Особенности прокурорского надзора и его принципы

Прокурорский надзор это осуществляемая от имени РФ в уст. Порядке правоохранительная деятельность прокуроров за исполнением законов действующих на территории государства. То есть проверка законности действий решений или бездействия со стороны различных поднадзорных субъектов.

По сути, прокурорский надзор является одним из специфических видов деятельности органов прокуратуры.

Особенности прокуратуры исходят из принципов ее организации, а так же принципов осуществления ее деятельности.
Под принципами организации и деятельности прокуратуры принято понимать основные положения, которые определяют главные черты и признаки деятельности прокуратуры, а так же главные требования, которые к ней предъявляются.
Поскольку принципы определяют самые общие признаки и требования, то они являются обязательными для осуществления деятельности любого работника прокуратуры в не зависимости от занимаемой должности или направления деятельности. Организация и осуществление прокурорского надзора тесно связаны между собой, поэтому, как считают современные исследователи, их нельзя разделять и следует рассматривать в единстве. Главные из этих принципов закреплены в основном законе государства и в ФЗ «О прокуратуре». Это определяет их правовую основу и обязательность соблюдения каждым работником прокуратуры.
В научной литературе принято выделять несколько основных принципов, которые лежат в основе осуществления прокурорского надзора, а именно: Принцип централизации; Принцип единства прокурорского надзора; Принцип законности; Принцип гласности. Рассмотрим первый из принципов более подробно.
Принцип централизации прокурорского надзора как одна из его особенностей

Данный принцип является основой организации системы прокуратуры, при этом имеет принципиальное значение организации для надзорной деятельности прокурора как части единой системы.
Централизация прокурорского надзора предполагает, что нижестоящие органы прокуроры подчиняются вышестоящим. Помимо этого, следует учитывать, что все прокуроры подчиняются Генпрокурору, который возглавляет данную систему. Централизация органов прокуратуры обусловлена необходимостью обеспечения единой понимания законности на всей территории государства. Это невозможно обеспечить без руководства прокуратурой из единого центра.[12]

Исходя из данного принципа, вышестоящий прокурор несет ответственность за организацию работы всех подчиненных ему работников прокуратуры. Посредством данного принципа обеспечивается единство прокурорской практики, которая направляется и координируется Генпрокуратурой страны. Согласно данному принципу происходит и назначение прокуроров. Их подчиненность идет строиться строго по вертикали. Вышестоящий прокурор может, как взять на себя выполнение ряда полномочий нижестоящего прокурора, так и поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, за исключением случаев, которые определенны законом. Однако, любой прокурор сохраняет самостоятельность в своих действиях и несет ответственность за принятые решения. Любой прокурор, занимающий вышестоящее положение, несет обязательства по осуществлению руководства, контроля за работой подчиненных ему сотрудников. Выше обозначенный принцип находит выражение в единообразных формах организации и деятельности всех органов прокуратуры, а так же в единстве целей, задач осуществления надзора в рамках современного государства.
Прокурорский надзор един по содержанию основных направлений деятельности. Его сутью является проверка исполнения требований законов, а так же устранение выявленных правонарушений.
Все приказы/указания прокурора подписываются им лично. Они являются обязательными для исполнения нижестоящими прокурорами. Вышестоящий прокурор может отменить акты, изданные нижестоящим прокурором, в случаях, установленных законодательным путем.[13]

Исходя из сказанного, можно выделить несколько особенностей прокурорского надзора.

Особенности:

1. Особый самостоятельный вид государственной деятельности осуществляемый только органами прокуратуры и специальным субъектом, занимающимся надзорной деятельностью является прокурор. (ст. 54 ФЗ «О прокуратуре» разъясняет значение этого термина, указывая кого считать прокурором. Ген. Прокурор РФ, его советники, старшие помощники и помощники, заместители, все нижестоящие прокуроры, их заместители и помощники, прокуроры управлений, отделов и т.д.)

2. Прокурорский надзор осуществляется от имени РФ, распространяясь на всю территорию государства.

3. Прокурорский надзор имеет универсальный характер, так как в его сферу входят все отношения урегулированные законами, и подзаконными актами принятыми в их развитие, а так же распространяется на большинство государственных органов и должностных лиц, иных органов и организаций, за исключением Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Судов, и правительства РФ.

4. Прокурорский надзор осуществляется без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, и как правило, Прокурор самостоятельно не может исправлять выявленные нарушения.

5. При осуществлении надзора прокуратура не выполняет функций вышестоящего административного органа в отношении поднадзорных субъектов и не заменяет деятельность различных контролирующих органов и должностных лиц.

6. Прокурорский надзор осуществляется в определенных формах предусмотренных законодательством, (по отраслям прокурорского надзора см. табл.) путем проведения прокурорских проверок при этом не обязательно наличие жалобы пострадавшей стороны так как проверка может осуществляться на основании любой информации о фактах нарушения законности поступивших в прокуратуру требующих принятия мер прокурорского реагирования.

7. Средства реагирования на выявленные нарушения закона зависят от характера правонарушения и отрасли прокурорского надзора(протест, представление, предостережение).

8. Надзор отличается оперативностью, так как проведение прокурорских проверок не вязаны какой либо жесткой процедурой в отличие от судебного процесса, проходящего по правилам установленным процессуальным законодательством.

9. Прокурорский надзор выполняет 2 функции - законоохранительную, борьба с нарушениями законодательства, И правоохранительную – преследуют охрану субъективных прав и законных интересов граждан, а так же интересов общества и государства.[14]

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: