Роль коммуникативной задачи в установлении педагогически целесообразных взаимоотношений
При возникновении педагогической задачи объяснения нового материала педагог анализирует ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогических задач педагог использует и адекватную им систему общения, через которую и организуется педагогическое взаимодействие. Поэтому одним из элементов педагогической задачи является задачи коммуникативная (задача общения).
В этой связи педагогическая деятельность может быть представлена и как длинный ряд коммуникативных задач, меняющихся, развивающихся и предполагающих организацию педагогического взаимодействия, адекватного этим задачам.
Итак, практическая реализация избранных методов педагогического воздействия осуществляется непосредственно через общение.Коммуникативные задачи являются инструментальными компонентами педагогического взаимодействия.
|
|
Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия.
Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение может иметь следующие виды: приказ, команда, требование, приказание, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба (Артемов В.А., Бельский А.В.).
Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передает учащимся сообщение или воздействует на них, т. е. побуждает к действию.
Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
В педагогической деятельности в роли субъекта выступает Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это — аксиально-ретиальное, личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
технологии: развития критического мышления через чтение и письмо, рефлексивного обучения, проектирования, обучения посредством решения ситуационных задач; педагогического сопровождения, диалога, учебного исследования и др., а также их комбинация в любом сочетании с одновременным использованием мультимедийных средств, компьютеров и Интернета.
|
|
Информационные технологии обучения.
Информационные технологии обучения (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.
В качестве классификационных признаков программно-технических средств (ПТС), используемых в образовании, можно выделить:
дидактическую направленность; «программную реализацию;
техническую реализацию;
предметную область применения.
Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.