Упражнение 35 «Рисование скелета человека»

Сегодня невозможно представить полноценное образование в области академического рисунка, дизайна и других пластических дисциплин, без преподавания основ пластической анатомии. Грамотный дизайнер обязан знать фундаментальные основы пластики тела человека. Он составляет конструктивную основу, к которой крепятся все мышцы, связки, хрящи и сухожилии. Зная устройство скелета, можно всегда правильно построить фигуру и легко определять нужные пропорции реальной модели.

Для начала важно выбрать необходимый ракурс и установить модель и освещение. Рассмотрим основные возможные положения модели. (спереди, сбоку и сзади). Выберем один из ракурсов и поставим освещение таким образом, чтобы падающие и собственные тени не мешали правильно воспринимать форму модели. Саму модель целесообразно разместить таким образом, чтобы её центр располагался несколько выше прямого взгляда рисовальщика. Скелет устанавливается у освещенной стены на полу лицевой, боком или со спины, в зависимости от условий конкретного упражнения, в положении, приближающемся насколько это возможно к позе человека. Рисовальщик размещается на расстоянии не ближе троекратной высоты скелета.

С самого начала обучения важно иметь в виду, что форма модели скелета человека очень сложна и определяется, в первую очередь, конструктивной основой. Под словом «конструкция, мы имеем в виду строение, взаимное расположение частей, пропорции и структуру формы. Когда мы говорим «крепкий рисунок», то имеем в виду хорошо построенный рисунок. Для достижения успеха в работе над изображением скелета надо научиться видеть и понимать закономерности конструктивного строения формы и уметь выразить их в рисунке.

Последовательность Рисование модели скелета человека.

1 Стадия: Компоновка.

Для рисунка скелета целесообразно брать формат не более А-1 и не менее листа А-2. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) разместить рисунок на изобразительной плоскости, определить с какой точки зрения лучше будут выражены особенности формы. Выбрать точку зрения, с которой изображаемый объект выглядит наиболее выразительно: это поможет рисующему успешнее решить композиционную задачу. Надо научиться выбирать наиболее удачную точку зрения, а не садиться на первое попавшееся место. Более того, рисующему, с самого начала необходимо ясно представить, как будет выглядеть в конечном итоге его рисунок. Только после этого можно браться за карандаш. Процесс рисования скелета начинается с компоновки изображения на листе бумаги. Размера изображения должен согласоваться с размером бумаги, то есть изображению не должно быть втиснуто в лист, но не следует оставлять и слишком больших полей. Как правило, изображение скелета в листе располагается максимально крупно по вертикали-сверху приблизительно один сантиметр снизу два с половиной. Думая над композицией, надо увидеть характерные особенности фигуры и ее движение. Для этого необходимо определить общие габариты модели и разметить их при помощи коротких лёгких засечек. Расстояния от абриса скелета до края листа должны быть приблизительно равными. Определив общие габариты модели скелета человека, можно легкими линиями наметить абрис - контур, нанести на него осевую и основные членения – середина скелета, череп, лопатки, локти, кисти колени кости стопы. Выбирая композиционное расположение, рекомендуется сделать несколько предварительных набросков на маленьких листах или свободных полях. Когда соотношение будущего рисунка с форматом бумаги будет окончательно найдено, можно приступать к длительному рисунку.

При работе над длительным рисунком положение рисовальщика должно оставаться неизменным на протяжении всего процесса рисования. Чтобы после перерыва в работе найти прежнюю точку зрения, можно рекомендовать рисующему следующий прием. Запомните или отметьте лёгкой линией два фрагмента, расположенные строго по вертикали, а в начале следующего сеанса сядьте так, чтобы визуально всё оказалось на прежнем месте.

2 Стадия: Построение.

1 этап: Определение пропорций общей формы модели скелета человека и её основных частей.

Начиная работу над построением рисунка, необходимо прежде всего отметить самые характерные особенности, положения фигуры в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого. Такое внимательное предварительное визуальное ознакомление с натурой служит основой для перехода к дальнейшему анализу объекта. При этом следует учитывать общий характер формы объекта и его пропорций. На первых этапах работы над рисунком линии проводятся очень легко, еле-еле касаясь карандашом или углем листа бумаги. Такое набросочное изображение необходимо для того, чтобы в процессе дальнейшей работы иметь возможность вносить исправления и уточнения. Касаясь вопроса характера линий на начальной стадии рисунка, П. Чистяков писал: «Тут бывают разные приемы: карандашам иной долго смотрит и ставит формы или места, другой — живо, живо и в то же время легко водит карандашом или углем по бумаге, намечая, соображая в тот же момент и движение и место. Которая манера лучше? — Обе лучше. Главное — не чернить. Потому что черные линии затрудняют видеть ошибки, тем более исправлять их». Важно постоянно помнить, что линейно-конструктивное построение является лишь начальным этапом работы над рисунком, оно не гарантирует рисовальщику абсолютно точного выражения формы. Точность и правильность достигается длительным анализом модели на протяжении всех часов рисования. На каждом новом этапе построения изображения должны вноситься коррективы и уточнения. Следует отметить ряд характерных ошибок. Зачастую, в процессе рисования, сделав более-менее верное построение изображения формы фигуры, рисовальщик успокаивается и больше не возвращаться к проверке проделанной работы. Между тем, начиная прорисовывать, например, форму и размеры рук или стоп, замечает, что на рисунке они получились разными, но исправить ошибки не спешит, а потом и вовсе забывает о них. В результате, при проверке, обнаруживается целый ряд грубых ошибок. Поэтому целесообразно приучить себя все время в процессе рисования следить за достоверностью пропорционального соотношения частей и целого, за правильностью выражения конструктивной основы формы, как всей модели в целом, так и ее отдельных частей. Определяя характер формы модели скелета человека в ее обобщенном виде, можно воспользоваться методом сравнения одних фрагментов с другими.

Выявляя линейно-конструктивную основу формы модели скелета человека и ее основных частей, рисовальщик должен опираться на конструктивную схему построения. Вначале наметим общие пропорции модели. Размер черепа, как правило, используется в качестве единицы измерения. Возьмите скомпонованную в листе высоту скелета, отмеченную точками от макушки до пяток. Разделите на восемь равных частей. Так как, высота скелета восемь размеров черепа по вертикали, ширина скелета по горизонтали составляет два размера черепа, а ширина таза, приблизительно, полтора размера черепа по горизонтали. Середина скелета (4 размера черепа по вертикали) приходится на стык костей малого таза или крестец, если мы рисуем скелет сзади. Локоть находится на расстоянии трёх размеров черепа по вертикали от макушки. Конец кисти - приблизительно, на середине бедренной кости. Размер кратный шести размерам черепа находится под коленом (в верхней части большой берцовой кости). В процессе рисования постоянно уточняются пропорции и отношения всего изображения скелета по отношению к величине деталей. Потом намечаются основные, большие группы костей, которые слегка выявляются тоном и помогают уточнить основные массы в рисунке.

 Далее в процессе построения рисунка скелета, важно особенно внимательно следить за правильностью расположения на рисунке парных - симметричных форм. Для этого рекомендуется: парные формы рисовать одновременно, например, лопатки, ключицы, кости кистей и стоп справа и слева. Поскольку все эти элементы изображаются в перспективе, в той или иной степени, размеры необходимо определять на глаз. Но несмотря на это все части фигуры зрительно должны восприниматься соразмерными и симметричными.

Напомним ещё раз, что на стадии построения работу следует выполнять легкими линиями, не нажимая на карандаш, чтобы замеченную ошибку можно было бы легко исправить. Важно помнить, что не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Если у всей модели намечены лишь основные поверхности, образующие форму черепа, костей рук и ног, грудной клетки, таза. На этом этапе детали должен быть уточнены лишь в отношении общих размеров и главных поверхностей, даже если их форма будет пока изображена несколько геометрично, но в рисунке они должны точно располагаться на нужном месте и обладать правильными пропорциями.

2 этап: Деталировка модели скелета человека и его частей.

Строя объем модели, целесообразно мысленно разделить его поверхность по основным планам, близкие к плоскостям: передние, боковые, верхние, нижние и задние. Это поможет вам лучше понять особенности строения формы скелета. Уяснив направление этих поверхностей, легче будет определить, какая из них темнее, какая светлее, какая больше повернута к источнику света, какая меньше. Разграничивая переходы плоскостей, важно помнить, что линии, отграничивающие форму в пространстве, в то же время будут границами тоновых отношений — света, полутени и тени, границы, отделяющие одну плоскость от другой, будут не только границами между светом и тенью, но и границами более тонких отношений объёма. Понимание этого в дальнейшем будет необходимо и при прокладке светотени и позволит вам, не бездумно копировать светлые и тёмные пятна, наблюдаемые в натуре, а осознанно сообразовываться с направлением поверхности каждого участка объема, отбирая только то, что наилучшим образом выявляет форму. Обсуждая в этом разделе аспекты светотени, мы несколько забежали вперед, чтобы заострить внимание рисовальщика на важности изучения деталей скелета.

На этом этапе работы над рисунком происходит постепенное прорисовывание деталей внутри большей формы. В процессе этой работы формируется понимание закономерностей и конструктивной логики построения деталировки натуры, это позволяет рисующему проследить за переходом одной формы в другую и передать в рисунке тончайшие колебания всей поверхности модели. Теперь можно от анализа большой формы перейти к разработке малых форм, для этого нужно точно определить их местоположение и величину. Теперь можно детально прорисовать все кости скелета. Увязать положение одной детали с положением другой и постоянно соизмерять их с общей массой модели.

3 Стадия: Пластическая характеристика формы с помощью светотени – моделировка.

На этой стадии следует учесть, что в световой зоне анатомические подробности скелета прорисовываются более конкретно. Здесь целесообразно графически выразить, как по мере удаления деталей модели от источника света контрастность светотеневых отношений будет ослабевать, четкость рисунка будет снижаться и размываться, а на переднем плане наоборот, детали будут хорошо видны, объем будет чётко лепиться светотенью, штрих будет более жёстким. Уточним что, моделируя форму тоном, не следует оставлять чистым лист бумаги в местах рефлексов на теневых пятнах. Вначале следует передать объем простыми графическими средствами: светом, полутоном, тенью; а затем уже выявлять рефлексы, ослаблением его собственного тона и усилением тона окружающих его поверхностей. Важно постоянно помнить, что не следует торопиться набирать тон в полную силу, а усиливать нажим карандашом на бумагу постепенно.

1этап: Определение основных тоновых планов, образующих форму скелета и его основных частей.

Наметив линейно-конструктивную основу формы скелета, можно переходить к выявлению ее объема посредством светотеневых отношений. Здесь очень важно выдержать взаимосвязь линии и тона. Границы поверхностей, образующих объем, выражаются в рисунке линейно. Линии условно расчерчивают форму модели на планы и являются границами света, тени и полутонов. Особо внимательно надо следить за градациями тона, другими словами, в каких местах контрасты света и тени будут резче, а в каких более мягкими. Вначале целесообразно легко проложить только тени, это позволит увидеть общий характер формы как всей модели, так и ее составных частей, что отчасти уже было сделано на предыдущих стадиях рисования, а при обнаружении неточностей, внести необходимые исправления. В линейно-конструктивном рисунке пластическая характеристика не так ясно читается, а при прокладке тона, даже легкой штриховкой, объем формы становится гораздо более ясным.

