Цель данного этапа: актуализация теоретических знаний. Данное практическое занятие следует проводить после лекции на тему «Социальная установка».
Этап 2. Практический
Цель данного этапа: осознание собственных предрассудков. Перед выполнением упражнения «Российский экспресс» преподаватель дает краткую инструкцию: «Каждый из нас время от времени ездит на поездах. Отправляясь в путешествие и покупая билет на поезд, вы не знаете своих соседей (за исключением тех случаев, когда ваши попутчики — родственники или друзья). Представьте, что сейчас у вас есть возможность выбрать себе попутчиков в поездке до Москвы».
Ход работы. Каждому студенту представляется список пассажиров (приложение 4). Далее преподаватель задает следующий вопросы: «С кем из этих людей вы меньше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?» и «С кем из этих людей вы больше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?». Участники индивидуально определяют три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбоо (время не более 7 минут). Затем студенты делятся на группы по три человека. Каждая группа представляет собой купе. Если участников четное количество, то некоторые группы можно объединить в четверки (нестандартное купе) или двойки. Цель задания: проранжировать список с тем, чтобы, во-первых, выбрать четвертого попутчика (предпочтительный выбор), а во-вторых, определить, с кем вся группа не поедет (непредпочтительный выбор). Обсуждение в микрогруппах длится 10-15 минут. После этого группа собирается вместе и представляет результаты. Каждая из групп получает следующее задание: 1) назвать предпочтительный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения в микрогруппе; 2) рассказать об атмосфере,которая была во время обсуждения (были ли разногласия в ходе обсуждения; если да, то по какому поводу; все ли члены группы согласны с окончательным решением?).
|
|
Ответы каждой группы записываются на доске. Подсчитывается результат и определяется лидер среди предпочитаемых и не предпочитаемых выборов.
Приложение 4.
Список пассажиров
• цыганка;
• явный гомосексуал;
• скинхед;
• ВИЧ-инфицированный молодой человек;
• неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком;
• кавказец-мусульманин;
• человек из деревни с большим мешком;
• африканский студент;
• подросток, похожий на наркомана;
• бывший заключенный;
• таджик в национальной одежде;
• милиционер;
• инвалид со складной коляской;
• кришнаит;
• китаец, который ест странно пахнущую еду;
• панк;
• человек, говорящий на непонятном языке.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998, Гл17.
|
|
2. Аронс Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.- М., 1998. Гл 5.
3. Аронс Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы/Пер. с англ.// Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.,1984.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001. – Главы 8-11.
5. Магун В.Н. История исследований социальных установок аттитьюдов.//Хрестоматия по социальной психологии. – М.,1994.
6. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1996. Гл 4.
7. Практикума по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.
8. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса//. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.,1984.
Занятие 4
(практическое)
Я-концепция личности
Цель: проанализировать и обобщить знания о понятии «Я-концепция личности». Осмысление характеристик собственной Я-концепции.
Основные понятия: Я-концепция, Я-реальное, Я-зеркальное, Я-идеальное, самооценка, самоотношение, личностная идентичность, подражание.
Подготовка:
- Изучить предложенную литературу.
- Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.
- Выписать основные понятия.
- Подготовиться к выполнению практического упражнения.
Ход занятия:
- Обсуждение вопросов:
· Роль Я-концепции в структуре личности.
· Источники формирования Я-концепции.
· Функции основных элементов Я-концепции.
· Соотношение понятий «Я-образ» и «Я-концепция».
· Источники позитивной и негативной Я-концепции, их роль в общем развитии личности.
4. Проведение практического упражнения.
Оснащение (листы бумаги формата А4, цветные карандаши или фломастеры).
Порядок работы:
Этап 1. Теоретическое информирование.
Цель: актуализация основных определений по теме.
Этап 2. Закрепление знаний о структуре Я-концепции.
Цель: закрепление знаний о структуре Я-концепции и функциях ее элементов.
Этап 3. Осознание «образа Я».
Цель: усвоение понятия «образ Я»; понимание различия Я-образа и Я-концепции; усвоение понятия «прайминг»; осознание своего образа; понимание различия между «Я»и «Мое».
Этап 4. Анализ негативного и позитивного Я.
Цель: изучение компонентов отрицательной Я-концепции; понимание того, каким образом она формируется; формирование элементов позитивной Я-концепции у студентов.
Этап 1. Теоретическое информирование
1. Информирование о теме и цели (целях) занятия.
2. Обсуждение понятия «Я-концепция личности».
Этап 2. Закрепление знаний о структуре Я-концепции.
Упражнение «Рисунок Я»
Процедура. Каждый член группы па листе, разделенном па три части, изображает себя:
Я-реальное, Я-идеальное, Я глазами других (Я-зеркальное). Инструкция. Нарисуйте себя такими, какие вы есть; такими, какими хотели бы быть; такими, какими вас видят другие люди. Обсуждение. Чем отличается идеальный образ от реального? Как формируют Я-концепцию мнения других людей? Какие функции выполняет каждый из элементов Я-концепции?