Дайте характеристику господину Журдену.(не забывайте о цитатах из произведения)

29.04.2020

Класс. Литература

Учитель Лоубрь И.В.

Тема 4. Из зарубежной литературы.

Тема урока. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.

 

 

Работаете в тетрадях. Записываете, запоминаете, отвечаете на вопросы на оценку.

Повторите!

      1 .Классицизм как литературное направление.

В этих общественно-исторических условиях возникло направление, которое получило название классицизм, т.к. сюжеты брались из классической древности времен Древней Греции и Рима. Классицизм – лат.classicus –образцовый, первоклассный.

 Классицизм как литературное направление наиболее полно и непосредственно связан с абсолютизмом. Его основная идея – гражданского долга – диктовалась потребностями абсолютического государства, требующегося подчинения личных интересов государственным (а не общественным).

Достоинства классицизма заключались в благородном понимании прогрессивными литературными деятелями гражданского долга(от идеи долга по отношению к обществу), в культе человеческого разума, в упорядоченности сценических законов.

Теория классицизма в наиболее завершенном виде была сформулирована в творении французского поэта и теоретика литературы Буало Деприо «Поэтическое искусство». В этой энциклопедии классицизма Буало сформулировал основные правила, которых должен придерживаться писатель, создавая свои произведения.

 - Какие это правила?

 

Классицизм -

    Литературное направление – лат. образцовый, первоклассный

Основная идея – подчинение личных интересов государственным

Основное свойство – обращение к образцам и формам античного искусства как классическим и идеальным

В основе эстетики – принцип рационализма и подражания природе

Черты: - культ разума;

          - художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;           

       - строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

      - жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их существенные черты и свойства;

       - человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои четко делятся на положительные и отрицательные;

    - идеализация героев. Абсолютизация идей;

    - активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Требования:

1.Соблюдение трех единств: единство времени – действие развивается не более суток (это позволяет автору изображать действие в момент его наивысшего напряжения, но в ущерб развитию сюжета);

Единство места – действие происходит в одном и том же месте (для сохранения правдоподобия);

Единство действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий.

1. Разграничение жанров на «высокие» и «низкие»

Строгая иерархия жанров

 

               Высокие                                     низкие

Комедия, сатира, басня.                                              

Трагедия, эпопея, ода.

 

- Несмотря на эти ограничения, талантливым людям удавалось создать великолепные произведения искусства, преодолевая застывшие нормы, таковы в трагедии – Корнель и Расин, в комедии – Мольер.

Особенности комедии классицизма.

1. Комедия в системе жанров:

а) изображение повседневной жизни, людских пороков;

б) условный сюжет, комедийная схема;

в) задача «смешить и смехом пользовать»;

г) установка на разговорный язык;

д) счастливый конец;

е) пять действий.

2.Герои пьес классицизма:

а) «неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития;

б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);

в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;

г) герой-резонёр (Резонёр – персонаж литературы 17-18 веков, не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторской позиции)

История создания комедии.

Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками.

«Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех.

Сейчас мы познакомимся с ее героями. Знакомство с афишкой.

Действие происходит в Париже в доме богатого буржуа Журдена. Раннее утро. Хозяин спит еще, но уже пришли нанятые им учителя музыки и танцев. Но вот господин Журден появляется в халате и ночном колпаке.

Прочитать

     Действие 1, явление 2.

    Действие 2, явления 1, 3, 6, 8.

Ответить на вопросы письменно.

- Что является движущей пружиной развития действия в комедии?

- Почему Журдену так хочется походить на дворянина?

- Что ему мешает в осуществлении этого желания?

- Что собой представляют учителя Журдена?

 - Какие свойства характера Журдена раскрываются на этих уроках?

- Кто вам показался на этих уроках смешнее и безобразнее – Журден или его учителя?

Вывод: Мольер в пьесе использует комические ситуации: контраст между важностью Журдена и его невежеством, превращение «комизма положений» в «комизм характера».

Работа в тетрадях.

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

Тема – изображение того, что происходит с мещанином, пытающимся подражать дворянам

Идея – подражать достойным

Завязка – конфликт Журдена с буржуазной средой

Кульминация – конец 4 действия, когда купца делают турецким вельможей

Развязка  - счастливый тройной брак героев

Образ Журдена

1. Что представляет собой господин Журден: общественное положение, внешний вид.

2. Какие качества Журдена вызывают у вас смех и осуждение? Чем порождаются эти качества?

1. Основная особенность Журдена – непроходимая глупость. Но можем ли мы сказать, что он глуп от природы?

2. Как относится Мольер к Журдену?

Домашнее задание.

Дайте характеристику господину Журдену.(не забывайте о цитатах из произведения)

Выполненную работу отправляйте на мой эл. адрес   irinalobur72@gmail.com.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: