Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Технологическая карта занятия № 25
Дата | Учебная дисциплина | Группа, специальность |
ОУД.10 Обществознание |
Тема занятия: Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт Вид занятия: Лекция
Тип занятия: Комбинированное занятие
Цели:
Образовательная: Сформировать представления учащихся о понятиях: «социальная связь», «социальный контакт», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальный конфликт», «социальные аспекты труда».
Развивающая: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии
|
|
Воспитательная: формировать у обучающихся толерантность, уважение к другим людям и чужому мнению.
Методическая цель (для открытого урока): ______________________________
___________________________________________________________________
Междисциплинарные связи: литература, география, история
Осваиваемые компетенции:
ОК: ________________________________________________________________
ПК: ________________________________________________________________
Материально – техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер.
Информационное обеспечение:
Основная литература:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. «Академия» - М., 2017
Дополнительная литература:
1. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. «Академия» – М., 2017
Этап занятия | Содержание | Методы и приемы обучения | Методы контроля | Время (мин.) |
I. Начало занятия 1.Организационный момент. | Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока. | 5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин. | ||
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия. 2.Актуализация опорных знаний. 3.Формирование новых знаний. | 1) Что такое социальная норма? 2) Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение. 3) Какую роль играет социальный контроль? В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны друг с другом по личным, экономическим, правовым и другим вопросам. Многообразие этих связей и определяет структуру социальных отношений. Но эти взаимодействия оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас. Социальное взаимодействие и общественные отношения; Социальный конфликт и пути его разрешения | Беседа Проблемный Лекция | Фронтальный Индивидуальный Фронтальный | 65 мин. 10 мин. 5 мин. 50 мин. |
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала. 2. Задание на дом. 3.Обобщение результатов работы обучающихся. | 1. Дайте определение понятию "социальное взаимодействие". 2. Перечислите формы социальных взаимодействий. 3. Дайте определение понятию "социальный конфликт". 4. Перечислите виды социальных конфликтов. Учебник: А.Г. Важенин, Обществознание. М.,2017. Стр. 226 – 233. Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию | Дискуссия | Фронтальный | 20 мин. 10 мин. 5 мин. 5 мин. |
|
|
Преподаватель: _______________ /_______________________ /
Лекционный материал:
Социальное взаимодействие и общественные отношения
Социальная связь — совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Виды социальных связей:
- Cоциальные контакты — простые, элементарные связи между отдельными индивидами.
- Социальные действия — действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т. е. осмыслены и преследуют определенную цель.
- Социальные взаимодействия — систематические, регулярные действия субъектов, направленные друг на друга.
- Социальные отношения — отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.
Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.
Интеракция — социальное взаимодействие.
Типы социального действия по М. Веберу:
- Целерациональное — действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.
- Ценностно-рациональное — действие, ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические и т. д.), принятые индивидом.
- Традиционное — действие, формируемое на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критике.
- Аффективное — действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.
Формы социального взаимодействия:
- Сотрудничество— обоюдная заинтересованность.
- Соперничество — стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.
- Конкуренция — Конфликт — борьба за обладание дефицитными ценностями (благами)
Социальный конфликт и пути его разрешения
Конфликт — столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Cубъектами конфликта:
· свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
|
|
· подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту;
· пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
· посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Виды противоречий:
· Внутренние противоречия - берут свое начало в столкновении внутри-групповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп
· Внешние противоречия - возникают между двумя или несколькими социальными системами
· Антагонистические противоречия - субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его
· Неантагонистические противоречия - возможен компромисс
· Основные противоречия - определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами
· Неосновные противоречия - сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта
· Объективные противоречия - Обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины
· Субъективные противоречия - Обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях
Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Парадигмы современной социологии:
· Консенсусного общества - социальный конфликт имеет временный, преходящий характер. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают социальные связи, приспосабливаются друг к другу, ассимилируются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам социального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт — это форма достижения социального равновесия, а общество обычно находится в бесконфликтном состоянии
|
|
· Конфликтного общества - социальный конфликт есть постоянное и необходимое явление в каждом обществе. Он является выражением устремлений индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоценке ценностей. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям.
Функции социальных конфликтов:
1) Позитивные:
· информирование о наличии социальной напряженности
· стимулирование социальных изменений
· снятие социальной напряженности
2) негативные:
· создание стрессовых ситуаций
· дезорганизация социальной жизни
· разрушение социальной жизни
Социальный конфликт проходит три основные стадии:
· Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.
· Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.
· Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.
Способы решения социальных конфликтов:
· компромисс — решение проблемы через взаимные уступки сторон;
· переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
· посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
· арбитраж — обращение к наделенному полномочиями органу власти;
· применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Возможные пути выхода из конфликтов:
· Реставрация — возвращение к доконфликтному состоянию;
· Невмешательство (выжидание) — надежда на то, что «все само собой образуется».
· Обновление — активный выход из конфликта путем отказа от старого, развития нового.