Людвиг Фейербах (1804–1872), философ–материалист был последним представителем немецкой классической философии. Фейербах начинает как идеалист. «Благодаря Гегелю, – признавался Фейербах, – я познал самого себя, осознал мир». Но уже в 1839 г. в статье «К критике философии Гегеля» наметился разрыв с идеализмом во всех его формах. По мнению Фейербаха, Гегель превращает в самостоятельное бытие определения, которые сами по себе реальностью не обладают. Мысленное бытие не есть действительное бытие. Мысль есть отражение бытия, природы, материи. Без природы нет разума, как и материала для мышления. В центр своего учения философ поставил человека как природное, психофизическое существо. Для Фейербаха основным предметом философских исследований был человек, которого он рассматривал с материалистических позиций. Человек — неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплексом наук: физиологией, психологией, историей, философией. Философия должна в процессе изучения человека опираться на антропологический принцип. Антропологический принцип, по мнению Фейербаха, состоит в том, чтобы свести сверхъестественное к естественному и, рассматривая человека, учитывать все стороны его природы. Антропологизм в философии — это отказ от умозрительных конструкций, это взгляд на человека в его тесном единстве с окружающей природой. Сущность человека сводится к разуму, воле и сердцу, которые, как он считал, неизменны во все времена. Вместе взятые, эти качества составляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению Фейербаха, человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Сущность человека проявляет себя и в религии.
|
|
В теории познания Фейербах отдавал предпочтение чувствам. Мысль лишь принимает показания чувств. Чувства и идеи – это отражения копии мира. Теория познания Фейербаха носит сенсуалистский, пассивно-созерцательный характер.
В книге «Сущность христианства» (1841) Фейербах обращается к религии, видя в ней вариант духовного отчуждения человека. Фейербах считал, что в религии проявляется слабость и уязвимость человека перед природными и социальными силами. Религия — это выражение всех трудностей и страданий человека, его стремлений и надежд. Религия зарождается в самом человеке и имеет глубокие психологические корни; к религии ведут неудовлетворенные желания и переживания, связанные с неудовлетворенностью. Существом для человека должен стать не мнимый Бог, а само человечество. Фейербах ратует за религию человекобожества: «человек человеку – бог». Благодатная, духовная энергия, которая уходила до сих пор бесполезно в Ничто, должна обратиться на людей как царей земли. Это станет началом нового Золотого века. Фейербах серьезно задумывался над атеистической философией религии.
|
|
Тестовые задания по теме лекции.
1. Основное правило нравственности И. Канта – это: а) правило сосуществования людей в родовой общине; б) правило обмена информацией между людьми; в) правило поведения одних людей по отношению к другим в обществе; г) правило отношения к природным явлениям.
2. Кто считал, что сущность человека – это его природные качества, общественная деятельность на основе чувств: а) Кант, б) Фихте, в) Фейербах, г) Гегель.
3. Какой принцип, лежит в основе философской системы Гегеля?
А) панпсихизм,
Б) панлогизм,
В)пантеизм,
Г) сенсуализм.