Прочитать рассказы Носова «Кукла», «Живое пламя» и ответить на вопросы

27.04.20

Класс

Тема урока: Евгений Иванович НОСОВ. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Цели урока: показать важность и актуальность нравственных проблем, поставленных писателем;

углубить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;

совершенствовать навыки монологической и диалогической речи;

формировать навыки проблемного анализа текста (умение выделить нравственные проблемы и дать обоснование их решения);

развивать навыки анализа литературного текста;

формировать умение самостоятельно делать суждения и выводы по прочитанному литературному тексту;

развитие творческих способностей учеников.

Урок-исследование нравственных проблем, созвучных нашему времени.

Оборудование урока: портрет писателя, выставка книг.

 

Ход урока:

1. Краткий рассказ учителя о жизни и творчестве Евгения Носова с использованием презентации.

Носов.Е.И. родился в 1925 году в селе Толмачево, недалеко от Курска. Отец – рабочий. Носов окончил восемь классов школы. Участвовал в Великой Отечественной войне, на подступах к Кенисбергу был тяжело ранен, награжден орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте.

Ранние повести и рассказы Н. посвящены труженикам села, русской природе. Первая книга «На рыбачьей тропе» (1958) – сборник рассказов, в которых картины природы соединяются с бытовыми зарисовками и раздумьями героев, живущих часто воспоминаниями о войне.

 

Почему это важно для писателя? Вспомните автобиографию, прочитанную в учебнике.

Одна из центральных тем творчества писателя - тема детства. Дети в произведениях Н.- продолжение своих родителей, скромные, незаметные маленькие труженики. Аполошка из рассказа «В чистом поле, за проселком» возродил в своем селе кузнечное дело.

Рассказы Носова о природе и животных «Белый гусь», «Слепой карась» демонстрируют особую художественную выразительность стиля.

Можно сказать, что в рассказе «Кукла» запечатлены человек и природа? (да).

Действительно, сам автор тоже так думал, поэтому в начале назвал рассказ «Акимыч». Но потом, очевидно, понял, что-то более важное в рассказе, и переименовал его в «Куклу». Может быть, то, что, вы увидите и услышите, поможет вам догадаться, почему так поступил автор.

Кукла — это мир человека, это часть его жизни.

Вывод: значит в рассказе показан мир, в котором живет человек и отношение его к этому миру. Поэтому автор решает в нем нравственные проблемы.

Прежде, чем начать проблемный анализ рассказа, давайте вспомним, что мы называем проблемой?

Ответ: проблема – вопрос, требующий неоднозначного ответа.

 

Какие проблемы вы увидели в данном рассказе?

· Отношение человека к природе;

· Отношение человека к окружающим людям.

 

Читаем рассказ «Кукла» («Акимыч»)

Вопросы классу.

· Какое значение имеет начало рассказа?

(Писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в пользу настоящего, небрежного к природе, небрежного к истории.)

· С какой целью автор обращается к теме войны?

(Автор и Акимыч – фронтовики. Последствия контузии Акимыча сказываются на его здоровье.)

· В какой момент появляется ощущение тревоги в рассказе?

(Когда автор находит «обгорелый шалаш Акимыча». Этот шалаш кто-то сжег от нечего делать.)

· Прочтите описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик, идя вслед за Акимычем:

· Какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем картины?

· Что более всего потрясает Акимыча в истории с куклой?

· Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего?

(«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».)

· Почему Акимыч зарывает куклу в могилу?

· О кукле ли горюет Акимыч?

· Как вы понимаете слова Акимыча:”Всего не закопать»?

Делают выводы по проблематике рассказа, связывая их с современностью.

 

 

Рассказ «Живое пламя» Евгения Носова.

Работа с понятием «ПАМЯТЬ». Составление «энциклопедии» слова.

Работа с высказываниями. Задание: вставьте пропущенное слово в данных ниже высказываниях:

1. … - это сокровищница и опекунша всего в мире. (Цицерон)

2. Прошлое, хранящееся в …, есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский)

3. Потерял … - потерял себя. Пословица.

4. Единственной мерой времени является …. (В. Гжегорчик)

5. Без … наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)

 

Работа со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Находим в словарях значения этого слова (самостоятельно, используя интернет-источники). Записываем в тетрадь значение слова.

 

- Вспомните крылатые выражения, фразеологизмы со словом ПАМЯТЬ, объясните их значение.

- Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

 

- Ответить на эти вопросы сразу трудно. Нам поможет рассказ Е. И.Носова «Живое пламя»

 

-Сегодня, ребята, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «ЖИВОЕ ПЛАМЯ».

СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА РАССКАЗА.

1) «Ну, какой из мака цвет!»

2) «Клумба стояла неузнаваемой».

3) «Два дня буйно пламенели маки».

4) «И у людей так бывает…»

5) «... не дать погаснуть живому огню».

 

БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ.

1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

2) Расскажите об Ольге Петровне. Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце. Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини.

3) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)

4) Почему тётя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

5) Почему рассказчик посеял маки?

6) Выразительно прочитайте описание клумбы. Каким цветам автор уделяет особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Заполните таблицу:

СРАВНЕНИЯ:

ЭПИТЕТЫ:

МЕТАФОРЫ:

7) Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

8) Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?

9) Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

10) Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек…

- В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита.

- Как вы думаете, почему так назван рассказ? Давайте посмотрим.

- Найдите в тексте описание клумбы. Прочитайте.

- С чем сравнивает Носов описание маков?

- Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?

- Почему пламя живое? Давайте проследим, какие глаголы употребляет автор: пламенели - осыпались-погасли. Как называется художественный приём, основанный на усиление или, наоборот, ослаблении какого-либо признака?

Маки, подобно человеческой жизни, сначала распустились, затем пламенели, гасли и горели. Вот так и люди, так говорит тётя Оля. Что она имела в виду?

Мак сравнивается с человеческой жизнью: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную жизнь прожита». Мак как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни. Человек принёс пользу стране, оставил после себя хороший. Яркий след - добрую память.

- Почему всё-таки маки, а не пионы, не тюльпаны?

Почему маки - ответ даёт на этот вопрос сам Носов.

 

Знайте! Слово «мак» имеет мифологическое объяснение. Происхождение мака связывается в мифах и фольклоре с кровью убитого человека. В христианской литературе распространено представление, что маки растут на крови распятого на кресте Христа (мак как символ невинно пролитой крови)

 

Теперь становится ясно, почему автор выбирает из всей «цветочной аристократии» именно мак и делает его главным художественным образом. В рассказе «цветочная аристократия» «кажется настоящим ковром», если рядом – маки. Но без них сразу на пышной клумбе стало пусто.

 

ВЫВОД:

Мак - символ возвышенного, героического у Н. Носова. Он, словно боясь, что его неправильно истолкуют, сказал: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу…»

- Как вы понимаете конец рассказа?

Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу… подымались всё новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

 

- Что символизирует Вечный огонь? (Знак вечной памяти и молчания.)

Вечный огонь потому и называется Вечным, что он горит всегда. Память не должна затихать ни на одну минуту. Без памяти жизнь потеряла бы смысл.

 

Заключительное слово учителя. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

 

Домашнее задание

Прочитать рассказы Носова «Кукла», «Живое пламя» и ответить на вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: