Проблема уникальности человека

Человек, как философская проблема

Раздел философии, посвященный изучению человека, называется философская антропология

Природа и сущность человека

Человек — одно из самых распространенных обыденных и научных понятий. Что им обозначается? Определенный биологический вид живого существа, который в науке называется Homo Sapiens — человек разумный. Каковы его основные видовые признаки? Средний рост — 160—180 см, прямохождение на двух нижних конечностях, способ размножения — половой, хорошо развит мозг и верхние конечности, способ питания — смешанный (животная и растительная пища), средний возраст жизни — 65—85 лет (в XX веке), развиты речь и разум, пять основных органов чувств. Однако все перечисленные признаки дают нам лишь внешнее описание человеческого существа, связанное с его природным и общественным существованием, но не дают понимания его сущности.

Что же такое сущность? В широком смысле — это есть наиболее важные свойства, присущие исключительно данному предмету или явлению. Дополняя друг друга, они образуют внутреннюю основу предмета, от которой зависят его изменения, взаимодействия и развитие. Что такое существование? Это реальное бытие, реальная жизнь предмета или явления; то, как он (оно) проявляет и ведет себя в действительности.

Философы полагали, что сущность всегда глубоко скрыта, а существование находится на поверхности. В этом проявляется их противоположность. Однако реальный предмет есть единство сущности и существования. Познание сущности дает ключи к пониманию существования. Вместе с тем, изучение существования помогает понять сущность.

В истории философии было сформулировано множество различных представлений о сущности человека. Приведем в обобщенном виде некоторые наиболее известные и характерные из них.

• Человек — часть космоса, малый космос (микрокосм). — Древние индийская, китайская, греческая философия.

• Человек — это вечный, абсолютный дух (Атман). — Древняя индийская философия (йога, веданта и др.).

• Человек — мера всех вещей. — Древние греческие софисты (Протагоридр.).

• Человек — политическое животное. — Аристотель.

• Человек — образ и подобие Бога. — Христианская теология Средних веков.

• Человек — мыслящее существо. — Р. Декарт.

• Человек — одушевленная машина. — Ж. Ламетри.

• Человек — существо, принадлежащее двум мирам. Миру природной необходимости и миру нравственной свободы. — И. Кант.

• Человек — есть хаос, сгусток противоречий, война разума и страстей. — Б. Паскаль.

• Человек — рациональное животное. — К. Линней.

• Человек — животное, производящее орудия. — Б. Франклин.

• Человек — существо, делающее выбор. — С. Кьеркегор.

Большая часть из этих и подобных им определений человека, очевидно, является узкой и односторонней, так как указывает на какую-либо одну из сторон сущности человека. В целом все определения сущности человека можно соотнести с четырьмя основными (есть и другие) подходами.

К человеку в равной степени можно применить два вопроса «Кто ты такой?» и «Что такое человек?». Вместе их можно выразить в условной формуле «Кто такое человек?»

В истории философии этот вопрос имел разную постановку и разные решения.

В античной философии человек понимался как микрокосм, малый космос – мини-копия вселенной, одновременно являющаяся её составной частью. И это, собственно, первый образ человека в истории философии.

С точки зрения древнегреческой традиции человек не представлял собой какой-то особой реальности и, соответственно, не нуждался в каких-то особых способах своего познания.

Появление человека в поле зрения философии происходит в эпоху средневековья, а вернее поздней античности и связано это появление с земной деятельностью Иисуса Христа и Его последователей.

С точки зрения христианского учения, получившего распространение в Поздней Античности и Средневековье, «человек есть Образ и подобие Бога». Он обладает бессмертной душой, разумом и творческим потенциалом, что принципиально отличает его от других сотворённых Богом существ (т.е. человек не замкнутый микрокосм, он метафизичен, сверхприроден). В то же время человек является существом телесным, соединённым с животным миром, и в силу этого существующим во времени, т.е. страдательным, стареющим и смертным.

В философии эпохи Нового времени сложился уже не теоцентрический, а антропоцентрический образ человека.

Переходным типом можно было бы здесь назвать представление о человеке эпохи Возрождения – как о существе богосотворённом и богоподобном, и не имеющем признака греховности.

Человек рассматривается здесь как высшее проявление природы, которое, однако, принципиально отличается от других её форм разумом и способностью к деятельности. Человек, будучи порождением природы, мыслится, тем не менее, как особенное существо, само созидающее среду своего обитания.

В философии ХХ века образ человека существенно изменился. Человек стал мыслиться как неестественное существо, утратившее свою естественность благодаря опять же своему разуму. В этой перспективе существование человека представлялось бессмыслицей, его называли инфантильной обезьяной с нарушенной секрецией. Ницшеанский Заратустра учил, что человек есть то, что следует преодолеть и т.д.

И, наконец, последняя концепция человека, также возникшая в ХХ веке исходила из того, что природа человека это его свобода. Что быть человеком это значит быть свободным и, как следствие, созидать своё собственное бытие, а не изначально являться чем-то определённым. Философское направление, в рамках которого культивировалось данное представление о человеке получило название экзистенциализм. От философского термина экзистенция – существование. Наиболее известные представители – Ж.П. Сартр, А. Камю – атеисты, и М. Хайдеггер и К. Ясперс – религиозные мыслители.

Таким образом, в истории философии человек мыслится и как явление природы, полностью подчинённое её законам, и как явление свободы, которое отрицает и пренебрегает любыми формами природной зависимости.

Проблема уникальности человека

Личность неразрывно связана с уникальностью и предназначением человека. Уникальность, в переводе с лат. «Уникум», обозначает нечто единственное в своем роде, исключительное. Назначение - это заранее определенность человека, его возросшая роль, место в мире.

Ложное, искаженное понимание уникальности и назначение человека часто сопровождается ошибочным пониманием своего участия в том, что происхо-ся. Ошибки возникают через отождествление уникальности с претенциозным значимости, обиранистю, а назначение с обреченностью, погубление. Из-за нежелания быть «белой вороной» люди делают вид, что не выделяются из массы и неумолимо смешиваются с толпой, объективно теряя себя. Или наоборот, делая из себя «мессию», берут на себя ответственность управлять жизненными путями других людей, автоматически уничтожая себя. В свою очередь, несогласие с определенностью своей судьбы обычно сопровождается своевольными действиями. Покори судьбы делает человека внутренне слабой и легкой добычей для манипуляций. И в первом, и во втором случае крайности приводят человека к конформного отношения с миром, закрывая его истинные способности быть человечной, т.е. моральной существом.

Уникальность - это воплощение человеческой способности к трансцендирования, в самосозидания. Это осмысление себя «не сегодня», однако и не потом - не когда-то, а всегда. Уникальность выражает неопределенность человеческой сущности и необходимости ежесекундно ее утверждать через преодоление известных начертаний себя.

Однако уникальность человека не ограничивается только ее самосозидания. Поскольку человек является сердцевиной и ядром мысли, постигает тайны бытия, исходным пунктом при толковании любых философских проблем, вопросы ее уникальности и назначения интересует многих мыслителей и философов. Так, например, Протагор и М. Штирнер видели в человеке критерий истины, Л. Фейербах, 1. Кант, М. Унамуно, С. Франк - единственный, универсальный и высший предмет философии, последнюю цель всей человеческой мысли. Философско-антропологические сюжеты прослеживаются и в христианском учении о богочеловечестве, в аксиологии, герменевтике, в социальной экологии и многих других социально-философских течениях. Все они так или иначе стремятся проникнуть в тайну человека - «венца природы», «чуда света», «красоты вселенной», «символической», «религиозной», «политической» животные, существа «умной», «умелого», «деятельной», одним словом самой уникальной и загадочной из всех уникальных и малорозгаданих. Однако сказанное не исключает того, что на фоне философского антропоцентризма есть и другие взгляды на человека, в которых традиционные философские представления об уникальности человека, его близости к Богу определяются как миф или вымысел. Особенно характерным в этом плане является взгляд Ф. Ницше, который видел в человеке деградированных, биологически убыточную животное, «болезнь Земли», правила жизнедеятельности которого срослись с законами кошмарного сна.

Множественность образов человека, их безмерная сложность и неисчерпаемость обусловили значительные трудности в философском постижении, в адекватно-истинном отражении человека. И все же бытие человека - уникальное.

Уникальность человеческого существования заключается в сочетании и взаимодействии трех бытийных измерений - биологического, социального и индивидуального.

Человек рождается как биологическое существо. Основная функция любой биосистемы (ее специфическое отношение к окружающей среде) - это адаптация, приспособление к меняющимся условиям существования. На этом уровне человек является биологическим индивидом, представителем вида homo sapiens.

Второе рождение человека является результатом социализации. Человек предстает как нормальный член общества, который способен к выполнению социальных ролей. Основная функция любой социальной системы (ее специфический способ отношения к миру) - это преобразование мира на основе собственного выбора. На этом социологическом уровне человек выступает как личность в узком социологическом смысле этого слова, т.е. как индивид, интериоризував общественные отношения, которые были заданы на «входе» с приобретенными свойствами для выполнения социальных ролей «на выходе».

В индивидуальности есть своя неповторимость, характеризующая особый внутренний мир человека, образованный вследствие взаимодействия его биологических задатков и воздействия социальных условий жизни. Но какой собственный способ существования этой внутренней жизни? Можно считать, что наша психология является лишь функцией социального и биологического, а ее собственная функция сводится к выработке адекватных програмбиологичнои и социального поведения? Генетически это так. Однако третье рождение происходит тогда, когда внутреннее психическое жизни из средства перерастает в самоценность, и человек творит, мечтает, переживает, вспоминает, медитирует и т.д. не только потому, что это дает ей возможность стать более здоровой и успешно преобразовывать мир, но и потому, что это становится выше необходимостью человека. На психологическом уровне функция человека - самоценное внутренняя духовная жизнь.

Следовательно, целостность и уникальность человека заключается в единстве биологически здорового индивида, ответственного и надежного члена общества, и индивидуальности, нацеленной на самоценное духовность.

Назначение является воплощением человеческого смысла. Это осмысленность происходящего, которая пронизывает положительным, должным. Назначение - это изначальный смысл человека быть. И быть динамичной, интегративной, а не отбывать жизни. При этом назначение - это не относительный смысл, ведь несет через себя априорную настрой, стремление человека быть прямым участником, особым, неповторимым носителем смысла. Назначение - это моральный процесс осознания Абсолюта и касается аксиологического аспекта смысла. Поэтому истинное назначение человека - жить и всей жизнью направляться к добру. Через свою жизнь, именно своей жизнью человек познает себя и мир, утверждает будущее.

Назначение человека как путь к надлежащему не дается ей раз и навсегда, а есть мгновенным усилием укреплять свое духовное начало. Судьба человека - это совершенное стремление несовершенного. Предельный, окончательный момент открытия своего места в мире и соответствующий (конструктивный) образ дела человека. Назначение, как откровение смысла, воплощение невозможного - есть добродетелью. Оно утверждает божественное начало в человеке и, окутывая собой пустое выступает путем его преодоления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: