С. Эйзенштейн за монтажным столом

В фильме были воссозданы исторические события нескольких дней на броненосце Черноморского флота «Князь Потём-кин-Таврический». Он начинался со сцены возмущения моряков из-за несъедобного борща и попытки офицеров расправиться с зачинщиками. В ходе бунта был убит вожак матросов Вакулен-чук. Тогда матросы бросили за борт враждебно настроенных офицеров. Волнения на корабле перенеслись в Одессу, где разыгралась настоящая человеческая драма.

В сцене расстрела на одесской лестнице видны две противоборствующие силы: солдаты-каратели и мирные жители города. В размеренном и неотвратимом механическом движении сверху вниз солдаты спускались с винтовками наперевес. Зритель не видел их лиц: фигуры были сняты со спины. На экране то и дело мелькали их сапоги, снятые крупным планом. Раздался первый залп, толпа людей пришла в беспорядочное движение. Камера оператора Э. Тиссе и его ассистентов Г. Александрова и М. Штрауха снимала выразительные детали, которые запоминались на всю жизнь. Молодая мать несла на руках мёртвого ребенка, через мгновение, сражённая пулей, она падала на ступени. Крупным планом зрителю было показано её окровавленное лицо с разбитым стеклом пенсне, убитый ребёнок под ногами карате-лей... А затем самая знаменитая деталь: детская коляска стремительно катилась вниз по ступеням лестницы.

Кадр из фильма С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”». 1925 г.

В этом фильме Эйзенштейн создал трагически обобщённый художественный образ народного бунта: под прицелом безмолвствующих пушек, ранее получивших приказ стрелять по мятежному броненосцу, «Потёмкин» гордо проходил сквозь вооруженную армаду. На его высокой мачте развевался красный флаг! (В первой копии все 108 кадров были раскрашены от руки.) Его эмоциональное воздействие было так велико, что у зрителей не оставалось сомнения в победе мятежного корабля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: