Этап 1. Информационный

Цель данного этапа: актуализация теоретических знаний. Данное прак­тическое занятие следует проводить после лекции на тему «Социальная установка».

Этап 2. Практический

Цель данного этапа: осознание собственных предрассудков. Перед вы­полнением упражнения «Российский экспресс» преподаватель дает краткую инструкцию: «Каждый из нас время от времени ездит на поез­дах. Отправляясь в путешествие и покупая билет на поезд, вы не знаете своих соседей (за исключением тех случаев, когда ваши попутчики — родственники или друзья). Представьте, что сейчас у вас есть возможность выбрать себе попутчиков в поездке до Москвы».

Ход работы. Каждому студенту представляется список пассажиров (приложение 4). Далее преподаватель задает следующий вопросы: «С кем из этих людей вы меньше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?» и «С кем из этих людей вы больше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?». Участники индивидуально определяют три са­мых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбо­о (время не более 7 минут). Затем студенты делятся на группы по три человека. Каждая группа представляет собой купе. Если участников четное количество, то неко­торые группы можно объединить в четверки (нестандартное купе) или двойки. Цель задания: проранжировать список с тем, чтобы, во-первых, выбрать четвертого попутчика (предпочтительный выбор), а во-вторых, определить, с кем вся группа не поедет (непредпочтительный выбор). Обсуждение в микрогруппах длится 10-15 минут. После этого группа собирается вместе и представляет результаты. Каждая из групп получает следующее задание: 1) назвать предпочти­тельный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения в микрогруппе; 2) рассказать об атмосфере,которая была во время обсу­ждения (были ли разногласия в ходе обсуждения; если да, то по какому поводу; все ли члены группы согласны с окончательным решением?).

Ответы каждой группы записываются на доске. Подсчитывается результат и определяется лидер среди предпочитаемых и не предпочитаемых выборов.

Приложение 4.

Список пассажиров

• цыганка;

• явный гомосексуал;

• скинхед;

• ВИЧ-инфицированный молодой человек;

• неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком;

• кавказец-мусульманин;

• человек из деревни с большим мешком;

• африканский студент;

• подросток, похожий на наркомана;

• бывший заключенный;

• таджик в национальной одежде;

• милиционер;

• инвалид со складной коляской;

• кришнаит;

• китаец, который ест странно пахнущую еду;

• панк;

• человек, говорящий на непонятном языке.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998, Гл17.

2. Аронс Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.- М., 1998. Гл 5.

3. Аронс Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы/Пер. с англ.// Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.,1984.

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001. – Главы 8-11.

5. Магун В.Н. История исследований социальных установок аттитьюдов.//Хрестоматия по социальной психологии. – М.,1994.

6. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1996. Гл 4.

7. Практикума по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.

8. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса//. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.,1984.

 

 

Занятие 4

(практическое)

Я-концепция личности

Цель: проанализировать и обобщить знания о понятии «Я-концепция лич­ности». Осмысление характеристик собственной Я-концепции.

Основные понятия: Я-концепция, Я-реальное, Я-зеркальное, Я-идеальное, самооценка, самоотношение, личностная идентичность, подражание.

Подготовка:

  1. Изучить предложенную литературу.
  2. Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.
  3. Выписать основные понятия.
  4. Подготовиться к выполнению практического упражнения.

Ход занятия:

  1. Обсуждение вопросов:

· Роль Я-концепции в структуре личности.

· Источники формирования Я-концепции.

· Функции основных элементов Я-концепции.

· Соотношение понятий «Я-образ» и «Я-концепция».

· Источники позитивной и негативной Я-концепции, их роль в общем развитии личности.

4. Проведение практического упражнения.

Оснащение (листы бумаги формата А4, цветные карандаши или фломастеры).

Порядок работы:

Этап 1. Теоретическое информирование.

Цель: актуализация основных определений по теме.

Этап 2. Закрепление знаний о структуре Я-концепции.

Цель: закрепление знаний о структуре Я-концепции и функциях ее элементов.

Этап 3. Осознание «образа Я».

Цель: усвоение понятия «образ Я»; понимание различия Я-образа и Я-концепции; усвоение понятия «прайминг»; осознание своего образа; понимание различия между «Я»и «Мое».

Этап 4.  Анализ негативного и позитивного Я.

Цель: изучение компонентов отрицательной Я-концепции; понима­ние того, каким образом она формируется; формирование элементов по­зитивной Я-концепции у студентов.

Этап 1. Теоретическое информирование

1. Информирование о теме и цели (целях) занятия.

2. Обсуждение понятия «Я-концепция личности».

Этап 2. Закрепление знаний о структуре Я-концепции.

Упражнение «Рисунок Я»

Процедура. Каждый член группы па листе, разделенном па три части, изображает себя:

Я-реальное, Я-идеальное, Я глазами других (Я-зеркальное). Инструкция. Нарисуйте себя такими, какие вы есть; такими, какими хотели бы быть; такими, какими вас видят другие люди. Обсуждение. Чем отличается идеальный образ от реального? Как формируют Я-концепцию мнения других людей? Какие функции вы­полняет каждый из элементов Я-концепции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: