Социальный конфликт и пути его разрешения

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Технологическая карта занятия № 25

 

Дата Учебная дисциплина Группа, специальность
    ОУД.10 Обществознание  

Тема занятия: Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт Вид занятия: Лекция

Тип занятия: Комбинированное занятие

Цели:

Образовательная: Сформировать представления учащихся о понятиях: «социальная связь», «социальный контакт», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальный конфликт», «социальные аспекты труда».

Развивающая: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии

Воспитательная: формировать у обучающихся толерантность, уважение к другим людям и чужому мнению.

Методическая цель (для открытого урока): ______________________________

___________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: литература, география, история

Осваиваемые компетенции:

ОК: ________________________________________________________________

ПК: ________________________________________________________________

Материально – техническое обеспечение: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. «Академия» - М., 2017

Дополнительная литература:

1. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. «Академия» – М., 2017

 

 

Этап занятия Содержание Методы и приемы обучения Методы контроля Время (мин.)
I. Начало занятия 1.Организационный момент. Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.     5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин.
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия.   2.Актуализация опорных знаний.     3.Формирование новых знаний.     1) Что такое социальная норма? 2) Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение. 3) Какую роль играет социальный контроль?   В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны друг с другом по личным, экономическим, правовым и другим вопросам. Многообразие этих связей и определяет структуру социальных отношений. Но эти взаимодействия оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.   Социальное взаимодействие и общественные отношения; Социальный конфликт и пути его разрешения     Беседа     Проблемный   Лекция     Фронтальный   Индивидуальный     Фронтальный 65 мин.   10 мин.     5 мин.   50 мин.    
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала.      2. Задание на дом.   3.Обобщение результатов работы обучающихся.   1. Дайте определение понятию "социальное взаимодействие". 2. Перечислите формы социальных взаимодействий. 3. Дайте определение понятию "социальный конфликт". 4. Перечислите виды социальных конфликтов.   Учебник: А.Г. Важенин, Обществознание. М.,2017. Стр. 226 – 233.   Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию   Дискуссия   Фронтальный 20 мин.   10 мин.   5 мин.     5 мин.  

 

Преподаватель: _______________ /_______________________ /


Лекционный материал:


Социальное взаимодействие и общественные отношения

Социальная связь — совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

 

Виды социальных связей:

  • Cоциальные контакты — простые, элементарные связи между отдельными индивидами.
  • Социальные действия — действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т. е. осмыслены и преследуют определенную цель.
  • Социальные взаимодействия — систематические, регулярные действия субъектов, направленные друг на друга.
  • Социальные отношения — отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.

Интеракция — социальное взаимодействие.

 

Типы социального действия по М. Веберу:

  • Целерациональное — действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.
  • Ценностно-рациональное — действие, ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические и т. д.), принятые индивидом.
  • Традиционное — действие, формируемое на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критике.
  • Аффективное — действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.

 

Формы социального взаимодействия:

  • Сотрудничество— обоюдная заинтересованность.
  • Соперничество — стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.
  • Конкуренция — Конфликт — борьба за обладание дефицитными ценностями (благами)

Социальный конфликт и пути его разрешения

Конфликт — столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

 

Cубъектами конфликта:

· свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;

· подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту;

· пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;

· посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

 

Виды противоречий:

· Внутренние противоречия - берут свое начало в столкновении внутри-групповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп

· Внешние противоречия - возникают между двумя или несколькими социальными системами

· Антагонистические противоречия - субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его

· Неантагонистические противоречия - возможен компромисс

· Основные противоречия - определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами

· Неосновные противоречия - сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта

· Объективные противоречия - Обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины

· Субъективные противоречия - Обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях

Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

 

Парадигмы современной социологии:

· Консенсусного общества - социальный конфликт имеет временный, преходящий характер. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают социальные связи, приспосабливаются друг к другу, ассимилируются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам социального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт — это форма достижения социального равновесия, а общество обычно находится в бесконфликтном состоянии

· Конфликтного общества - социальный конфликт есть постоянное и необходимое явление в каждом обществе. Он является выражением устремлений индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоценке ценностей. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям.

 

Функции социальных конфликтов:

1) Позитивные:

· информирование о наличии социальной напряженности

· стимулирование социальных изменений

· снятие социальной напряженности

2) негативные:

· создание стрессовых ситуаций

· дезорганизация социальной жизни

· разрушение социальной жизни

 

Социальный конфликт проходит три основные стадии:

· Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.

· Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

· Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

 

Способы решения социальных конфликтов:

· компромисс — решение проблемы через взаимные уступки сторон;

· переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;

· посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

· арбитраж — обращение к наделенному полномочиями органу власти;

· применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

 

Возможные пути выхода из конфликтов:

· Реставрация — возвращение к доконфликтному состоянию;

· Невмешательство (выжидание) — надежда на то, что «все само собой образуется».

· Обновление — активный выход из конфликта путем отказа от старого, развития нового.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: