Ганс Гольбейн Младший (1497-1531)

      Как и многие мастера Возрождения, отличался разнообразными талантами: живописец, монументалист, график, прикладник.

Родился в Аугсбурге, в семье художника. Город, находящий на юге Германии, торговал с Италией и культура итальянского Возрождения оказывала влияние на работу аугсбургских мастеров.

После завершения образования Гольбейн совершил традиционное путешествие и обосновался в Базеле, где и жил до 1526 года, после чего уехал в Англию. В 1518-1519 годах совершил поездку в Италию.

 

Портрет Бонифация Амербаха. 1519. Дерево, темпера. 28,5х27,5. Художественный музей, Базель.

      Изображен сын издателя, по образованию юрист. В отличие от портретов кисти Дюрера, в портретах Гольбейна отсутствует эмоциональная напряженность. Портрет воплощает пластический и духовный идеал человека Возрождения.

 

Портреты Эразма Роттердамского. 1523. Бумага на дереве. 37х30. Художественный музей, Базель.

      Известны несколько вариантов двух портретов: профильного и в три четверти.

 

Мертвый Христос. 1521. Дерево, темпера. 30,5х200. Художественный музей, Базель.

Реализм в изображении мертвого тела. Картина служила пределлой алтаря капеллы в кафедральном соборе города Фрайбурга.

 

Мадонна бургомистра Майера. 1525-30. Дерево, темпера. 146,5х102. Музей земли Гессен, Дармштадт.

      Традиционная композиция с предстоящими, которые изображены с мадонной в одном масштабе. Но прменены две точки зрения: мадонна изображена снизу вверх. Образ мадонны собирательный, что хорошо заметно на фоне портретов конкретных людей. Мастерство показано и через складку ковра.

Портрет Анны Майер. 1526. Тонированная бумага, черный и цветной мел. 39,1х27,5. Открытое художественное собрание, Базель.

      Образ в рисунке более будничный благодаря распущенным волосам.

 

Пляски смерти (Картины смерти). 1523-1526. 58 листов. 6,5х5. (гравировал Ганс Лютцельбургер).

      44 гравюры изображают приход смерти, несколько листов, показывающих, как смерть явилась в мир и 7 детских сцен, не связанных прямо с темой серии.    

  Крестьянин и смерть.

  Старик и смерть.

  Судья и смерть.

  Король и смерть.

  Монах и смерть.

Тема характерна для этого времени. Серия носит явный сатирический и социальный оттенок: с представителями знати смерть ведет себя более бесцеремонно, чем с простыми людьми.

      В Эрмитаже хранятся 32 пробных отпечатка.

 

      Поездка в Англию была обусловлена начавшейся в Германии Реформацией, заказов не было.

С рекомендательным письмом от Эразма Роттердамского Гольбейн знакомится с автором знаменитой «Утопии» Томасом Мором, портрет которого и его семьи им были написаны.

Портрет Томаса Мора. 1527. Дерево, темпера. 74,2х59. Коллекция Фрик, Нью-йорк.

Портрет семьи Томаса Мора. 1527. Бумага, тушь, перо. 38,8х52,4. Кабинет гравюр, Базель.

Сохранился рисунок к портрету, по которому можно судить о процессе работы: сначала делается графический композиционный набросок, а затем рисунки моделей в необходимом повороте. Рисунок содержит необходимые пометки, сделанные Гольбейном и Томасом Мором.

Портрет сына Томаса Мора. 1527. Бумага, черный и цветной мел. 32х28,1. Королевская библиотека, Виндзорский замок.

  С 1530 года, после поездки в Базель, поселяется в Англии навсегда.

Портрет Георга Гисце. 1532. Дерево, масло. 97,5х86,2. Картинная галерея, Берлин.

      Один из ранних портретов, выполненных в Англии, на котором изображен немецкий купец. Портрет в интерьере с большим количеством предметов, разнообразных по фактуре.

 

      С 1536 года становится придворным художником короля Генриха VIII.

Портрет Генриха VIII. 1536-1537. Дерево, темпера. 28х19. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.

Портрет Генриха VIII. 1539-1540. Дерево, темпера. 88,2х75. Национальная галерея античного искусства, Рим.

Портрет Джейн Сеймур. 1536. Дерево, темпера. 65х40,5. Художественно-исторический музей, Вена.

 

Портрет французских послов Жана де Дентвиль и Жоржа де Сельва. 1533. Дерево, темпера. 207х29,5. Лондонская Национальная галерея, Лондон.

      Двойной портрет в интерьере. Предметы: астрономические приборы и музыкальные инструменты – говорят об увлечениях изображенныхлюдей.Некий предмет на первом плане,парящий в воздухе – так называемая анаморфоза, популярная в западноевропейской культуре. Анаморфоза – намеренное искажение объекта (чаще растяжение), предполагающее рассматривание его в резком ракурсе, когда он принимает свои естественные пропорции.

 

Портрет французского посла Шарля де Солье, сьерра де Моретт. 1534-1535. Дерево, темпера. 92,5х75,4. Дрезденская галерея, Дрезден.

Шарль де Солье. 1534-1535. Бумага, уголь пастель. 33х24,9. Кабинет гравюр, Дрезден.

      Рисунок к портрету отвечает на вопрос, почему портреты Гольбейна так ценились: на живописном портрете образ явно идеализирован.

     

      Рисунки Гольбейна.

Сохранилось много рисунков художника (500 листов), выполненных с разными целями: эскизы портретов, эскизы композиций, рисунки для книг и изделий прикладного искусства (оклады книг, ювелирные изделия, сосуды).

Автопортрет. 1542. Бумага, пастель. 32х26. Галерея Уффици, Флоренция.

Рисунки на авторском экземпляре книги Э.Роттердамского «Похвальное слово глупости». 1515-1516. Перо, чернила, тушь. Кабинет гравюр, Базель.

      82 рисунка, некоторые сделаны его братом Амброзиусом. В большей части рисунков штрих накладывается слева направо, что характерно для левши, каким и был Ганс Гольбейн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: