Встречаясь с зарубежными театрами во время их гастролей у нас, в

Кинофильмах, по телевидению. Зритель все время видит лучшее из того,

Что есть в мировом театре и после этого, конечно, не хочет идти смотреть

Средние или плохие работы нашего театра. Он ждет высочайшего уров-

Ня, к которому привык, он не хочет делать скидок на «свое», и это,

Наверное, должно быть понятно.

Вспомним сказки «Тысячи и одной ночи». Чтобы спасти себе жизнь,

Шахразада начала рассказывать царю Шахрияру сказку и к утру

Оборвала ее на самом интересном месте. Царь решил не убивать ее,

Пока не услышит окончания рассказа. (Вот это настоящая

заинтересованность!) Вечером, окончив эту сказку, Шахразада

Принялась рассказывать другую и опять к утру остановилась на сере-

Дине. Так продолжалось много ночей подряд. Шахразада своими

Сказками повлияла на шаха, и он, в свою очередь, изменил свое

Решение. Жизнь Шахразады была спасена.

Очень интересно в связи с этим случаем замечание социолога Я.

Коломин-ского: «Шахразада была образованной особой... Но,

Оказывается, мало обладать обширной информацией, надо еще найти

Спрос на информацию именно данного класса. Такое совпадение

произошло, и оно-то сохранило Шахразаде жизнь».****

То, что царя Шахрияра заинтересовали сказки Шахразады, говорит, прежде

Всего, об уровне его интересов и вкусе. Если вместо этого шаха был бы другой,

* К сожалению, ее уже давно нет на свете.

** Она жила на первом этаже.

*** Замечательная и, вполне возможно, намеренная двусмысленность. Наверное, по-

Русски правильнее было бы сказать «безобразность». Но если, определяя болезнь

Театра и образца 1976 года, и 2003-го, поставить ударение на «а», диагноз ведь не будет

Неверен?

**** Выделено М.Т.

170

Более образованный или, наоборот, сказки его, может быть, не

Заинтересовали бы, и он казнил Шахразаду.

Какова цель спектакля? Зрелищем обогащать, что-то менять друг

в друге* Это очень важная задача.

Радость от соприкосновения с искусством рождается только тогда,

Когда зритель догадывается, в какую игру с ним играет театр, о какой

проблеме беседует, о чем хочет напомнить, чем хочет взволновать?**

Если форма этой игры волнует зрителя, тогда он и театр становятся

Соучастниками. Они соглашаются или спорят друг с другом, в

Происходящем на сцене узнают себя или своего соседа (гораздо чаще

соседа, чем себя!), с радостью догадываются, что под театральной

формой такой-то скрыто «то-то и то-то», что это — «про это».*** Зрителя

Это открытие радует только в том случае, если разговор идет на уровне

Высокого искусства, если театр не прибегает к прямолинейным

Плакатным средствам и, для того, чтобы стать «современником», не

Уподобляется кулуарным «сплетникам», не дублирует то, что уже было

Сказано в передовой статье центральной газеты.

Театр — это великое искусство, которое дает людям возможность

Остановиться, как это делали прохожие в первобытном кругу-театре,

Сосредоточиться на несколько часов на проблемах человеческих

Взаимоотношений, на проблемах, которые волнуют сегодня общество,

Людей, среди которых мы живем. Это место, где дают возможность

Выключиться из бурного бега нашей жизни и о чем-то подумать, и что-то

Почувствовать.

Надо, чтобы зритель приходил в театр немного пофилософствовать о

Своей жизни и о жизни своих соотечественников.

Но что интересует современного зрителя? Сюжет и только?

Несколько дней тому назад мне пришлось слышать такой диалог между

людьми, сидящими возле телевизора:

— Не говори заранее, что случится, потом будет неинтересно!

— А когда ты смотришь «Отелло», разве заранее не знаешь, что он в

Конце концов ее придушит?

Конечно, это не касается такого жанра, как детектив, но, в основном,

Современный зритель ищет в спектакле более сложной информации,

Чем просто сюжет. И не только современный. Зрители Афин прекрасно

Знали сюжеты древнегреческих мифов. Но не сюжет был для них

Главной информацией, а та психо логическая разработка,

Психологическая анатомия сюжета, которая делала для них миф

Интересным, актуальным, волнующим. Ведь недаром великие

Трагические поэты Эсхил, Софокл, Эврипид сочиняли совершенно по-

Разному версии психологической разработки известного сюжета.

Ведь все прекрасно знают, что благородный мавр Отелло в конце

Спектакля задушит Дездемону, значит, главное — по-своему

Рассказать о том, как это произошло, как он дошел до этого, как его до

Этого довели, какими путями. И каждый рассказ — версия давно

Известного происшествия, это новый спектакль, и он должен быть

Любопытным. Это, вероятно, зависит от таланта актеров и

Режиссеров, от их образованности, от их осведомленности, от того, что

* В сегодняшнем театре возобладала иная точка зрения, но это не значит, что мы должны

Поторопиться «заклеймить презрением» мнение М.Т. как советское и идеологическое.

Сколько шестидесятников, составивших славу русского театра, думали точно так же:

Театр в России — больше, чем театр.

** На самом деле, эту простую мысль можно считать основополагающей во все времена и

Универсальной для любого типа театра: и психологического, и метафорического. В конце

Концов, как бы ни понимал свою миссию театр (учить зрителя или только его развлекать),

Он предполагает «взволнованные» отношения с публикой.

*** Не забудем, что книга написана в 1976 году, задолго до телепередачи Е.Ханги «Про

Это» на НТВ. Поэтому М.Т., говоря «про это», толкует понятие гораздо шире.

171

Они из себя как личности представляют и насколько их театральное

«открытие» интересно.

Но чем труднее и ответственнее проблемы, поставленные в пьесе,

Тем точнее должны быть сценические решения, тем точнее — язык

Передачи в зрительный зал. А этот язык в современном театре очень

Усложнился. В чем сложность?

Приведу для ясности сравнение с творчеством художника. Если в

Старое время, создавая рисунок для книги, художник буквально

Иллюстрировал авторский текст, то сегодня большинство художников

Стараются передать свое отношение к происходящим и описанным

Событиям. Вспомним хотя бы иллюстрации к старым изданиям

Сочинений Жюля Верна, Майн Рида и сравним их с рисунками


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: