Роль детских школ искусства в формировании духовности

Глебова Н.Г., преподаватель

ОГАПОУ «Валуйский колледж»;

Корнева О.В., преподаватель

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

«Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления

человека к добру, к истине и совершенству»

                                                          Томас Манн

 

Трудно переоценить роль изобразительного искусства в развитии духовности. В искусстве с самого начало заложено эмоциональное выражение духовных переживаний человека.

Искусство не существует изолированно, оно - результат духовной жизни человека и общества. Искусство - это универсальный носитель всех духовных ценностей. Через него человек имеет возможность приобщиться к нравственным ценностям, традициям, обычаям, ему становятся доступными научные знания. Благодаря искусству, он имеет возможность жить в прошлом, настоящем и будущем.

Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, с окружающим миром.

Формирование всесторонне развитой творческой личности на занятиях по изобразительному искусству это сложный и многогранный процесс, требующий определённых условий. В России реализуется «Концепции художественного образования», которая определяет стратегию развития системы образования в России на период до 2025 года.

К основным целям художественного образования относятся:

- развитие мотивации личности к познанию и художественному творчеству;

- реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества.

Исходя из целей, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

- Формирование эстетически развитой и творческой личности, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

- Реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности и общества.

- Широкое внедрение художественного образования как способствующего фактора интеллектуального совершенствования, раскрытию творческого потенциала детей и юношества.

- Приобщение разных возрастных групп населения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

- Использование возможностей искусства, художественно творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков посредством внедрения современных методик арт-терапии.

- Привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-​культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения.

- Выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Реализацией этих целей и задач призваны заниматься Детские художественные школы.

Валуйская детская художественная школа была открыта в 1988 году.

Основателем и первым директором школы с 1988 по 2007 год был Григоров Виктор Дмитриевич (1942 - 2007 гг.) - известный оформитель, художник, преподаватель I категории. Творчество и педагогическая деятельность, это важнейшие составляющие часть жизни Григорова В.Д. Пейзаж, портрет, натюрморт - это те жанры, в которых Виктор Дмитриевич работал с особым удовольствием.

Более 25 лет художественная школа является центром эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Педагоги школы понимают, что не все выпускники станут известными художниками, свяжут свою жизнь с искусством, но это и не главная цель процесса обучения. Важно научить детей понимать и ценить художественные произведения, чтобы они могли эстетизировать окружающую среду, и пополнять свою жизнь впечатлениями от произведений искусства.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Оно духовно обогащает ребенка, учит проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Обязательным элементом в процессе обучения изобразительному искусству является обращение к личному опыту детей и их размышлениям над предложенной темой через моделирование жизненных ситуаций. Искусство в любом его проявлении воздействует на внутренний мир учащихся, и прежде всего, способствуют личностному развитию учеников, поскольку обеспечивают понимание искусства как средства общения между людьми. В процессе освоения обучающимися мира искусства изменяется их внутренний мир, формируются эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создаётся основа для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

     Одним из островков культуры в городе Валуйки является Детская художественная школа. На протяжении десятилетий художники-педагоги объединяют и направляют молодое поколение с помощью изобразительного искусства.

Чтобы человек достиг успехов, он должен обладать некоторыми качествами, а именно - творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием к новизне, умением комбинировать идеи, использовать прошлый опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью.

Именно такой творческой личностью и педагогом является Ходеева Наталья Ивановна. Ее творческий поиск начинался со школы искусств города Валуйки. Первые наставники в живописи - Лукин Я.Т. и Сотникова Н.А.- познакомили с чудесным миром изобразительного искусства. Они посоветовали продолжить художественное образование. Бутурлиновское педагогическое училище, художественно-графический факультет Курского педагогического института определили педагогический и творческий путь. Воспитанная в интеллигентной семье среди пейзажей Валуйской земли, глубокий и тонкий по натуре человек, Наталья Ивановна отдает предпочтение технике акварель. Первая персональная выставка «Цветы Белогорья» состоялась в 1999 году в городе Валуйки. Акварельные натюрморты нашли отклик в сердцах посетителей. Привлекает художника и декоративная резьба по дереву. В этой технике была выполнена дипломная работа в институте, что подчёркивает её многоплановость как творческого человека. Ходеева Н.И. – увлеченный художник и педагог, убежденный в том, что приобщение детей к таинству искусства способно изменить мир к лучшему. Духовность общества формируется и в творческих лаборатория художественной школы. Посмотрите на одухотворенные лица ребят, украшающих мир. В век цинизма и потребительского отношения к жизни творцу трудно работать, но необходимо. Художественный взгляд на мир Наталья Ивановна с радостью передает много лет своим ученикам, которые знают её как строгого и требовательного учителя обладающего большим терпением. В работе с детьми педагог руководствуется принципом профессиональной целесообразности и природосообразности.

Ученики занимаются графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, изучают историю искусств. Ни один урок не проходит без вопросов и ответов на нравственную и духовную темы. Ведь именно эти вопросы во все времена волновали истинных художников. Духовные искания и обретения являются посылом к творчеству. В процессе обучения воспитанники Ходеевой Н.И. не только получают знания по предметам, но и применяют их, участвуя в конкурсах различного уровня. Педагога радуют творческие успехи воспитанников. Например, призовые места во Всероссийском конкурсе «Помнит мир спасенный», региональном «Звездочки Белогорья», международных «Гармония» и «Экология». На протяжении многих лет работы Ходеевой Н.И., написанные маслом и акварелью, принимают участие в городских и областных выставках. Реалистичный взгляд на изменчивую, неповторимую природу диктует художнику палитру полутонов, нежных красок и утонченных линий. В 2016 году педагог участвовала в Международном фестивале «Кубок России», в Ассамблее искусств, проходивших в городе Белгороде. Любимые жанры: пейзаж, цветочный натюрморт. Работы «Река Оскол», «Осенний мотив», «Букет», «Полевые цветы», «Николаевский собор мужского монастыря»» Никольский храм», графический портрет генерала Н.Ф.Ватутина посвящены земле Валуйской.

       Результатом педагогической деятельности является дальнейший выбор профессии учениками Ходеевой Н.И. Выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях в Воронеже, Белгороде, Москве. Главное, что определяет педагогическую и творческую деятельность, желание увидеть, раскрыть и воспитать духовный и творческий потенциал подрастающего поколения.

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Искусство приносит удовольствие и наслаждение только такому человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован.

 

Литература

1. Бычкова, Н.В. Духовно-нравственное воспитание личности средствами изобразительного искусства Учебное пособие [Текст]/ Н.В. Бычкова. –Брянск: Издательство «Ладомир», 2012.

2. Бычкова, Н.В.Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках изобразительного искусства. Проблемы современного образования. Материалы II Международной научно-практической конференции. [Текст] / Н.В. Бычкова. – Пенза –Улан –Удэ –Ереван: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2011.

3. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.-255 с.

4. Неменская, Л.А. Каждый народ - художник Учебник для 4 класса. [Текст] / Л. А. Неменская. - Просвещение, 2007.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: