Занятия лекционного типа
№ | Наименование раздела (темы) | Тема лекционного занятия | Форма текущего контроля |
1 | Лингвоконфесси ология (ЛКФ) как новое направление современной лингвокультурол огии: основные понятия и термины. Связь лингвоконфесси ологии с лингвоконцепто логией и лингвокультурол огией. | №1. Истоки формирования лингвоконфессиологии. Предмет, цель, основные методы и принципы ЛКФ. Понятие лингвоконфессиональной картины мира. | Конспект |
2 | Христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм, буддизм как фундаментальны е лингвокультурн ые и религиозно- духовные феномены: основные постулаты; духовные ценности; Священные тексты. | №2. Православие и православная этика как методологическое основание формирования русской лингвоконфессиональной картины мира. Протестантизм и протестантская этика как методологическое основание формирования немецкой и английской лингвоконфессиональной картины мира. Католицизм как методологическое основание формирования лингвоконфессиональной картины мира. Семиотика ислама и иудаизма: лингвоконфессиональный и культурный аспекты. Основные конфессионально-религиозные символы, постулаты, заповеди как факторы формирования морально-нравственной и духовной области (сферы) бытия и лингвоконфессиональных картин мира (православие; протестантизм; иудаизм; ислам). | Обзор литератур ы Конспект |
3 | Понятия «этническое», «национальное», «конфессиональ ное»; язык и конфессия (религия): особенности корреляции и репрезентации. | Язык и конфессия: взаимосвязь и характеристика феноменов «этническое», «национальное», «конфессиональное», «религиозное». | Э |
4 | Языковые единицы-репрезентанты лингвоконфессиональных понятий - конфессионимы. Конфессионим как форма отражения этнокультурной ментальности и религиозно- конфессионального опыта. | №3. (1 час) Церковно-религиозная лексика разных конфессий и её тематическое многообразие. Тематические группы конфессиональной лексики различных конфессий: «Одежда», «Религиозные праздники», «Церковная утварь»; «Наименования грехов»; «Семиотика конфессиональных зданий» и др. Конфессиональный фразеологизм как единица и категория лингвоконфессиологии и как форма хранения и презентации национальных религиозно- духовных ценностей, культурных ценностей, постулатов, традиций. | Работа с научной литератур ой |
. | |||
5 | Национальная лексика и фразеология как средство формирования лингвоконфессиональной картины мира (ЛККМ). | №4 (1 час) Фразеологизм как ментально-знаковая константа и этноспецифический феномен: конфессиональный аспект. Отражение во ФЕ специфики лингвоконфессиональных аспектов истории и культуры страны (нации, народа). | Работа с научной литератур ой Р |
6 | Религиозно- философские основания формирования национальных лингвоконфесси ональных образований (понятийных конструктов). | Понятие и соотношение языковой картины мира, картины мира, религиозной КМ, конфессионально-языковой КМ. Основные постулаты и религиозные «формулы» православия и протестантизма: «Бог есть Любовь» и «Бог труды любит». Русские лингвоконфессиональные образования: «Душа», «Любовь», «Грех», «Терпение», «Совесть», «Вера», «Справедливость», «Соборность» и др. | Работа с научной литератур ой |
Контрольные вопросы к зачёту
|
|
|
|
1. Лингвоконфессиология (ЛКФ) как наука: общая характеристика.
2. Понятие лингвоконфессиональной картины мира: структура и содержание; система языковых средств.
3. Ключевые понятия и термины ЛКФ.
4. Понятия «этническое», «национальное», «конфессиональное»; язык и конфессия (религия): особенности соотношения понятий.
5. Православие и православная этика как методологическое основание формирования русской лингвоконфессиональной картины мира.
6. Семиотика православия: лингвоконфессиональный аспект.
7. Протестантизм и протестантская этика как методологическое основание формирования английской лингвоконфессиональной картины мира.
8. Семиотика протестантизма: лингвоконфессиональный аспект.
9. Семиотика иудаизма: лингвоконфессиональный аспект.
10. Ислам как методологическое основание формирования арабской лингвоконфессиональной картины мира.
11. Семиотика ислама: лингвоконфессиональный аспект.
12. Иудаизм как методологическое основание формирования семитской лингвоконфессиональной картины мира.
13. Языковая картина мира и конфессиональная память.
