Психотерапия: теория и практика

17. Определение психотерапии, ее предмета и дефиниций.

Психотерапия – терапия души и «исцеление душой». Медицинская, психологическая, социологическая и философская модели психотерапии. Основные положения «Декларации по психотерапии» Европейской ассоциации психотерапии. Стилистика взаимоотношений психотерапевта и пациента. Факторы психотерапевтического воздействия на пациента. Интегративная направленность современной психотерапии.

 

18. Психодинамическая психотерапия.

Создание З. Фрейдом психоанализа. Основные положения классического психоанализа: бессознательное, структура личности, стадии психосексуального развития, механизмы защиты, теория неврозов. Анализ сновидений. Анализ трансфера и работа с сопротивлением. Формы аналитической терапии и ее организация. Постфрейдистский период развития психоанализа. Адлерианская парадигма аналитической терапии. Аналитическая психотерапия К. Юнга.

 

19. Когнитивно-поведенческая психотерапия.

Роль классических работ И.П. Павлова для возникновения когнитивно-поведенческого направления в психотерапии. Виды обусловливания. Социальное научение. Десенсибилизация и десенситизация в реальной жизни. Имплозивные техники.

Когнитивная терапия Бека и рационально-эмотивная терапия Эллиса. Когнитивные ошибки. Техники когнитивной терапии: различение мыслей и фактов, вертикальный спуск, как мысли вызывают чувства. Когнитивное содержание расстройств эмоционального круга.

 

20. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия.

Экзистенциально-гуманистическая парадигма в психотерапии. Клиент-центрированная терапия Карла Роджерса. Основные понятия (тенденция к самоактуализации, поле опыта, «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «Самость» и другие). Теория полностью функционирующей личности. Требования к психотерапевту: принятие, конгруэнтность, эмпатия. Теория и практика гештальт-терапии.

Клинико-социальная реабилитация.

21. Клинико-диагностические особенности социальной дезадаптации.

Уровни социальной дезадаптации. Значение личностной дезадаптачии как источника психических и психосоматических расстройств. Роль самосознания как регулятора поведения и его оценка с помощью психологических методик. Значение фрустрационной толерантности для понимания потенциальных ресурсов личности. Отношение к болезни как показатель возможного выбора вариантов адаптивного или дезадаптивного поведения.

 

22. Психология экстремальных и стрессовых ситуаций.

Определение понятия экстремальных и стрессовых ситуаций. Определение ВОЗ стихийного бедствия (катастрофы). Клинические особенности психопатологических расстройств, возникающих в экстремальных ситуациях. Виды реактивных состояний, развивающихся при стихийных бедствиях и катастрофах. Порядок и условия оказания психологической и психиатрической помощи пострадавшим.

 

23. Конструктивные стратегии в трудных жизненных ситуациях.

Критерии классификации способов поведения в трудных ситуациях: эмоциональный/проблемный, когнитивный/поведенческий, успешный/ неуспешный. «Способы совладания» Фолкмана и Лазарус. Стадии использования способов поведения в трудных жизненных ситуациях Уиллс и Шифман. Роль психологических защит в повышении эффективности совладания с трудной жизненной ситуацией. Значение индивидуальных особенностей личности. Стратегии неэффективные для совладания: избегание, самообвинение, занижение своих возможностей.

 

24. Методы социальной реабилитации.

Определение понятия социальной реабилитации, ее виды (социально-медицинская, социально-психологическая, социально-педагогическая и др.). Основы посреднической, социаль­но-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации и реабилитации. Стратегия и тактика привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента. Современные реабилитационные технологии в практике социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: