Кинофильмах, по телевидению. Зритель все время видит лучшее из того,
Что есть в мировом театре и после этого, конечно, не хочет идти смотреть
Средние или плохие работы нашего театра. Он ждет высочайшего уров-
Ня, к которому привык, он не хочет делать скидок на «свое», и это,
Наверное, должно быть понятно.
Вспомним сказки «Тысячи и одной ночи». Чтобы спасти себе жизнь,
Шахразада начала рассказывать царю Шахрияру сказку и к утру
Оборвала ее на самом интересном месте. Царь решил не убивать ее,
Пока не услышит окончания рассказа. (Вот это настоящая
заинтересованность!) Вечером, окончив эту сказку, Шахразада
Принялась рассказывать другую и опять к утру остановилась на сере-
Дине. Так продолжалось много ночей подряд. Шахразада своими
Сказками повлияла на шаха, и он, в свою очередь, изменил свое
Решение. Жизнь Шахразады была спасена.
Очень интересно в связи с этим случаем замечание социолога Я.
Коломин-ского: «Шахразада была образованной особой... Но,
Оказывается, мало обладать обширной информацией, надо еще найти
Спрос на информацию именно данного класса. Такое совпадение
произошло, и оно-то сохранило Шахразаде жизнь».****
То, что царя Шахрияра заинтересовали сказки Шахразады, говорит, прежде
Всего, об уровне его интересов и вкусе. Если вместо этого шаха был бы другой,
* К сожалению, ее уже давно нет на свете.
** Она жила на первом этаже.
*** Замечательная и, вполне возможно, намеренная двусмысленность. Наверное, по-
Русски правильнее было бы сказать «безобразность». Но если, определяя болезнь
Театра и образца 1976 года, и 2003-го, поставить ударение на «а», диагноз ведь не будет
Неверен?
**** Выделено М.Т.
170
Более образованный или, наоборот, сказки его, может быть, не
Заинтересовали бы, и он казнил Шахразаду.
Какова цель спектакля? Зрелищем обогащать, что-то менять друг
в друге* Это очень важная задача.
Радость от соприкосновения с искусством рождается только тогда,
Когда зритель догадывается, в какую игру с ним играет театр, о какой
проблеме беседует, о чем хочет напомнить, чем хочет взволновать?**
Если форма этой игры волнует зрителя, тогда он и театр становятся
Соучастниками. Они соглашаются или спорят друг с другом, в
Происходящем на сцене узнают себя или своего соседа (гораздо чаще
соседа, чем себя!), с радостью догадываются, что под театральной
формой такой-то скрыто «то-то и то-то», что это — «про это».*** Зрителя
Это открытие радует только в том случае, если разговор идет на уровне
Высокого искусства, если театр не прибегает к прямолинейным
Плакатным средствам и, для того, чтобы стать «современником», не
Уподобляется кулуарным «сплетникам», не дублирует то, что уже было
Сказано в передовой статье центральной газеты.
Театр — это великое искусство, которое дает людям возможность
Остановиться, как это делали прохожие в первобытном кругу-театре,
Сосредоточиться на несколько часов на проблемах человеческих
Взаимоотношений, на проблемах, которые волнуют сегодня общество,
Людей, среди которых мы живем. Это место, где дают возможность
Выключиться из бурного бега нашей жизни и о чем-то подумать, и что-то
Почувствовать.
Надо, чтобы зритель приходил в театр немного пофилософствовать о
Своей жизни и о жизни своих соотечественников.
Но что интересует современного зрителя? Сюжет и только?
Несколько дней тому назад мне пришлось слышать такой диалог между
людьми, сидящими возле телевизора:
— Не говори заранее, что случится, потом будет неинтересно!
— А когда ты смотришь «Отелло», разве заранее не знаешь, что он в
Конце концов ее придушит?
Конечно, это не касается такого жанра, как детектив, но, в основном,
Современный зритель ищет в спектакле более сложной информации,
Чем просто сюжет. И не только современный. Зрители Афин прекрасно
Знали сюжеты древнегреческих мифов. Но не сюжет был для них
Главной информацией, а та психо логическая разработка,
Психологическая анатомия сюжета, которая делала для них миф
Интересным, актуальным, волнующим. Ведь недаром великие
Трагические поэты Эсхил, Софокл, Эврипид сочиняли совершенно по-
Разному версии психологической разработки известного сюжета.
Ведь все прекрасно знают, что благородный мавр Отелло в конце
Спектакля задушит Дездемону, значит, главное — по-своему
Рассказать о том, как это произошло, как он дошел до этого, как его до
Этого довели, какими путями. И каждый рассказ — версия давно
Известного происшествия, это новый спектакль, и он должен быть
Любопытным. Это, вероятно, зависит от таланта актеров и
Режиссеров, от их образованности, от их осведомленности, от того, что
* В сегодняшнем театре возобладала иная точка зрения, но это не значит, что мы должны
Поторопиться «заклеймить презрением» мнение М.Т. как советское и идеологическое.
Сколько шестидесятников, составивших славу русского театра, думали точно так же:
Театр в России — больше, чем театр.
** На самом деле, эту простую мысль можно считать основополагающей во все времена и
Универсальной для любого типа театра: и психологического, и метафорического. В конце
Концов, как бы ни понимал свою миссию театр (учить зрителя или только его развлекать),
Он предполагает «взволнованные» отношения с публикой.
*** Не забудем, что книга написана в 1976 году, задолго до телепередачи Е.Ханги «Про
Это» на НТВ. Поэтому М.Т., говоря «про это», толкует понятие гораздо шире.
171
Они из себя как личности представляют и насколько их театральное
«открытие» интересно.
Но чем труднее и ответственнее проблемы, поставленные в пьесе,
Тем точнее должны быть сценические решения, тем точнее — язык
Передачи в зрительный зал. А этот язык в современном театре очень
Усложнился. В чем сложность?
Приведу для ясности сравнение с творчеством художника. Если в
Старое время, создавая рисунок для книги, художник буквально
Иллюстрировал авторский текст, то сегодня большинство художников
Стараются передать свое отношение к происходящим и описанным
Событиям. Вспомним хотя бы иллюстрации к старым изданиям
Сочинений Жюля Верна, Майн Рида и сравним их с рисунками