Проектируем 4 этап урока
Итак, мы подготовили учащихся к осознанному изучению нового материала. И переходим к следующему этапу.
Этап усвоения новых знаний и умений.
Это самый большой по объёму этап. Самый трудоёмкий. Именно на этом этапе изучается весь новый материал темы, т.е. всё содержание темы.
Задача этапа - Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала. То есть ученики должны получить всю необходимую информацию по теме урока, осмыслить её и запомнить.
Организация изучения нового материала может осуществляться по-разному:
1. Может учитель сообщать новый материал. Для этого он использует
- словесные методы: рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение и
- наглядные методы: иллюстрация плакатов, схем и т.д., демонстрация в/ф, слайдов, действий и операций (оказание ПМП, использование СИЗ) и т.д.
В этом случае учащиеся получают знания в готовом виде.
2. Учитель организует деятельность учащихся по самостоятельному изучению нового материала, т.е. учащиеся сами открывают знания. Для этого могут использоваться методы:
- беседа, дискуссия;
- работа с учебником, дополнительной литературой, текстом;
- компьютерное обучение (работа с электронным учебником);
- частично-поисковый метод (учащиеся полностью самостоятельно создают сами новые знания, например: сами составляют правила поведения в какой-либо ситуации).
Обратите внимание на требования к планированию и проведению этого этапа. Все эти требования должны соблюдаться при проектировании данного этапа.
Выделение в новом материале главного, существенного и отражение его на доске и в тетрадях учащихся.
Главное, существенное отражено в наших целях в форме понятий и знаний. Значит, всё, что там написано, подлежит обязательному изучению. Мы не будем указывать в конспекте, что будем писать на доске и в тетради. Но на практике нужно обязательно продумывать, что ученики должны записать в тетрадь и как.
Учет индивидуальных способов восприятия учащимися учебного материала.
В прошлом семестре мы рассматривали психологические особенности учащихся. По способу восприятию информации они делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Поэтому учебный материал нужно подавать разными методами. Значит, на этом этапе должны присутствовать и словесные методы, и наглядные.
Включение в содержание материала субъектного опыта учащихся.
По каким-то изучаемым вопросам учащиеся имеют свой субъектный опыт (познавательный – где-то что-то слышали, видели по телевизору, читали, и жизненный – попадали в какие-то ситуации, получали травмы и т.п.), т.е. у них уже есть некоторое представление об изучаемом материале. Значит, мы можем опираться на этот опыт и использовать методы беседы, дискуссии.
Подача материала логически завершенными частями.
Чтобы изучаемый материал подавался учащимся логично, последовательно, чтобы не было дублирования (изучения одного и того же материала несколькими методами, что часто бывает в конспектах), нужно разбить всё содержание изучаемого материала на логически завершенные фрагменты. И для каждого фрагмента подобрать рациональный метод.
Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся и самостоятельности учащихся в добывании знаний.
Ученики не должны получать всё время материал в готовом виде, т.е. только слушать и смотреть. Они должны активно участвовать в приобретении знаний, тогда они будут более осознанными и прочными. Для этого нужно организовывать самостоятельную работу учащихся с помощью методов: беседы, работы с учебником, частично-поскового метода.
Чередование видов деятельности учащихся и соответственно применение не менее 3-х методов.
По требованиям здоровьесбережения учащихся (СанПиН) необходимо чередовать виды их учебной деятельности (слушание, смотрение, обсуждение, чтение и т.п.) через 5-10 минут в зависимости от возраста. Поэтому на данном этапе должно быть не менее 3- методов. Ученики не должны весь этап слушать учителя, смотреть фильм или читать учебник!
Исходя из этих требований планируем этап следующим образом.
1/ Разбиваем содержание темы на 4 логических фрагмента (в дальнейшем сами выбирайте на сколько фрагментов будете делить, на 3, 4, 5 и т.д.). Для этого можно использовать содержание темы из программы и обучающую цель (понятия, знания).
Например:
Виды ранений, их причины и первая помощь. - Это тема урока.
Причины ранений. Понятие о ране. Общие признаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д. Признаки закрытых повреждений. Правила оказания первой помощи при различных видах ран. – это содержание урока по данной теме.
Обучающая цель: сформировать понятие раны, знания причин ранений, их общих признаков, видов ран по размеру, глубине, характеру кровотечения, признаков закрытых повреждений, правил оказания первой помощи при различных видах ран; умения оказания первой помощи при различных видах ран.
Разбиваем на 4 фрагмента (материал должен располагаться последовательно):
Понятие раны. Причины ранений. Общие признаки ранений.
Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения.
Закрытые травмы и их признаки.
Правила оказания первой помощи при различных видах ран.
2/ Выбираем методы для изучения данного материала.
С учетом требований и наших возможностей возьмем следующие методы:
- беседа,
- объяснение (может быть с иллюстрацией плаката, схемы, таблицы и т.п., демонстрацией слайдов),
- демонстрация фильма,
- работа с учебником.
Эти методы чаще всего используются учителями. В дальнейшем вы можете выбирать любые методы.
3/ Для изучения каждого фрагмента подбираем рациональный метод.
Рассуждаем следующим образом:
Какой фрагмент содержания материала лучше изучать с помощью беседы, т.е. о чем у учащихся уже есть какое-то представление. Что они могут назвать сами?
Так как каждый ребенок уже встречался в своей жизни с ранами, ранениями, то он может назвать признаки (которые у него были) и причины. Значит, с помощью беседы можно изучать фрагмент