Прорабатывая моделировку формы скелета учитывайте, что передняя часть фигуры по тону должна быть светлее боковой. При распределении светотени на форме рисовальщик должен накладывать штрих таким образом, чтобы плоскости, расположенные в пространстве под различными углами к лучам света, не были покрыты тоном одной силы. Для этого вначале должны быть проложены тени, затем перейти к полутонам, и, наконец, к светам. Такой метод работы художники эпохи Возрождения считали обязательным. Леонардо да Винчи в главе «О наложении светов» в «Книге о живописи» писал: «Наложи сначала общую тень на всю ту заполненную ею часть тела, которая не видит света, затем клади полутени и главные тени, сравнивая их друг с другом». Объем фигуры в этой стадии вначале намечается основными, большими поверхностями, которые слегка выявляются тоном. Мелкие детали временно можно опустить. Затем намечаются линии падающих и собственных теней, все тени прокрываются ровным мягким штрихом. Продолжая работу в тенях, можно усилить очертания собственных теней, создать рефлексы. Но важно помнить, что не следует увлекаться падающими тенями в ущерб общей моделировке формы. Эти тени зависят от освещения и носят, в общем, случайный характер, особенно, если в аудитории несколько источников света. Часть из них следует игнорировать, оставив только те, которые лучше выявляют общею форму фигуры и её детали. Поработав в тенях, можно перейти к выявлению тоном общей массы модели. Следует заметить, что на любой стадии работы рисунок не должен представлять набор отдельных изображений. Рисовать необходимо общую форму, которую все время надо чувствовать и передавать.

Тем, кто решил сделать рисунок с фоном, нужно помнить, что вводить фон целесообразно постепенно, чтобы голова была правильно изображена в пространстве. По законам светотени со стороны освещенной части модели скелета человека плоскость стены выглядит темнее, а с теневой стороны той же модели она выглядит светлее, в целом же фон зрительно должен уходить в глубину. Начинать процесс рисования фона надо одновременно с линейно-конструктивным построением. Очень важно правильно определить тоновую насыщенность фона, в зависимости от его собственного цвета и условий освещения. Такой подход к работе будет способствовать развитию тонкости восприятия тона и более осмысленному выражению формы в рисунке.

2 этап: Детальная моделировка скелета средствами светотени.

Продолжая детальную моделировку формы, важно внимательно следить за правильностью формообразования каждой детали, не отвлекаться на случайные детали, не имеющие отношения к форме модели — сколы гипсов, щербинки, загрязнения и т. п. Будет не профессионально, если все щербинки, сколы и даже пятна на изображаемой поверхности будут скопированы точно, а пластика формы не будет смоделирована тоном в должной мере правильно. Надо внимательно следить за пластической характеристикой формы, за переходом одной формы в другую. При этом тонкие светотеневые градации помогают рисовальщику видеть и правильно передавать изображаемую структуру формы. Разрабатывая детальную моделировку изображения, штрих на бумагу важно класть по направлению движения формы (штрих по форме). Лепить форму штрихом, как скульптор, обозначая направлением штриха вогнутые и выпуклые поверхности. Необходимо, работая кончиком карандаша, как бы огибать поверхность, а на острых выходах формы штрих необходимо нарочито усиливать, что позволит разделить планы, создать воздушную перспективу. Если весь рисунок выполнять мягким тоном, то объем будет плохо «читаться», рисунок получится вялым, зализанным. Однако, если ближние планы будут заштрихованы резче, объем будет передан более убедительно и достоверно, в рисунке появится ощущение пространства.

Работу тоном следует вести осмысленно и планомерно, не делать бессмысленной хаотичной тушёвки. П. Чистяков писал: «Так шар с бессмысленно, не на месте положенными тенями и светами будет казаться запачканным кругом». Но это не означает, что тушевкой нельзя пользоваться. В продолжение П. Чистяков писал: «Чистота в тушевке, если смотреть на нее правильно, совсем не вредит, а напротив — она есть необходимость всякого осмысленного рисования».

3этап: Заключительная моделировка рисунка скелета средствами светотени.

Это самый ответственный этап работы в процессе завершения работы над рисунком. На этом этапе происходит подчинение деталей целому, уточнение рисунка в тоне, согласование рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени, уточняются графические средства воздушной перспективы. Продолжается углубленная проработка всей формы и ее деталей. Тени усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы. Начинается активная работа над выявлением формы мелких поверхностей.   

Приступая к детальной проработке формы светотенью, важно внимательно сверить свой рисунок с натурой и только после этого начинать вырисовывать подробности формы. Нажим карандаша на бумагу нужно усиливать постепенно. На этом этапе идет дальнейшая углубленная проработка всей формы, и её детализация. Например, уточняется форма кистей рук, стоп, локтей и коленей, — детально лепится форма поверхности мускулатуры, сухожилий и связок. На последнем этапе рисования следует добиваться возможно более полного сходства с моделью. Желая передать материальность костей, внимательно следите за рефлексами на деталях скелета и за плавными переходами от света к полутону и от полутона к теням.

Света, собственные и падающие тени, рефлексы и блики на модели по мере удаления её от света ослабевают в тоне, приближаясь же к источнику света, в соответствии с особенностями нашего восприятия и законами светотени света и тени усиливаются - увеличивается контраст изображения. В процессе моделирования формы по частям, важно выдерживать соразмерность деталей и не нарушить степень их тоновой насыщенности. Вся эта работа требует многократной проверки общего состояния рисунка, сравнения его с моделью в целом. Кроме того, нужно позаботиться и о тональном единстве рисунка, уточнить относительную силу теней, полутеней, бликов, рефлексов, правильное соотношение всех этих тоновых отношений с фоном. Выполняя в правильной методической последовательности рисунок, вы ведёте рисунок с самого начала от общего к частному, от целого к деталям, а на завершающей стадии, уже обогащенный деталями рисунок, приводите опять к целому.

4 Стадия: Подведение итогов работы над рисунком.

 Аккуратность, чистота отделки всегда высоко ценилась в искусстве, и особенно при подготовке художников дизайнеров, в работе которых строгий и чёткий графический язык играет важное значение. Без прилежания, без старания нельзя добиться успеха в рисунке. Передача материальности требует ювелирной обработки рисунка. Эмоциональными росчерками здесь ничего не добьешься. Необходимо обладать внушительными знаниями и прочными навыками. Заметим, что для профессионального и продуктивного использования современных цифровых средств дизайн проектирования специалист должен обладать навыками твёрдой графической техники.

На последнем этапе работы над рисунком надо прежде всего проверить общее состояние рисунка — подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне, сравнить блик со светом, рефлекс с полутоном и т. д., так как отдельные детали не должны выпадать из общего ансамбля. Затем еще раз нужно уточнить все пропорции, графический строй рисунка, проверить создана ли линейная и воздушная перспектива. Во время детальной проработки формы рисующий мог несколько сбить рисунок, в работу могли вкрасться неточности. Чтобы легче было увидеть ошибки, можно отставить рисунок на расстояние и посмотрите на него издали. Леонардо да Винчи в своей «Книге о живописи» писал: «Мы знаем твердо, что ошибки узнаются больше в чужих произведениях, чем в своих, и часто, порицая чужие маленькие ошибки, ты не увидишь своих больших. И чтобы избежать подобного невежества, сделай так... Я говорю, что, когда ты пишешь, у тебя должно быть плоское зеркало и ты должен часто рассматривать в него свое произведение. Видимое наоборот, оно покажется тебе исполненным рукою другого мастера, и ты будешь лучше судить о своих ошибках, чем в первом случае. Хорошо также часто вставать и немного развлекаться чем-нибудь другим, так как при возвращении к своей вещи ты лучше о ней судишь, а если ты постоянно находишься рядом с ней, то сильно обманываешься. Хорошо также удалиться от нее, так как произведение кажется меньшим, легче охватывается одним взглядом». Все эти советы остаются актуальными и сегодня. Профессиональные художники в своей работе в той или иной степени обращаются к этим приёмам. Их с уверенностью можно рекомендовать для проверки правильности своей работы. Здесь необходимо еще раз выявить самое темное и самое светлое место постановки, и от них, сопоставляя всю градацию полутонов и теней, привести весь рисунок к целостному решению. При проверке правильности рисунка детали дальнего плана должны быть проработаны менее чётко и контрастно чем переднего. Завершается работа обобщением рисунка, приведением его к гармоничному целому. Это необходимо потому, что, увлёкшись детальной проработкой, вы могли упустить из виду, как некоторые части рисунка могли получиться мало связанными с общим, оказались слишком дробными или контрастными, излишне выпуклыми, а некоторые важные части оказались зализанными, плоскими, стали маловыразительными. Только после всех этих проверок и уточнений рисунок можно считать полностью законченным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: