Практическое занятие
Выполнила Шелипова А.С. Л/б 18-2-1
Определения понятий: «правовая реформа», «незавершенная реформа», «контрреформа»
Правовая реформа – это комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства. Согласование правового развития страны с его общественным развитием.
Незавершенная реформа - реформа которая не была осуществлена (чустично или полностью); не достигла цели. Имеет отрицательный итог, так как не дает закрепиться нововведениям.
Контрреформа - это осознание поставленной цели реформы как ошибочной, неприемлемой для страны в силу сложившихся традиционных отношений, существующих обычаев, особенностей развития или признание недостаточной подготовки проводимой реформы, результаты которой приняли непредсказуемый характер. Система мероприятий, направленных против реформы
Типология правовых реформ
Первая возможная классификация – правовые реформы, направленные на обеспечение преобразований в других сферах жизни – политической, экономической, социальной и т. д., и реформы, призванные изменить саму правовую реальность.
|
|
Вторая классификация правовых реформ – завершенные и незавершенные реформы.
Третья возможная классификация – исходя из цели правовой реформы. Сегодня можно выделить две глобальные цели. Первая цель – улучшение жизни общества в целом и каждого его члена. Вторая- общественная цель. Примером реализации такой цели может служить правовая реформа большевиков (создание «нового» международного права)
Четвертая классификация правовых реформ – по источнику реформирования.
Здесь можно выделить четыре варианта: 1) реформы, опирающиеся на позитивный отечественный опыт прошлого, на правовые традиции;2) реформы, представляющие собой эксперимент по созданию инновационных правовых норм и институтов, не имеющих аналогов;3) реформы, в результате которых осуществляется рецепция принципов и норм зарубежного, как правило европейского, права; 4) реформы по приведению элементов правовой системы страны в соответствие с международно-правовыми стандартами.
Рассмотрение разных классификаций правовых реформ позволяет перейти к синергетическому подходу в типологизации правовых реформ. Один из наиболее интересных вариантов предложил О.А. Пучков, который считает, что правовая реформа может рассматриваться "1) как преобразование деятельности участников правовой системы (мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты); 2) как преобразование и совершенствование состава субъектов правовой системы (законодательные органы, органы полиции, ФСБ, судебные органы, региональные, местные); 3) как реформирование, происходящее на определенных уровнях правового регулирования (федеральном, региональном, местном); 4) как изменение содержания правового регулирования (создание и освоение новелл законодательства, правоприменения, толкования права)"
|
|
Приведите примеры правовых реформ на различных этапах российской истории
Создание Соборного Уложения 1649 г.
«Великие реформы» Александра II: 1857 г. – фактическое создание Совета министров как высшего органа исполнительной власти, возглавляемой Императором, 1861 г. – отмена крепостного права, с 1863 г. – финансовая реформа, с 1864 г. – судебная реформа, с 1870 г. – городская реформа и др.
Правовая реформа в РСФСР в 1917–1923 гг- национализация частной собственности, отмена наследования в 1918–1922 гг., исчезновение из признаков преступления вины, разработка социально-экономических прав и свобод, равенство мужчины и женщины в политической сфере, разработка новой концепции международного права социалистических стран.
1995 г.- издан Указ Президента Б.Н. Ельцина «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации»
Доктрина развития российской науки, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 13 июня 1996 г.
21 июля 2011 г. Федеральный Закон Российской Федерации № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон “О науке и государственной научно-технической политике”».
Механизм инновационного реформирования права
Инновационными изменениями в праве необходимо считать процессы, которые явились результатом революционных идей с последующим реформированием права в XVIII–XIX вв. Именно в этот период появились, были внедрены и в конечном итоге достигнуты этапа правовой диффузии идеи, связывающие закон, право, правосудие с основами человеческого бытия — со свободой отдельного, автономного человека (естественное право). Естественное право «выбрало» в качестве главного адресата своих требований существующую власть — недопустимость государственного произвола, а отсюда — утверждение и развитие в жизни общества начал народовластия. Посредством закрепления неотъемлемых прав человека были достигнуты свобода слова, неприкосновенность личности, право выбирать своих правителей. В ходе реформы инновационные идеи не должны подрывать основы действующего права, а сам процесс реформирования права должен носить эволюционный характер.
Основные признаки и направления реформы права
Эволюционные черты реформы права:
1) Инновационным содержанием правовой реформы являются преобразования, которые ставят своей целью обновление правовой системы включенных в нее структурных элементов.
2) Инновационное реформирование права — всегда в определенной мере «стресс» для правовой системы. Это и дисбаланс законодательства, появление правовых пробелов. Это и «отклонение» юридической практики, правового применения, деформация правосознания, следующий за ней правовой нигилизм.
3Субъекты, решившиеся на реформирование права, должны предполагать различные сценарии развития реформированных элементов права прогрессивное, регрессивное, стагнационное.
В первом случае для дальнейшего обновления права потребуется поддержка отдельных элементов правовой системы, в т.ч. с помощью рецепции или создания эндогенных составляющих права.
В случае регресса или стагнации права возможны контрреформы права.
4) Реформа права может выражаться в инновациях в «чистом» виде, а также в комбинированном виде, где реформируемые элементы дополняются реципируемыми элементами наравне с элементами, созданными внутри правовой системы.