Приложение III.Популярнейшие шансон и мадригалы и их инструментальные обработки

В этом приложении мы приводим сведения о шансон и мадригалах, бывших в XVI и в начале XVII вв. популярнейшими моделями для инструментальных обработок.

Для подробного освещения (Приложения III.1-4) мы избрали четыре пьесы: «Susan[n]e un jour» Лассо, «Vestiva i colli» Палестрины, «Nasce la pena mia» Стриджо и «Ancidetemi pur» Аркадельта. Для них мы приводим сведения о вокальном первоисточнике, литературный текст с переводом, список всех известных нам на сей день инструментальных версий и нотный текст (транскрипцию) некоторых из них[20]. Для пьес, включенных в Приложение III.5, приводится лишь инципит вокального оригинала, перевод названия и список инструментальных версий, не претендующий на исчерпывающий характер.

III.1. «Susan[n]e un[g] jour» (Орландо Лассо)

Пятиголосная шансон Лассо, впервые изданная в 1560[21], стоит в ряду более 36 музыкальных претворений духовного стихотворения Гийома Геру:

Susanne un jour d’amour sollicitée par deux vieillars convoitant sa beauté, Fut en son coeur triste et desconfortée, voyant l’effort fait à sa chasteté elle leur dit: si par desloyauté de ce corps mien vous avez jouissance c’est fait de moy, si je fay résistance vous me ferez mourir en deshonneur. Mais j’aime mieux périr en innocence que d’offenser par peché le Seigneur. Сусанну раз два старца возлюбили и, красотой пленясь, к любви склонить хотят, Она же, грустью в сердце преисполнясь Опасность целомудрию узря, сказала им: коль силой иль обманом моим вы телом овладеть решили, на что мне жизнь? А если воспротивлюсь, позорная от вас грозит мне смерть. Но лучше уж погибну я невинно, Чем Господа грехом я оскорблю.

Первым по времени является, по-видимому, четырехголосная шансон Дидье Лупи II (1548). Большинство прочих шансон (в т.ч. лассовская) используют в качестве мелодического первоисточника тенор сочинения Лупи[22]. Например, семиголосная шансон Клода Лежёна (1572) излагает эту мелодию в теноре как cantus firmus и, каноном в обращении, во втором superius’е. В сочинении Лассо мелодия Лупи излагается тенором, но нестрого, со свободным «допеванием» фразы (т.9-15[23]). При повторении музыки первого раздела тенор и Quinta pars меняются партиями (Stimmtausch), и cantus firmus временно оказывается в Quinta pars (т.33-55). Кроме того, первая и некоторые другие фразы cantus firmus имитируются или «предымитируются» другими голосами (т.1-5: Superius; т.13-15: Quinta pars; т.92-97: Superius и т.д.).

Произведение написано в типичной для шансон форме типа AAB («форма bar» учебников по анализу). Первый раздел (АА1, т.1-55) соответствует четырем первым стихам. Стихи 3-4 поются на ту же музыку, что и 1-2 (у Лассо: с перестановкой типа «Stimmtausch» тенора и Quinta pars). Второй раздел (т. 56-115) — «сквозной», но тенор (cantus firmus) содержит в конце репризу мелодии первого раздела (т. 89 и далее, см. тж. имитации superius’a). В результате форма целого предстает как AA1B[A2]. Кроме того, последний стих (начиная со знака в т. 106) должен петься дважды, на что в числе прочего указывает форма большинства инструментальных обработок.

В плане музыкального письма в первом разделе обильнее используется имитационный контрапункт, второй же, не отказываясь от полифонических тонкостей (разновременная фразировка голосов), в целом выдержан в более «аккордовом» складе, позволяющем одновременую декламацию текста разными голосами и, следовательно, лучшую его слышимость.

В 1576 г. Лассо издал немецкую версию песни («Susanna frumm»), в музыкальном плане несколько отличающуюся от французской (см. органную интабуляцию в Paix 15834, f.105).

Инструментальные обработки и диминуированные версии

Интабуляции для клавишного инструмента и партитура

E. N. Ammerbach. Orgel oder Instrument Tabulatur (1571), f. 91v

B. Schmid. Zwey Bücher. Einer Neuen Kunstlichen Tabulatur... (1577), f. N4v

A. de Cabezón. Obras de Musica (1578), f. 148 & 149v (обработки Эрнандо и Антонио Кабесонов соответственно)

A. Gabrieli. Canzoni alla francese et ricercari ariosi (1605), N° 8

C. Merulo. Terzo libro de canzoni d’intavolatura d’organo (1611), p. 22

M. Rodrigues Coelho. Flores de musica (1620), f. 132v, 137, 141, 144v (четыре различные обработки)

F. Correa de Arauxo. Libro de tientos... (1626), f. 167

Ms. Berlin 40034 (1585), f. 17v

Ms. Gdańsk, Wojewódskie Archiwum Panstwowe 300.H, f. 38v

Ms. Regensburg 21 (конец XVI – начало XVII вв.), f. 9v

Ms. Firenze 641 (ок. 1565-1600)

Ms. Trento (ок. 1600), f. 39v

Ms. München 2987 (?) & Рукопись В. де Формелиса (W. de Formelis)[24]

Ms. Bologna Q 34 (1613, партитура)

Интабуляции для лютни

P. Phalèse (éd.)Theatrum musicum (1563), f. 45

M. Newsidler. Il secondo libro / Intabolatura di liuto (1566), p. 18

P. Phalèse (éd.) Luculentum theatrum musicum (1568), f. 52v, 53, 53v (три разные версии)

P. Phalèse (éd.) Theatrum musicum, longe amplissimum... (1571), f. 70v, 71v (две разные версии)

B. Jobin. Das Erste Büch... (1572), f. C4v

M. Newsidler. Tabulatura (1573) [= 156312]

M. Waissel. Tabulatura (1573), f. E1v

S. Kargel. Novae, elegantissimae... cantilenae... (15741), f. C1v

G. C. Barbetta. Novae tabulae musicae testudinariae (1582), f.I3v

E. Adriansen. Pratum musicum (1584 & 1600), f. 29v (1584): лютня, сопрано и бас

E. Adriansen. Novum pratum musicum (1592), f. 16v

G. A. Terzi. Intavolatura... Libro primo (1593), p. 38 & 39 (интабуляция и «contraponto» для второй лютни)

S. Molinaro. Intavolatura di liuto (1599), р. 130 (интабуляция Гостены)

A. Francisque. Trésor d’Orphée (1600), f. 2

J.B. Bésard. Thesaurus harmonicus (1603), f. 57v (обработка Лоренцини)

Ms. Leiden, Thysius 1666 (ок. 1600)

Ms Roma 1608 (ок. 1590-1615), f. 58v

Ms. Como 1.1.20 (1601, 1609), f. 13v: «Susanna del Cavagliere» (Лоренцини?)

Интабуляции для цистры

S. Kargel & J.D. Lais. Toppel Cythar (15753), f. B4v

P. Phalèse & J. Bellère. Hortulus citharae vulgaris (15825), f. 24v


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: