Упражнение 4 «Рисование цилиндра»

Введение (Вводная лекция)

В современной высшей школе существует на сегодняшний день традиционно сложившаяся методика преподавания академического рисунка, берущая свои истоки в русской классической школе, когда обучение рисованию базировалось на штудировании античных образцов и последующем тщательном изучении живой натуры, постепенно приводя студента к овладению навыками и приемами классического рисования. Исходя из традиционной методики, данный курс носит классическое название «Академический рисунок», и направлен на овладение основами эстетики, понимание «строения» окружающего мира. Это, в свою очередь, воспитывает культурно-эстетическое и нравственное отношение к окружающему, воссоединяет интеллектуальное и эмоциональное начала в человеке, является стержнем овладения любой художественной деятельности.

Во главу угла курса «Академический рисунок» ставиться понимание конструкции предмета, и моделировки объема в большей степени сугубо графическими средствами (линия, штрих), применение знаний и правил начертательной геометрии при построении перспективы и светотени. Такой подход обусловлен специализацией. Его целесообразно применять при подготовке художников-дизайнеров.

Основная цель освоения курса: привить обучающемуся базовые навыки видения окружающего мира, его адекватного изображения на плоскости и научить определять границы дозволенных искажений (создавать достоверную картину изображаемого объекта и возникающих в голове студента художественных замыслов).

Основной задачей курса выступает углублённый подход в изучении сущностных конструктивных особенностей окружающего нас мира. Для того чтобы научиться грамотно и правильно изображать или проектировать и изображать предмет, необходимо осознать скрытую от глаз внутреннюю структуру предмета - конструкцию. Таким образом, курс призван усвоить основы объемно-пространственной конструкции, передачи форм в перспективном сокращении, закономерностей светотеней и пропорциональных отношений.

Курс включает в себя разделы с темами и упражнениями по этим темам. Методические рекомендации по выполнению упражнений с иллюстративным материалом прилагаются соответственно.  

Упражнение 1 «Рисование куба».

Последовательность рисования куба.

1 этап: Правильная гармоничная компоновка в листе.

2 этап: Определение размеров куба, его основных пропорций, перспективного положения.

3 этап: Определение при помощи направляющих перспективных линий точного пространственного положения всех сторон куба. Прорисовка невидимых граней куба лёгкими линиями.

4 этап: Завершение работы – выявление объёма с помощью светотеневой моделировки формы. Например, левая плоскость – свет, верхняя плоскость – полутон, правая плоскость – собственная тень с рефлексом, справа – падающая тень от куба. В процессе моделировки создать воздушную перспективу графическими средствами.

Светотень подразделяется на: свет, как минимум два полутона, тень и рефлекс. В зависимости от освещения рефлекс может быть светлее или темнее.

Рекомендации: не увлекаться изображением падающих теней, так как они могут разрушить форму изображения объекта. Следует делать упор на моделировку формы самого объекта. 

Упражнение 2 «Рисование призмы».

Последовательность рисования шестигранной призмы.

1 этап: Правильная гармоничная компоновка в листе.

2 этап: определяется размер шестигранника, его основные пропорции, перспективное положение.

3 этап: осуществляется подробный анализ конструктивного построения. Его рекомендуется начать с передней стенки шестигранника. Затем аналогично передней стенке шестигранника строиться его задняя стенка. На этой стадии построения рекомендуется форму шестигранной призмы рисовать «насквозь».

4 этап: осуществляется светотеневая моделировка формы шестигранника. Просматриваются её закономерности в зависимости от места источника света и наклона плоскости к этому источнику. Например, боковая грань – густой полутон, нижняя грань – тень с рефлексом. Самый тёмный тон – падающая тень. Обобщение и завершение работы.

Светотень подразделяется на: свет, как минимум два полутона, тень и рефлекс. В зависимости от освещения рефлекс может быть светлее или темнее.

Рекомендации: не увлекаться изображением падающих теней, так как они могут разрушить форму изображения объекта. Следует делать упор на моделировку формы самого объекта. 

Упражнение 3 «Рисование пирамиды».

Последовательность рисования пирамиды.

1 этап: Правильная гармоничная компоновка в листе.

2 этап: определяется величина пирамиды и её пространственное положение, основные пропорции пирамиды, степень разворота её граней.

3 этап: осуществляется анализ строения пирамиды. Его рекомендуется начать с основания пирамиды – квадрата. В данном положении этот квадрат рисуется в перспективе. Затем определяется место вершины пирамиды. Из центра основания пирамиды, который находится на пересечении диагоналей, проводится вертикаль. Из вершины проводятся прямые до углов основания пирамиды. Эти прямые образуют грани пирамиды. На этом этапе работы можно легко штриховать теневую сторону пирамиды.

4 этап: Тоновая моделировка формы с выявлением объёма. Например, передняя грань - самая светлая, боковая находиться в тени, справа расположена падающая тень.

Светотень подразделяется на: свет, как минимум два полутона, тень и рефлекс. В зависимости от освещения рефлекс может быть светлее или темнее.

Рекомендации: не увлекаться изображением падающих теней, так как они могут разрушить форму изображения объекта. Следует делать упор на моделировку формы самого объекта. 

Упражнение 4 «Рисование цилиндра».

Тело цилиндра образованно вращением прямоугольника вокруг своей оси.

Последовательность рисования цилиндра.

1 этап: Правильная гармоничная компоновка в листе.

2 этап: Определение размеров цилиндра, основных пропорций (высоты и ширины). Нахождение его расположения на листе. Построение осевых линий. Для этого определяется положение вертикальной оси цилиндра. Перпендикулярно к ней строятся осевые линии верхнего и нижнего оснований цилиндра.

3 этап: Прорисовка овалов, передающих перспективное сокращение верхнего и нижнего оснований цилиндра. Определение границ света и тени.

4 этап: Нанесение светотени для выявления объёма. Штрихи подчёркивают форму цилиндра. Обобщение и соблюдение верных тональных отношений в процессе завершения работы для достижения законченности рисунка.

Светотень подразделяется на: свет, как минимум два полутона, тень и рефлекс. В зависимости от освещения рефлекс может быть светлее или темнее. Градации моделировки цилиндра имеют прямоугольную форму.

Рекомендации: не увлекаться изображением падающих теней, так как они могут разрушить форму изображения объекта. Следует делать упор на моделировку формы самого объекта. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: