Как проверяем домашнее задание?

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭТАПОВ УРОКА ОБЖ

Напоминаю: мы учимся пока разрабатывать конспект урока (базового уровня), без использования системно-деятельностного подхода по ФГОС. Урок с применением технологии деятельностного метода, по которой сейчас ведут уроки учителя, мы будем учиться разрабатывать в следующем году.

Начинаем проектировать организацию образовательного процесса на уроке ОБЖ. Урок состоит из этапов. Их 12. На данном уроке мы будем использовать только 10.

Сами этапы: их название, задачи, содержание, методы и приемы, которые можно применять на данном этапе, требования к планированию и проведению этапа будут представлены в форме таблицы «Методика планирования и проведения этапов урока ОБЖ». Я буду посылать вам по частям, по мере проектирования того или иного этапа. Вы потом соедините их в одну таблицу. Ею вы будете пользоваться при составлении конспекта урока и при подготовке к зачету или экзамену. Поэтому постепенно запоминайте. Это один из документов, который должен быть перед вами при разработке конспекта урока.

Рядом с названием этапа будет указано примерное время этого этапа, чтобы вы могли ориентироваться, насколько длительный этот этап или короткий. На каждом уроке это время может быть индивидуальным. Это зависит от темы урока, типа урока и т.д. В конспекте время указывать не будем.

 Итак, в конспекте по центру пишем:

Ход урока

Далее указываем название этапа.

Организационный этап.

Как видите в таблице, этот этап не должен занимать много времени. Задача этого этапа - подготовить учащихся к работе на уроке, организовать их деятельность. На этом этапе учитель и учащиеся приветствуют друг друга  «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Я рад(а) вас видеть!».

Затем учитель проверяет, кто отсутствует на уроке. Для этого можно использовать приёмы: «Перекличка» (учитель по списку называет фамилию ученика, ученик отвечает, что он здесь), «Рапорт дежурного (старосты)» (учитель просит старосту класса, дежурного и т.п. назвать фамилии отсутствующих учеников). Этот прием не требует много времени. И третий прием, когда учитель хорошо знает всех ребят, просто осмотреть класс и самому отметить отсутствующих учеников. В этом случае времени тратится меньше всего. Проверять отсутствующих нужно в начале урока, т.к. в случае ЧС при эвакуации учитель должен отчитаться, сколько учеников присутствовало на уроке. Также при организации групповой, парной работы учитель должен знать кол-во учащихся в классе, чтобы поделить на группы, пары.

После этого проверяется готовность учащихся к уроку: у всех ли есть ручка, тетрадь, учебник и т.п. Чтобы сразу на этом этапе решить эту проблему и не отвлекаться потом в ходе урока.

Организация внимания просто предполагает, что все организационные вопросы решены, и мы переходим к следующему этапу.

 

Поскольку поздороваться и спросить кого нет в классе каждый сможет без записи в конспекте, мы не будем расписывать «Здравствуйте, ребята», «Староста, скажи, кого нет сегодня на уроке» и т.п. Мы будем на этом этапе просто стандартную фразу, показывая, что будет происходить на этом этапе.

 

Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку.

 

 

Таким образом, у вас в конспекте будет написано:

 

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку.

 

Следующий этап

Этап проверки выполнения домашнего задания.

Этот этап тоже не должен занимать много времени, чтобы ученики не устали перед изучанием нового материала. Задачи этапа:

1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми уч-ся.

Другими словами, все ли ученики выполнили всё домашнее задание, правильно ли поняли и усвоили материал прошлого урока

2. Выявить пробелы в знаниях и умениях; определить причины их возникновения.

Выясняем, кто не усвоил материал прошлого, не смог выполнить домашнее задание (д/з) и почему.

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Если кто-то не усвоил материал прошлого урока, неправильно выполнил д/з, сразу же на этом этапе устраняем пробелы в ходе проверки: просим кого-то из учеников показать правильное решение ситуационной задачи, ответить на вопрос, объяснить что-либо и т.п. Если все не поняли, объясняем сами.

!!!Домашнее задание нужно проверять обязательно. Иначе ученики не будут его делать.

Как проверяем домашнее задание?

- Если какое-то д/з учащиеся выполняли письменно, можно проверить визуально учителю (визуальная проверка) наличие и правильность выполненного д/з. Например, решение ситуационной задачи (СЗ), составление схемы, конспекта в тетради и т.п. Учитель просто проходит по рядам и быстро просматривает в открытых тетрадях есть ли выполненное задание или нет, каков ответ и т.п. Или спрашивает одного из учеников решение задачи, остальные проверяют у себя в тетради. При этом ученик не просто называет ответ, а объясняет, почему он считает, что это ответ правильный. Тогда ученики, неправильно выполнившие задание, видят и понимают свою ошибку, тем самым осуществляется ликвидация пробелов.

- Если д/з или его часть выполнялась в устной форме, то используем методы контроля.

Запомните!!! На этом этапе используем только методы контроля.

Итак, можно использовать методы устного контроля:

- фронтальный опрос – опрос всего класса, т.е вопрос задается всему классу, отвечает кто-то один, другие могут дополнять, исправлять ответ;

- опрос по цепочке – тоже вопрос, который предполагает в ответе перечисление чего-либо, задается всему классу, но спрашиваем по одному, один называет часть ответа, другой следующую часть и т.д.

- взаимоопрос – ученики, работая в парах, опрашивают друг друга по вопросам, которые вы им дали, либо они составили дома сами;

- индивидуальный опрос – опрос одного ученика у доски с полным подробным ответом.

 

Если вы выбираете устный опрос, то можно использовать несколько методов: фронтальный опрос и опрос по цепочке (только задавать разные вопросы). Вопросы, которые не подходят для опроса по цепочке, мы задаем фронтально всему классу, а вопросы, предполагающие в ответе перечисление, используем в опросе по цепочке.

Можно сочетать фронтальный опрос (или опрос по цепочке) и индивидуальный опрос. Сначала спросили весь класс, а потом вызвали к доске ученика, который должен дать полный ответ на вопрос (который вы не задавали фронтально). Одни и те же вопросы задавать не надо дважды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: