29.04.2020
Класс. Литература
Учитель Лоубрь И.В.
Тема 4. Из зарубежной литературы.
Тема урока. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.
Работаете в тетрадях. Записываете, запоминаете, отвечаете на вопросы на оценку.
Повторите!
1 .Классицизм как литературное направление.
В этих общественно-исторических условиях возникло направление, которое получило название классицизм, т.к. сюжеты брались из классической древности времен Древней Греции и Рима. Классицизм – лат.classicus –образцовый, первоклассный.
Классицизм как литературное направление наиболее полно и непосредственно связан с абсолютизмом. Его основная идея – гражданского долга – диктовалась потребностями абсолютического государства, требующегося подчинения личных интересов государственным (а не общественным).
Достоинства классицизма заключались в благородном понимании прогрессивными литературными деятелями гражданского долга(от идеи долга по отношению к обществу), в культе человеческого разума, в упорядоченности сценических законов.
|
|
Теория классицизма в наиболее завершенном виде была сформулирована в творении французского поэта и теоретика литературы Буало Деприо «Поэтическое искусство». В этой энциклопедии классицизма Буало сформулировал основные правила, которых должен придерживаться писатель, создавая свои произведения.
- Какие это правила?
Классицизм -
Литературное направление – лат. образцовый, первоклассный
Основная идея – подчинение личных интересов государственным
Основное свойство – обращение к образцам и формам античного искусства как классическим и идеальным
В основе эстетики – принцип рационализма и подражания природе
Черты: - культ разума;
- художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
- строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
- жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их существенные черты и свойства;
- человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои четко делятся на положительные и отрицательные;
- идеализация героев. Абсолютизация идей;
- активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Требования:
1.Соблюдение трех единств: единство времени – действие развивается не более суток (это позволяет автору изображать действие в момент его наивысшего напряжения, но в ущерб развитию сюжета);
Единство места – действие происходит в одном и том же месте (для сохранения правдоподобия);
|
|
Единство действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий.
1. Разграничение жанров на «высокие» и «низкие»
Строгая иерархия жанров
Высокие низкие
Комедия, сатира, басня.
Трагедия, эпопея, ода.
- Несмотря на эти ограничения, талантливым людям удавалось создать великолепные произведения искусства, преодолевая застывшие нормы, таковы в трагедии – Корнель и Расин, в комедии – Мольер.
Особенности комедии классицизма.
1. Комедия в системе жанров:
а) изображение повседневной жизни, людских пороков;
б) условный сюжет, комедийная схема;
в) задача «смешить и смехом пользовать»;
г) установка на разговорный язык;
д) счастливый конец;
е) пять действий.
2.Герои пьес классицизма:
а) «неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития;
б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);
в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;
г) герой-резонёр (Резонёр – персонаж литературы 17-18 веков, не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторской позиции)
История создания комедии.
Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками.
«Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех.
Сейчас мы познакомимся с ее героями. Знакомство с афишкой.
Действие происходит в Париже в доме богатого буржуа Журдена. Раннее утро. Хозяин спит еще, но уже пришли нанятые им учителя музыки и танцев. Но вот господин Журден появляется в халате и ночном колпаке.
Прочитать
Действие 1, явление 2.
Действие 2, явления 1, 3, 6, 8.
Ответить на вопросы письменно.
- Что является движущей пружиной развития действия в комедии?
- Почему Журдену так хочется походить на дворянина?
- Что ему мешает в осуществлении этого желания?
- Что собой представляют учителя Журдена?
- Какие свойства характера Журдена раскрываются на этих уроках?
- Кто вам показался на этих уроках смешнее и безобразнее – Журден или его учителя?
Вывод: Мольер в пьесе использует комические ситуации: контраст между важностью Журдена и его невежеством, превращение «комизма положений» в «комизм характера».
Работа в тетрадях.
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
Тема – изображение того, что происходит с мещанином, пытающимся подражать дворянам
Идея – подражать достойным
Завязка – конфликт Журдена с буржуазной средой
Кульминация – конец 4 действия, когда купца делают турецким вельможей
Развязка - счастливый тройной брак героев
Образ Журдена
1. Что представляет собой господин Журден: общественное положение, внешний вид.
2. Какие качества Журдена вызывают у вас смех и осуждение? Чем порождаются эти качества?
1. Основная особенность Журдена – непроходимая глупость. Но можем ли мы сказать, что он глуп от природы?
2. Как относится Мольер к Журдену?
|
|
Домашнее задание.
Дайте характеристику господину Журдену.(не забывайте о цитатах из произведения)
Выполненную работу отправляйте на мой эл. адрес irinalobur72@gmail.com.