, как ей казалось, мероприятий. Затем последует равнодушное одобрение коллективом предложенного плана на педагогическом совете, а заведующая Ольга Петровна будет хвалить ее за находки, новые идеи.
|
|
Но придет очередной апрель, время подводить итоги, и вновь Елена Сергеевна обнаружит, что некоторые запланированные направления работы даже не начинались, а масса мероприятий осталась не проведена. «Хватит! Это пустая трата времени», — подумала Елена Сергеевна и в этом году решила поступить иначе.
Реализация плана работы детского сада зависит от всех сотрудников, их усилий и желаний. Поэтому Елена Сергеевна предложила педагогам принять активное участие в планировании работы на следующий год. Реакция коллег была неоднозначной. Некоторые воспитатели начали возмущаться, что на них все пытаются переложить свою работу и данное предложение яркое тому подтверждение. Но часть коллектива поддержала предложение старшего воспитателя и активно включилась в работу группы по подготовке годового плана.
Прежде всего, усилиями рабочей группы был разработан опросник и листы самоанализа, которые были предложены коллегам с целью выявления результатов работы каждого воспитателя за предыдущий период и их предложений по совершенствованию работы детского сада в дальнейшем.
Проанализировав материалы, вскрыли причины плохого выполнения планов. Оказалось, во-первых, многие обозначенные мероприятия не являлись актуальными для педагогов ДОУ — это было обусловлено отсутствием глубокой аналитической основы планирования; во-вторых, предыдущие планы перегружены мероприятиями, было выявлено их неравномерное распределение по срокам.
В результате проведенного анализа рабочая группа определила основные задачи деятельности ДОУ на следующий год и разработала план мероприятий. При этом девиз их работы был «Лучше меньше, но лучше!» Они попытались определить актуальные задачи работы и рационально распределить содержание деятельности (основные мероприятия).
|
|
Следует отметить, что запланированного было намного меньше, чем в прошлые годы, но оно, по мнению воспитателей, стало реально и выполнимо.
Удовлетворенная результатами работы группы, Елена Сергеевна представила годовой план на согласование заведующей. Посмотрев намеченный план работы на следующий год, Ольга Петровна вызвала старшего воспитателя «на ковер»: «Что это?! Вы разучились работать? Более ужасного плана в вашем исполнении я не видела! Где ваше творчество, где масса интереснейших мероприятий, которые вы всегда определяли? Как может быть организовано всего лишь три семинара для педагогов в год! Вас больше не волнует проблема повышения квалификации педагогов?»
Елена Сергеевна попыталась объяснить необходимость учета при планировании возможностей и желаний педагогов, их загруженности, отмечала, что предыдущие «интересные и насыщенные» планы не были реализованы и наполовину. Но Ольга Петровна была непреклонна: «План следует переделать. Эту формальную отписку мы на педагогическом совете даже рассматривать не будем. Ведь его невозможно показать ни одной проверке! Можно подумать, что наш сад отстающий, не работающий совсем. Стыдно! А насчет того, что предыдущие планы не реализовывались, я вам скажу, уважаемая, надо следить за их выполнением! Воспитатели должны ходить на семинары, участвовать в консультациях и других мероприятиях. А все их разговоры о перегруженности — это сказки от нежелания работать!»
Вопросы для анализа
1. Какой из представленных подходов к организации планирования годовой работы детского сада вам наиболее импонирует? Почему вы считаете, что целесообразнее придерживаться его? Обоснуйте свой ответ.
2. Каким образом вы поступили бы с членами педагогического коллектива, отказавшимися участвовать в разработке планов? Подберите аргументы, убеждающие их в необходимости включения в процесс коллективного планирования.
3. Оцените организацию процесса планирования, предложенную Еленой Сергеевной. Определите его основные этапы, их содержание и результативность.
Критерии оценки практической работы:
Оценка «Отлично»
Студент владеет основными понятиями, применяет их в процессе решения практической задачи. Умеет грамотно и аргументировано высказывать свою точку зрения;
Оценка «Хорошо»
Студент владеет основными понятиями, умеет грамотно и аргументировано высказывать свою точку зрения, в работе допущены ошибки;
Оценка «Удовлетворительно»
студент не подкрепляет точку зрения аргументами, не владеет в полной мере основными понятиями менеджмента.
Дополнительная информация: задания 2-3 предоставить в напечатанном виде.
УДАЧИ И КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ!!!