На становление рыночных отношений на селе

Культура крестьянства и крестьянская культура. Преобразования крестьянской культуры и традиционной системы жизнеобеспечения в индустриальную эпоху

 

 

 

1. Традиционная культура, как известно, соотносится с крестьянством. Наиболее яркими характеристики крестьянской культуры были в аграрные эпохи – так называемые рабовладельческий и феодальный строй. Видоизменения начались и развивались в индустриальные времена – капитализм и социализм. Именно поэтому «крестьянская культура» и «культура крестьянства» - не идентичные понятия.

Наиболее полно они соответствуют друг другу в аграрное время. Натуральность, изолированность хозяйства, положение внизу социальной лестницы/системы иерархии, сравнительно низкая плотность населения и поэтому только определенная коммуникация – эти и другие причины делали практически идеальной, «без примесей» крестьянскую культуру. Структура этнической культуры практически полностью просматривалась именно на культуре крестьянства. 

 2. С наступлением индустриального времени крестьянская культура стала изменяться внутри и снаружи. В нее стали проникать «городские» явления, товарность этноэкономик стала увеличиваться, компоненты хозяйственно-культурных типов стали видоизменяться за счет «городских» промыслов и ремесле, развития торговли, наполнения быта новыми предметами, новыми видами коммуникации и восприятия себя, своей родни, близких и чужих в рамках на самом деле «Нового» времени. Не все явления и характеристики культуры крестьянства стали ассоциироваться только с крестьянской культурой. Кроме того, в крестьянской культуре оставались еще и до-аграрные компоненты (язычество, кумовство, кровная месть и т.п.). Именно поэтому культура крестьянства представляется как сложное, многокомпонентное явление, в котором отражаются характеристики разных эпох. И по-разному проявляющее себя в разных эпохах.

3. Показательная динамика крестьянской культуры и культуры крестьянства в период капитализма. На примере российского крестьянства это выглядит определенным образом.    

Как многовековое, «отшлифованное» в этих веках явление она продолжала влиять на ход развития капитализма, прежде всего – на селе. 

 

  Влияние традиционной крестьянской культуры

на становление рыночных отношений на селе

1. аграрной реформы в условиях социокультурного кризиса столкнулось с массой сложностей, проблем и противоречий. Это связано, с одной стороны, с тем, что поведение сложившихся групп сельского населения определяется установками, традициями, стереотипами, которые противоречат рыночным структурам, с другой стороны, с тем, что сопротивление крестьянства чуждой им культуре и трансформация ценностей этой культуры в соответствии со своими представлениями и интересами - имманентная черта крестьянского мира. В связи с этим в ходе конкретных социологических исследований мы рассматривали устойчивые феномены общественного сознания крестьянства, которые либо вступают в противоречие с процессами модернизации в аграрной сфере, либо растворяют эти процессы в традиционной культуре, ограничивая их рамками собственных нужд и идеалов.

      У историков культуры и этнографов под традиционной культурой понимают все то культурное содержание, которое передается устно. Необходимо оговориться о различии терминов "крестьянская культура" и "культура крестьянства", которые вводятся в научный оборот. Под "крестьянской культурой" мы понимаем традиционную культуру современного села, а под "культурой крестьянства" - продукт взаимодействия двух культур - традиционной и урбанистической.

       Вообще, крестьянская культура - явление уникальное. Отправной пункт крестьянского культуротворчества - цепкое удержание типического в его взаимодействии с историческим, что и придает культуре крестьянства образ живой памяти. "Культура - это память... - пишет Д.С.Лихачев. - У всех народов мира крестьянские культуры древнейшие, обладающие к тому же очень надежной "системой памяти"... Все хорошее не забывалось, а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией. Так во всем, будь-то земледельческие знания, например, медицина или художественное ремесло.2

В культуре, где память является важнейшим средством познания, традиция неизбежно становится нормативным актом. Чем более прочный и устойчивый характер носит традиция, тем на более узком и социально ограниченном пространстве она проявляется. Это четко устанавливается и во владении практическими навыками, в социализации индивида, и в наследовании духовного богатства знаний, ценностей. Определяющим типом культурной коммуникации было неинституциализированное, непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей.

Элементы народной культуры - обряды, обычаи, фольклор и т.д. - поддерживались и сохранялись посредством естественных способностей каждого человека (памяти, устной речи), не требовали специальной подготовки и носили устойчивый характер. Необходимо подчеркнуть, что через систему традиций, обычаев каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Крестьянство, обладая возможностью сохранять независимость от социальной и исторической среды, сопротивляется влиянию других социальных групп и, тем более, тем реформам и нововведениям, которые не соответствуют его интересам, противоречат его системе ценностей. Это связано также с тем, что, люди, счастливо живущие в единственной культуре, с меньшей вероятностью могут стать новаторами, т.к. слишком многое принимают как само собой разумеющееся.

 

Эти формы сопротивления получили свое выражение в культуре советского крестьянства, особенность которой в соединении социокультурной традиции общины с пролетарскими идеалами, привнесенными в деревню вместе с индустриальной технологией, организацией управления, основанного на насилии, ложной демократией и т.п., породившими конформизм, тенденцию к ситуативному поведению, отягощенность догмами и различными идеологическими штампами, социальную агрессивность.

2. В настоящее время культура села представляет собой совокупность архаичных элементов традиционной крестьянской культуры и результатов трансформированных продуктов урбанистической культуры, основным каналом трансляции которых в деревню являются средства массовой информации.

Существует мнение, что переход к рыночной экономике в России был намного легче, чем переход от аграрного к индустриальному обществу, что устранены различия между городской и деревенской традиционной культурой, и что была предотвращена массовая маргинализация населения.

Традиционная крестьянская культура и система жизнеобеспечения, пусть трансформировавшись, видоизменившись, существует в наши дни. Стабильное деревенское население, как носитель традиционной деревенской культуры, сопротивляясь новым, непонятным и не свойственным для нашей цивилизации введениям (фермерство, частная собственность на землю с правом купли-продажи) все же легче осваивает более традиционные формы жизнедеятельности в новых условиях. При этом скорее новые ценности и социальные отношения в условиях экономического и социокультурного кризиса могут быть отвергнуты обществом ради возврата к самым традиционным ценностям, уравнительным, натурально-хозяйственным отношениям. Так, например, с конца XIX в. в России наблюдалась существенная активизация общинных отношений, что и было ответом основной части крестьянства на усилившуюся после 1861 г. угрозу традиционному образу жизни.

Советская история также изобилует примерами, когда новое явление, насаждаемое управлением сверху и ставящее целью модернизацию сельского хозяйства, получало старое содержание, утопало в коллективной безответственности.

       Сегодня мы наблюдаем перемены радикальною, революционного характера, связанные с восстановлением частной собственности на землю. Однако, факторы личной заинтересованности, конкуренции, угрозы банкротства не работают на российской почве, механизм сопротивления оказывается слишком сильным. Проявляется тенденция  запаздывания или рецидивирования модернизации, где сделан акцент на особенности социокультурной организации общества, в которой выделяются две составляющих - этнонациональные особенности народов и особенности социального характера советского человека.

3. У сельских жителей как носителей локальной, по происхождению доклассовой традиции, всегда есть особые ценности, которых нет у представителей универсальной культуры, и которые они им противопоставляют. В России - это традиционные ценности общины, усиленные и утрированные в ходе социалистического строительства.

Известно, что хозяйственная жизнь народа, быть может, сильнее природы и крови определяет его психический мир. В этом отношении история русского хозяйства, история русской общины представляет собой парадоксальное явление, сформировав и закрепив тот тип русского крестьянина, который сильнее всего окрашивает тип национальный.    Общераспространенное мнение состоит в том, что в конце XIX - XX вв. крестьянская община в России была пережитком. Но парадокс русской истории состоит в том, что этот пережиток был связан с жизнью широких народных масс, более того, отстаивался в борьбе с реформаторами, а также частично исправлялся и совершенствовался применительно к требованиям экономики и новым взглядам на жизнь.

Этика выживания, сложившаяся в XIX в. у русского крестьянства, была следствием жизни на пределе. Существовало множество социальных приемов, которые позволяли выжить всем семьям общины. Образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда помогали выровнять неизбежные провалы в семейных ресурсах, которые в противном случае должны были столкнуть семью ниже уровня выживаемости.

Пережитки этого мы встречаем в разнообразных формах общения современного крестьянства. Более 70% опрошенных показывают, что в селах до сих пор сохранились обычаи совместного выполнения некоторых работ (строительство дома, забой скота и т.д.). Причем 33% опрошенных полагают, что помощь при этом оказывается бескорыстно. Система соседской взаимопомощи составляет важный элемент сельской жизни. На вопрос "С чем связано оказание односельчанами помощи друг другу", 35% ответили, что эта помощь оказывается по-соседски, 21% - по-родственному, 10% - в нашем селе так принято. Определяющим типом культурной коммуникации было и остается неинституциализированное, непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Соседи, независимо от того, родственники они или нет, стремятся к созданию неформальных групп для совместного отдыха и бесед, общения и времяпровождения. Подавляющее большинство опрошенных - 89% -показывают, что они предпочитают близкие, дружественные отношения с соседями.

Многочисленные и прочные взаимоотношения как между хозяйствами, так и между отдельными людьми образуют родственные связи, поскольку родство представляет собой как наиболее глубокий, так и наиболее распространенный тип социальных отношений. В своей жизни на поддержку родственников и друзей, рассчитывают примерно 81,7% респондентов.

При принятии важных решений за советом в первую очередь обращаются к родителям 27% опрошенных, другим родственникам - 7%, друзьям - 11%. Поэтому велика зависимость от ближайшего социального окружения, от общественного мнения села. 66% (1991), 40% (1992 г.) считаю], что "поступать всегда надо так, чтобы тебя не осудили люди". В системе ценностей современного крестьянства "уважение людей" стоит неизменно на 1-3 местах. В условиях социального контроля в деревне наиболее значимыми личностными качествами являются именно те, которые позволяют индивиду существовать в закрытом, локальном сообществе - доброта (40% опрошенных) верность (39%), вежливость (37%), порядочность (30%), готовность помогать другим (28%). Поэтому в среде сельских жителей более предпочтительными качествами человека являются скромность - 28%, выдержка - 23%, а не качества, свидетельствующие о мере индивидуальности личности самостоятельность - 20%, инициативность - 4%, достоинство - 5%.

Традиционное крестьянское сообщество характеризуется и нетоварным производством. Подавляющее большинство сельского населения (81%) редко или совсем не продают продукцию ЛПХ. И, несмотря на значительное ухудшение общей экономической ситуации, у 53% крестьян это хозяйство и объем производимой продукции в течение нескольких лет не менялись. Т.е., большинство населения удовлетворено собственными усредненными доходами, что связано с минимизацией потребностей, выработанной в ходе реализации практики социальной утопии.

           Новые ценности и социальные отношения в условиях экономического и социокультурного кризиса могут быть отвергнуты обществом ради возврата к самым традиционным ценностям, уравнительным, натурально-хозяйственным отношениям.

Так, например, с конца XIX в. в России наблюдалась существенная активизация общинных отношений, что и было ответом основной части крестьянства на усилившуюся после 1861 г. угрозу традиционному образу жизни.

Советская история также изобилует примерами, когда новое явление, насаждаемое управлением сверху и ставящее целью модернизацию сельского хозяйства, получало старое содержание, утопало в коллективной безответственности.

       Сегодня мы наблюдаем перемены радикальною, революционного характера, связанные с восстановлением частной собственности на землю. Однако, факторы личной заинтересованности, конкуренции, угрозы банкротства не работают на российской почве, механизм сопротивления оказывается слишком сильным. Проявляется запаздывание или рецидив модернизации, где сделан акцент на особенности социокультурной организации общества, в которой выделяются две составляющих – этнические /национальные особенности народов и особенности социального характера советского человека.

У сельских жителей как носителей локальной, по происхождению доклассовой традиции, всегда есть особые ценности, которых нет у представителей универсальной культуры, и которые они им противопоставляют. В России - это традиционные ценности общины, усиленные и утрированные в ходе социалистического строительства.

Известно, что хозяйственная жизнь народа, быть может, сильнее природы и крови определяет его психический мир. В этом отношении история русского хозяйства, история русской общины представляет собой парадоксальное явление, сформировав и закрепив тот тип русского крестьянина, который сильнее всего окрашивает тип национальный. Общераспространенное мнение состоит в том, что в конце XIX - XX вв. крестьянская община в России была пережитком. Но парадокс русской истории состоит в том, что этот пережиток был связан с жизнью широких народных масс, более того, отстаивался в борьбе с реформаторами, а также частично исправлялся и совершенствовался применительно к требованиям экономики и новым взглядам на жизнь.

Этика выживания, сложившаяся в XIX в. у русского крестьянства, была следствием жизни на пределе. Существовало множество социальных приемов, которые позволяли выжить всем семьям общины. Образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда помогали выровнять неизбежные провалы в семейных ресурсах, которые в противном случае должны были столкнуть семью ниже уровня выживаемости.

Пережитки этого мы встречаем в разнообразных формах общения современного крестьянства. Более 70% опрошенных показывают, что в селах до сих пор сохранились обычаи совместного выполнения некоторых работ (строительство дома, забой скота и т.д.). Причем 33% опрошенных полагают, что помощь при этом оказывается бескорыстно. Система соседской взаимопомощи составляет важный элемент сельской жизни. На вопрос "С чем связано оказание односельчанами помощи друг другу", 35% ответили, что эта помощь оказывается по-соседски, 21% - по-родственному, 10% - в нашем селе так принято. Определяющим типом культурной коммуникации было и остается неинституциализированное, непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Соседи, независимо от того, родственники они или нет, стремятся к созданию неформальных групп для совместного отдыха и бесед, общения и времяпровождения. Подавляющее большинство опрошенных - 89% -показывают, что они предпочитают близкие, дружественные отношения с соседями.

Многочисленные и прочные взаимоотношения как между хозяйствами, так и между отдельными людьми образуют родственные связи, поскольку родство представляет собой как наиболее глубокий, так и наиболее распространенный тип социальных отношений. В своей жизни на поддержку родственников и друзей, рассчитывают примерно 81,7% респондентов.

При принятии важных решений за советом в первую очередь обращаются к родителям 27% опрошенных, другим родственникам - 7%, друзьям - 11%. Поэтому велика зависимость от ближайшего социального окружения, от общественного мнения села. 66% (1991), 40% (1992 г.) считаю], что "поступать всегда надо так, чтобы тебя не осудили люди". В системе ценностей современного крестьянства "уважение людей" стоит неизменно на 1-3 местах. В условиях социального контроля в деревне наиболее значимыми личностными качествами являются именно те, которые позволяют индивиду существовать в закрытом, локальном сообществе - доброта (40% опрошенных) верность (39%), вежливость (37%), порядочность (30%), готовность помогать другим (28%). У большинства крестьян сохраняются ценности, базирующиеся на социальном опыте предыдущих общественных отношений даже тогда, когда эти отношения достигают определенного кризисного состояния.

Социокультурная традиция советской эпохи переносит ответственность на социальную общность и государство, нивелирует индивидуальную инициативу, предполагает господство уравнительности в распределительных отношениях, умаляет значение производственной активности в пользу потребительски-распределительной. Как следствие -количество желающих открыть свое дело не превышает 30%, а количество желающих уже сейчас работать в фермерском хозяйстве составляет всего 10%.

В целом, задуманная в нач. XXI в. экономическая реформа оказалась чревата колоссальным "эффектом бумеранга": вместо ожидаемого "среднего класса" она пока умножила ряды пролетариата - в смысле массового культурного, социально-экономического и государственного отщепенчества. Не случайно 45% и 34% не желают, чтобы их дети унаследовали их имущественный и социальный статус, соответственно- Лишь 17% удовлетворены условиями своего труда и 8% - доходами. Ныне, ощутив на себе шоковую терапию, многие испытывают ностальгию по прежним временам, в том числе и непосредственно предшествовавшим обвальному росту цен. При этом из памяти как бы вымываются негативные оценки и настроения того периода.

Важное место в традиционной культуре занимает религия. В основе всякой культуры, особенно в рамках традиционного общества, лежит религия, поэтому вопрос о соотношении культуры и религии, культурных и религиозных ценностей занимал в нашем исследовании особое место.

В советское время религия рассматривалась как "досадный пережиток", не имеющий социальных корней; более высокой уровень религиозности сельских жителей объяснялся, как правило, низким образовательным уровнем, недоразвитием материально-технической, материально-вещественной базой села. Процесс переосмысления этой проблемы в настоящее время иногда происходит как простая смена знаков.

Здесь важно иметь в виду, что религия всегда занимала значимое место в духовном мире крестьянина; формировала определенный тип нравственности в традициях христианской морали, была регулирующим моментом социальных связей на селе. Многие представители русской философской мысли отмечали, что "наиболее глубокая черта русского народа есть его религиозность", "живая преданность своей церкви".

Однако при детальном рассмотрении источников обнаруживается масса противоречий. С одной стороны - искание абсолютного добра и абсолютной правды, теплящаяся перед иконой лампада, аскетизм подвижников. С другой - чисто внешний, не глубокий характер религиозного чувства. По мнению Н.Бердяева, "Россия - страна крестьян, ничего не желающих, кроме земли, и принимающих христианство чисто внешне и корыстно" 18, что подтверждают и частные, например, этнографические, исследования жизнедеятельности русского крестьянства19.

Сейчас, однако, мы можем сказать, что разрушая церкви, отрекаясь от Бога, крестьянин терял те нравственные ориентиры, которые помогали ему жить. Насильственное насаждение атеизма породило безверие ко всему и - освобожденный от религии человек семимильными шагами пошел не вперед, к царству разума, свободы, равенства и братства,.., а назад, к временам пещерного быта и звериных нравов...".

Примечательной особенностью жизни российского общества в последнее время стало значительное увеличение числа верующих и рост симпатий к религии. Противоречивость религиозной ситуации в России в том, что при внешнем росте религиозности и ослаблении позиций безверия, усиление "прорелигиозных" устремлений опережает рост самой веры, что сопровождается издержками своеобразного религиозного бума.

Более глубокое изучение уровня религиозности, которое основано на целом ряде показателей, характеризующих религиозное сознание и поведение человека, показало, что сама религиозность носит неглубокий или, как говорил Н. Бердяев, чисто "внешний" характер. Так, если религиозные праздники (Рождество, Пасху, Троицу) справляют 95% опрошенных, иконы и религиозные книги имеют 43% респондентов, то церковные заповеди знают лишь 8% крестьян, 40% знают лишь некоторые из них. Соблюдают в жизни эти заповеди: строго - 3%, по мере возможности - 25%, иногда соблюдают - 27% опрошенных.

Можно сказать, что участие в религиозных праздниках имеет в большинстве случаев не религиозную мотивацию, т.к. смысл и значение многих обрядов и символов не знакомы. Наиболее ярким проявлением поверхностного характера религиозного чувства в настоящий момент, по нашему мнению, является система жизненных ценностей. Вера в Бога занимает предпоследнее место в иерархии данной системы. Лишь 8% опрошенных считают веру в Бога важной жизненной ценностью, тогда как материальное благополучие - 46%, уважение людей - 52% анкетируемых.

Тем не менее, в настоящее время село переживает религиозное возрождение. Идет активное восстановление храмов. 81% опрошенных сельских жителей ответили, что оказали бы помощь в случае строительства или ремонта церкви. Причем даже из числа неверующих 73% сделали бы это. Существенный фактор повышения религиозности - повсеместно ощущаемая необходимость преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший общество. Нельзя не отметить и возросшую тягу к нетрадиционным верованиям, к разного рода магии, к колдовству и т.д. при том, что элементы мистического сознания всегда были распространены в сельской среде, а элементы язычества и христианства были перемешаны в обрядности крестьянской общины.  Мистика особенно распространяется во времена духовных кризисов, разломов общественного бытия.

В целом же можно сделать вывод, что современная крестьянская культура России в основном носит традиционный характер, и преемственность в развитии ценностей - ее основная черта. Интересно, что значимость ценности "материальное благополучие" в последние годы снижается, а таких ценностей как "чистая совесть", "вера в Бога", "уважение людей" - увеличивается, что является показателем отторжения рыночных отношений.

В силу постоянной вынужденности жизни в искусственно созданной, ненормальной ситуации общинный образ жизни современных российских крестьян обладает огромным запасом прочности, усиливающихся в условиях кризиса и лишений. Преобладание традиционных ценностей выживания на минимально достаточном уровне над ценностями достижения и участия, присущими западной цивилизации, позволяет говорить о невозможности радикальных преобразований в деревне в ближайшее время. Крестьянский консерватизм выступает и как средство удержания общества от хаоса, разрушения, как гарант устойчивости и самосохранения сообщества.

Итак, традиционная /этническая /крестьянская культура по-разному ведет себя в различные эпохи и поэтому следует различать понятия и явления «крестьянская культура» и «культура крестьянства». В индустриальную и пост-индустриальную эпохи крестьянская культура продолжают воспроизводится в определенной степени; данное обстоятельство целесообразно учитывать в разных сферах общественной и экономической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: