Выполненную работу прислать до 9.00 29.04.2020
Изучить предложенный материал и составить конспект по плану:
1. Социальная экология:
А) Понятие «Социальная экология»
Б) Схема «Структура социальной экологии»
В) Задачи изучения социальной экологии
Г) Проблемы социальной экологии
Д) Законы социальной экологии (кратко)
2. Заполнить таблицу «Этапы развития взаимоотношений между обществом и природой в истории цивилизации» (по аналогии с приведенным примером «Охотничье-собирательская культура»), используя предложенный материал (приложение 1) и ресурсы Интернета (по желанию).
Этапы развития взаимоотношений между обществом и природой в истории цивилизации
№ п\п | Этапы становления взаимоотношений общества и природы | Абсолютный возраст, тыс. лет | Археологическая периодизация | Классификация экологического кризиса | Новые характерные экологические черты общества | Экологические последствия деятельности человека | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Охотничье - собирательская культура | 80 - 2500 | Каменный век | Палеолит | Кризис перепромысла животных (кризис консументов) | Численность населения: - 3 млн. человек. - Плотность населения – 0,05 – 0,1 чел/км2 - группы по 20-25 человек Орудия труда: - систематическое использование - примитивные - из естественных материалов Деятельность: - загонная охота - строительство хижин-шалашей - использование огня Болезни: - рахит, кариес, заболевания костей и т.д. Продолжительность жизни 23 – 26 лет. | - охота приводила с гибели большого числа животных, которые не могли быть использованы в пищу - огонь: · дополнительный источник энергии, человек стал независим от климатических условий · пища стала безопаснее, это привело к росту населения · Неконтролируемые пожары, что приводило к смене растительности на обширных территориях, менялся состав, структура почвы, а так же климат. - отходы жизнедеятельности: не имели большой нагрузки, быстро распределялись и разлагались | |
10 - 4 | мезолит | |||||||
2 | Аграрная культура (традиционное общество) | неолит | Кризис примитивного поливного земледелия (кризис продуцентов) |
|
| |||
4 -2 | Бронзовый век | |||||||
3 | Индустриальная культура | 2 тыс. лет – 250 лет | Глобальный кризис: 1. Кризис перепромысла (кризис продуцентов и консументов) 2. Кризис физического и химического загрязнения биосферы (кризис редуцентов) |
|
| |||
250 лет - 0 | Железный век | |||||||
4 | Постиндустриальная культура |
Социальная экология
Экология изучает закономерности взаимоотношений организмов между собой и с окружающей средой. Человеческое общество создает определенные условия существования человека в обществе — социальные законы. Можно ли считать социальные законы, принятые в обществе, одним из проявлений экологических закономерностей?
Социальная экология. В ходе своего развития экология формировалась как биологическая дисциплина, изучавшая процессы и результаты взаимодействия организма и среды, в которой он обитает. Человек является частью природы. Он, так же как и прочие живые организмы, обитает в определенной среде и, с биологической точки зрения, относится к млекопитающим животным.
Однако человек не может жить в полном одиночестве, чтобы оставаться человеком. Лишь общаясь с другими людьми, он ощущает себя полноценным. Иначе говоря, человеку необходимо общество. Оно создает условия, в которых люди существуют. Возникает социальная среда, по своим свойствам отличающаяся от природной среды, в которой человек обитает как живой организм.
Для выяснения особенностей социальной среды обитания человека внутри экологии возникло специальное направление — социальная экология, в задачи которой входит рассмотрение социальных потребностей человека, общества и взаимоотношений общества и природы.
Социальная экология — раздел экологии, изучающий закономерности взаимоотношений человеческого общества и биосферы, специфическую роль человека в биологических системах различного уровня, отличия социальной роли человека от ролей других живых организмов в биосфере, возможности оптимизации взаимоотношений человека и природной среды.
Взаимоотношения природы и общества. В результате деятельности человека в окружающей среде происходят многочисленные изменения. Бо́льшая часть этих изменений отрицательно влияет на биосферу, поэтому важны поиски научно обоснованных путей и методов уменьшения последствий воздействия человека на природу, вплоть до его полной нейтрализации.
Важна реальная оценка технических, организационных, экономических, нравственных средств, подходов и методов решения экологических проблем. Современный человек, обитающий в комфортабельной искусственной среде, потребляет большое количество энергии, производство которой обеспечивают целые отрасли (топливная промышленность, электроэнергетика), создающие основу существования экономик многих стран. Функционирование этих отраслей приводит к появлению различных экологических проблем.
Поскольку затраты энергии на поддержание комфортной среды обитания человека возрастают, уровень экологических проблем постоянно повышается.
Социальная экология | |||
| |||
Экология народонаселения | |||
Популяционная экология | Экология социальной группы | ||
Экология репродуктивной группы | Экология семьи | ||
Экология индивида | Экология личности |
Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:
1. Планетарного масштаба — глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;
2. Регионального масштаба — изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);
3. Микромасштаба — изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).
ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ
Социальную экологию, как и любую другую науку, нельзя изучать только с помощью сбора и описания явлений и факторов. Необходимо дать их объяснение через установление связей между элементами в отдельных явлениях и утвердить взаимосвязь этих явлений. Другими словами, социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность предвидеть их действие.
В работе Барри Коммонера изложены четыре основных глобальных экологических закона, которые могут считаться законами социальной экологии.
1-й закон. ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ – предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. Стремление человеческой среды возникает вследствие нарушения отношений в экологической системе в рамках ее причинно-следственных отношений.
2-й закон. ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ – позволяет по-новому рассматривать проблему отходов материального производства. Огромные количества веществ извлечены из Земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того факта, что «все должно куда-то деваться». И как результат – большие количества веществ зачастую накапливаются там, где в природе их не должно быть. Человек живет в замкнутом пространстве,поэтомувсе, что создается, и все, что берется от природы, ей же определенным способом снова возвращается.
3-й закон ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ – исходит из того, что «структуры организмов нынешних живых существ или организмов современной природной экосистемы – наилучшие в том смысле, что они были тщательно отобраны из неудачных вариантов и что любой новый вариант, скорее всего, будет хуже существующего ныне». Этот закон призывает к тщательному изучению естественных био- и экосистем, сознательному отношению к преобразующей деятельности. Без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее «улучшения». Указывает на связанность наших знаний о природе и нашего воздействия на нее. То есть если мы не будем знать, как переоформлять природу, мы не можем ее «улучшать» нашими действиями, значит, надо вернуться к тем формам жизни, которые представляют экологическую гармонию.
4-й закон НИЧТО НЕ ДАЕТСЯ ДАРОМ – объединяет предшествующие 3 закона, потому что биосфера, как глобальная экосистема, представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеком, должно быть возмещено. Глобальные экологические системыпредставляют собой неделимое целое, и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безгранично.
В законах Б. Коммонера обращается внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе, и пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить.
Все экологические беды происходят от одного и того же: от нашего нежелания считаться с тем, что природные ресурсы и регионов, и планеты в целом конечны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Для того чтобы лучше понять современные проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой, целесообразно оглянуться в прошлое и проследить, как складывались эти взаимоотношения на разных этапах развития общества.
В современной отечественной литературе по социальной экологии и экологии человека можно встретить несколько подходов к построению исторической периодизации процесса изменения взаимоотношений между природой и обществом. Все они отличаются тем, что, строясь по различным основаниям, высвечивают преимущественно какой-либо один (реже несколько) аспект развития этих отношений. Нам представляется наиболее обоснованным подход, предложенный Б.Б. Прохоровым, в соответствии с которым взаимодействия человека с природной средой должны рассматриваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для построения периодизации процесса становления взаимоотношений людей и природы имеет изучение хозяйственно-культурных типов человеческого общества.
Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, выделяют четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними.
1. Эпоха охотничье-собирательской культуры.
2. Эпоха аграрной культуры.
3. Эпоха индустриального общества.
4. Постиндустриальная эпоха.