Конечно, ни в коем случае нельзя отождествлять обратные связи
Между партнерами во время сценического акта-действия (сильные) и
Обратные связи между зрительным залом и сценой (слабые). Если в
Первом случае каждый из партнеров сам является в какой-то степени
Источником информации, во всяком случае, создателем сообщения, то
Зритель только реагирует на происходящее. Это лишь одобрение или
недовольство по поводу:
1. изображаемого на сцене события;
Или качества игры актеров.
178
Представим это в виде схемы:
МГНОВЕННАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Главной особенностью обратных связей между партнерами в
Спектакле является, вероятно, то, что эти связи, в отличие от других, не
Только средство общения, но и предмет демонстрации.
Ведь ради того, чтобы понаблюдать, как разыгрывают актеры цепь
Поединков в сегодняшнем спектакле, люди ходят в театр. Поединок
Д е й с т в у ю щ и х л и ц (О т е л л о — Я г о, Р о м е о — Д ж у л ь е т т а,
|
|
Пелагея—Дариспан, Кассий—Брут и т.п.) — это за ранее
Запрограммированная (отрепетированная) схема обратных связей
Между партнерами. Актеры стараются живо ее воспроизвести.
Но в зависимости от настроения, физического состояния, отношений
И, самое главное, от сегодняшней возбужденности творческого
Воображения партнеров возникают совершенно новые, неожиданные
Нюансы в поведении актеров — неожиданные действенные ходы,
Импровизационно тут же найденные коррекции-поправки в действии,
Которые создают те исключительные минуты публичного
Сочинительства, ради которых и существует театр.
Значит, несмотря на то, что действия актеров заранее как будто бы и
Запрограммированы, зритель все же присутствует при демонстрации
Возникающих тут же обратных связей между партнерами. Этого,
Вероятно, нигде больше встретить нельзя, и в этом — суть театрального
Искусства.
Высшая форма театрального действия — это импровизация.
А.Дживелегов так описывает особенности актеров итальянской комедии
Масок: «Находчивость, способность ловить момент, чтобы
Подхватить диалог и вести его дальше, оплодотворяя действием
Основной сюжет сценария (...)
Наконец, необходима была богатая фантазия, дар воображения,
Которое охватывает сразу всю общую картину пьесы и не упускает в ней
Ничего, что способно поддержать нить драматического
действия»*.
Свободная талантливая импровизация много раз сыгранного и
|
|
Отрепетированного поединка-сцены — это высший признак актерского
Мастерства современного актера.
И.Губерт приводит такое описание работы скульптора: «После сотен
Тысяч то уверенных, то неуверенных вкрадчивых ударов молотка и
Долота из камня появится статуя. Скульптор отсекает все лишнее.
Каждые несколько ударов — это движение, подчиненное цели
Сиюсекундной, временной, и каждый последующий удар — результат
Мгновенной корректировки, сверки с моделью будущего — конечным
Обликом изваяния».
* Выделено M.T.
179
СПЕКТАКЛЬ
Суть театральной импровизации заключена в том, что «мгновенные
Корректировки» в поведении актера происходят на тут же возникшие
«мгновенные корректировки» его партнера, и в тоже время идут
Поправки, коррекция на конечную, заранее запрограммированную цель
Поединка (написанного автором и поставленного режиссером).
Актер, сделав «то-то и то-то», ожидал от партнера знакомого ответа,
Но партнер неожиданно «знакомое» сделал совсем по-другому.
Например, приветливое «Здравствуй!» смазал зло, раздражительно.
Тогда актер мгновенно изменил свое намерение (внес коррекцию) и
Ответил партнеру «так-то и так-то». Хорошо налаженный диалог
Напоминает игру в пинг-понг. Действия партнеров зависимы друг от друга
И импровизируются в самом процессе игры (корректируются).
Прекрасным примером такого действования могли служить сцены
Между С.Закариадзе и Р.Чхиквадзе («Чинчрака») и С.Закариадзе и
З.Кверенчхиладзе («Антигона»). Это и есть демонстрация обратных
Связей в театре.
ПОЕДИНОК ПАРТНЕРОВ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УСЛОВНОЙ СРЕДОЙ
Но актеры действуют в среде, которую создает на сцене режиссер
(художник, музыкант, хореограф, осветитель, бутафор, портной и т.п.).
Это мир, который не просто состоит из вещей и звуков, но тоже
Существует во времени и пространстве в определенной
Последовательности. В нем все время что-то происходит (заранее
Предполагаемое и не предполагаемое). Поэтому кроме обратных связей
Между партнерами существует обратная связь с условным миром пред-
Лагаемых автором и режиссером обстоятельств. Этот мир создается во
Время
180
Спектакля усилиями многих людей (осветителей, операторов,
Оркестрантов, реквизиторов, помощников режиссера, костюмеров и т.п.).
Все они зависят друг от друга, их действия должны быть идеально
Согласованными, и малейшая неточность одного немедленно вызывает
Коррекцию у многих других — и, в первую очередь, у играющих на сцене
Актеров. Сколько анекдотических случаев на эту тему рассказывают
Обычно актеры, всегда подчеркивая свою находчивость и способность
Внести поправку в момент сценических недоразумений.
ЗРИТЕЛЬ - СЦЕНА
Для того, чтобы передать сообщение, необходимо иметь:
1. передатчик;
2. канал связи;
Приемник.
Когда сообщение сугубо научно, его можно передать с помощью
Понятий, цифр, формул и т.п.
В искусстве очень важно не только то, что кодируют, но сам способ
Кодирования. Может быть, это и есть самое главное.
«Мысль древняя, как солнце. Так же, как солнце или луна, живут и
Действуют старые мысли. Вопрос только в том, как заставить их звучать
По-новому, так, чтобы людям казалось, будто никто и никогда не выражал
Их лучше... Оригинальное заключается в том «как», а не в том «что»
(Майкл Редгрейв).
В поэзии формой сообщения является поэтическое слово, не просто
Слово, а именно поэтическое слово, т.е. слово, способное нести
|
|
Многозначное, эмоциональное, образное, емкое понятие. Посредством
Слов выстраивается целое «здание» образов, но все это только для
Главного сообщения.
Поэт понятие превращает в поэтический образ. А художественный
Образ захватывает, волнует, будит в приемнике огромный слой
Запрятанных в сознании и памяти человека ощущений и понятий, тем