14. Лингвоконфессиональная лексика и фразеология как форма презентации и отражения этнокультурной ментальности и религиозно-конфессионального опыта.
Основная литература:
А)Материалы лекций
Б) Работы Л.Ю. Буяновой по лингвоконфессиологии.
1. Евсюкова, Т. В. Лингвокультурология [Электронный ресурс]: учебник / Т. В. Евсюкова, Е. Ю. Бутенко. - М.: Флинта, 2014. - 480 с. - https://e.lanbook.com/book/51820#authors.
Авторы: Евсюкова, Т. В., Бутенко, Е. Ю
Ссылка на ресурс: https://e.lanbook.com/book/51820#authors
Дополнительная литература:
1. Петрович-Белкин, О. К.
История и культура Европы [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического бакалавриата / О. К. Петрович-Белкин. - М.: Юрайт, 2017. - 169 с. - https://www.biblio-online.ru/book/7A7997DF-1FD3-4AD1-A191-2CF529802105.
Формат MARC21
Ссылка на ресурс: https://www.biblio-online.ru/book/7A7997DF-1FD3-4AD1-A191-2CF529802105
2. Культурология. История мировой культуры [Электронный ресурс]: хрестоматия: учебное пособие / А. Н. Маркова, Е. М. Сквориова, С. Д. Бородина и др.; ред. А. Н. Марковой. - 2-е изд., стер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 607 с. - https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115381&sr=1.
Ссылка на ресурс: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115381&sr=1
Контрольные вопросы к зачёту
1. Лингвоконфессиология (ЛКФ) как наука: общая характеристика.
2. Понятие лингвоконфессиональной картины мира: структура и содержание; система языковых средств.
3. Ключевые понятия и термины ЛКФ.
4. Конфессиональный концепт как лингвокультурный феномен: общая характеристика.
5. Понятия «этническое», «национальное», «конфессиональное»; язык и конфессия (религия): особенности корреляции и репрезентации.
|
|
6. Православие и православная этика как методологическое основание формирования русской лингвоконфессиональной картины мира: общая характеристика.
7. Семиотика православия: лингвоконфессиональный аспект.
8. Протестантизм и протестантская этика как методологическое основание формирования английской лингвоконфессиональной картины мира: общая характеристика.
9. Семиотика протестантизма: лингвоконфессиональный аспект.
10. Семиотика иудаизма: лингвоконфессиональный аспект.
11. Ислам как методологическое основание формирования арабской лингвоконфессиональной картины мира: общая характеристика.
12. Семиотика ислама: лингвоконфессиональный аспект.
13. Иудаизм как методологическое основание формирования семитской лингвоконфессиональной картины мира: общая характеристика.
14. Языковая картина мира и конфессиональная память.
15. Особенности лексикографической представленности конфессионимов (конфессиональной лексики) в современном русском языке.
16. Понятия «религия», «конфессия», «религиозное сознание», «религиозная картина мира» как ключевые для лингвоконфессиологии: общая характеристика.
17. Христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм, буддизм как фундаментальные лингвокультурные и религиозно-духовные феномены: основные постулаты; духовные ценности; Священные тексты (по выбору): общая характеристика.
18. Национальная фразеология как средство формирования конфессиональной картины мира.
19. Понятие конфессионима и его виды в языках разных конфессий.
20. Особенности лексикографической представленности конфессионимов (конфессиональной лексики) в современном русском языке.
21. Понятия конфессиональной и лингвоконфессиональной картины мира: структура и содержание.
ЗАДАНИЯ к зачёту в письменной форме:
|
|
1.Написать эссе на одну из тем (по выбору) (эссе – 5-6 страниц.)
2. Составить список фразеологизмов-конфессионимов, отражающих особенности конфессиональной культуры разных конфессий (по 3 фразеологизма из каждой конфессии).
Фразеологизм трактуется широко, то есть это может быть и пословица, и поговорка, и устойчивое сравнение.
Конфессии для фразеологизмов:1) православие; 2)протестантизм; 3)ислам;4)иудаизм.
То есть нужно составить список из 12 фразеологизмов.
3. Темы эссе:
1) «Конфессия и национальный язык».
2)«Этнос, этика, конфессия, культура, язык: специфика соотношения понятий».
3)«Лингвоконфессиональная картина мира в системе национального языка»
4) «Религия и язык как моделирующие системы человеческого мышления».
5) Основные ценности православной конфессии в сравнении с протестантизмом.