Виды театрализованных представлений и культурно-массовых мероприятий

Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр. В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество.

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления.

Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию.

Пропаганда и агитация – слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию.

Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.

Смешное, комическое в искусстве издавна подразделяется на два основных вида – сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на улучшенную действительность, лишенную критикуемых недостатков.

Сатира наносит злые удары. Ядовитая насмешка, помогает ориентировать общественное мнение, показывая дурное во всей его неприглядности и побуждая активно действовать против него.

Юмор призван добродушно высмеивать мелкие человеческие слабости, отдельные частные недостатки и способствовать образной подачи фактического материала.

Формы и приемы художественной обработки материала могут быть самыми различными. Таким образом, можно явления одного порядка художественно разработать разными средствами. Классифицировать и группировать эти средства и приемы можно по-разному, суть дела от этого не изменится. Многообразие средств выразительности – залог художественной полноценности агитационно-художественной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.

Так в чем же видовая специфика агитационно-художественного представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление – это, прежде всего агитация театрально-художественными средствами.

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления. Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка втакого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение "оценивающей и усваивающей мысли".

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

Тематический вечер как вид театрализованного представления

Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином клубном сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер.

Театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику на открытом воздухе. Не случайно такие вечера, как правило, проводимые работниками культуры в праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное состояние человека.

Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема.

Тематический вечер отличается особым путем раскрытия темы, требующим ее сценарной разработки. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом вечере – социально-экономические, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции.

Выбирая тему для вечера, нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его мыслей и поступков

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть ее на конкретном жизненном материале. Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.

В настоящее время тематические вечера – это интерактивные телепередачи (РТР Ток-шоу "Кто за?" во время передачи работают телефоны, в которых зритель может принять мобильное участие, по средствам связи в режиме реального времени.

Массовый праздник как вид театрализованного представления

Слово праздник происходит от древнеславянскогопраздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т.п.

Говоря о драматургии массового празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.

Массовое празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отражения действительности вполне правомерно.

Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства. Театрализованный концерт всегда тематический.

Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одном отделение - 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин. Концерт в 2-х отделениях: 1-е отд. 1 час – 1 час 10 минут, 2-е отд. 55 мин – 1 час.

Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены) создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно-смысловые блоки. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим. Четкой идейной выразительности и художественной образности, по мнению Туманова, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества. Так, театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление воспринимается зрителем от начала до конца как завершенное целое и является мощным средством воздействия на сознание зрительской аудитории и, как следствие, оказывать на неё педагогическое воздействие.

2 Режиссёрско-постановочное решение театрализованного концерта «А мы могли бы жить!»


Постановочный план

Тема

Тема это круг проблем, которые затрагиваются автором. Тема это, о чём говорится в произведении.

Тема всегда повествует о человеке или о сообществе людей.

Тема и мысль должны быть созвучны времени. Важно знать и уметь доказать ради чего нужно говорить на эту тему.

Изучение исторического и документального материала предполагает активность творческой фантазии режиссёра, рассмотрение общественных и исторических аспектов культуры театрализованных представлений, предполагает осмысление особенностей её развития в условиях конкретного региона, его этнический специфики.

Процесс становления и развития театрализованных представлений диктует необходимость изучения законов использования традиции в современной практике, поиска фактического традиционного материала, осмысления художественных образов, символов в новом контексте.

Тема и мысль всегда должны быть созвучны времени. Важно знать и уметь доказать ради чего нужно говорить на эту тему.

Тема моего театрализованного концерт «А мы могли бы жить!»: О долгой жестокой войне. О подвиге нашего народа. О светлой памяти всех павших в годы Великой Отечественной войне. И самое главное – о детях, которые могли родиться.

Война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.

Прошедшие войны вычеркнули из жизни множество детских судеб. А ведь из этих детей могли бы вырасти смелые, благородные люди, так необходимые родине.

Много детских жизней унесли войны, но в нашей памяти эти маленькие люди навсегда останутся юными, веселыми и задорными. Их романтические мечты о путешествиях, полетах, открытиях не сбылись, потому что слишком рано оборвались их жизни. Все, к чему они стремились, что снилось им в счастливых снах, они оставили нам… Мы тоже мечтаем о хорошем будущем, о больших и малых победах, но твердо верим, что эти победы должны быть только мирными. Пусть больше никогда на Земле не будет войн.

Современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов — таким запомнилось детство тем, кто рос на оккупированной фашистами территории. А те, кто жил в тылу, запомнились воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети тогда потеряли своих пап, а иногда даже мам и других близких людей на войне.

Во время войны почти все люди в нашей стране жили в бедности и лишениях. У многих снарядами и бомбами были разрушены дома. Многие дети тогда не знали, что такое игрушки. Девочки хранили как зеницу ока единственную истрепанную куклу, а мальчики играли гильзами от винтовок и снарядами, что не разорвались. От таких «игрушек» часто случалась беда.

Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.

Эта тема очень трогает многих людей, поэтому нами было решено выбрать её для постановки театрализованного концерта под названием «А мы могли бы жить!».

 

Идея

Это основная мысль, главный вывод содержания замысла. Оценка отображаемых событий, явлений. Идея часто становится названием театрализованного представления, (допустим «Никто не забыт, ничто не забыто»). Если идея обозначена, то она будет помогать в осуществлении постановки. Верно определённая идея будет помогать в отборе документальных фактов и художественного материала.

Задача режиссёра заключается в том, чтобы воплотить идею, найти ей зримое выражение.

Идея театрализованного концерта «А мы могли бы жить" -"О, Родина мать, а мы могли бы жить". "Только помня прошлое, можно избежать повторения его ошибок, ибо народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего"- В.О. Ключевский. Название данного театрализованного концерта, говорит само за себя – "А мы могли бы жить", жизнь каждого человека – бесценна, и нельзя омрачать её войнами, оружием, кровопролитием, потерями родных и близких. Идея и тема влияют на жанровую сущность будущего представления.

Конфликт

Конфликт является главной силой, пружиной, движущей развитие драматургического действия и основным средством раскрытия характеров.

В театрализованном представлении конфликт развивается через определённую социальную группу, то есть основные социальные силы общества. В театрализованном представлении конфликт может быть реализован через восприятие зрителей, то есть «за» что они и «против», через зрительское восприятие темы. Конфликт проявляется при монтаже эпизодов, через отдельное описание жизни героев, коллектива.

Слово "конфликт" переводится с латинского как столкновение. Это основная категория театрального искусства, выступающая как средство и как способ моделирования действительности. Конфликт — это столкновение и борьба противоположных характеров, поступков, жизненных позиций, идей.

Помня историю, прошлое нашей страны мы сможем сохранить единство в настоящем, не потерять свою силу. Очень важно воспитывать в молодом поколении уважительное отношение к людям, прошедшим эту войну, к историческому прошлому России.

Основным и ярко выраженным конфликтом театрализованного концерта «А мы могли бы жить"» столкновение (сопоставление) между жизнью и смертью, где жизнь-это будущее, в котором не было бы войны и не было современного взгляда на войну, а смерть-это прошлое, война, уносящая жизни. Те, кто могли любить, жить даже не родились. Сколько бы лет ни прошло, мы не забудем о той боли. Мы помним и чтим героев нашей страны.

Композиция

Композиция (от лат. Сочинение, составление) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие, важнейший элемент художественной формы придающий произведению единство и цельность, соединяющий его компоненты друг к другу и целому.

Композиция театрализованного концерта «А мы могли бы жить» [Приложение 1.Сценарий театрализованного концерта «А мы могли бы жить»,]:

Пролог "Встреча с прошлым"

Блок №1 "Нерожденные дети"

Эпизод №1 "Юнга"

Эпизод №2 "Танкист"

Эпизод №3 "Медсестра"

Эпизод №4 "Партизаны"

 Эпизод №5 "Солдат и девочка"

 Блок №2 "Вы будете жить вечно"

 Эпизод №6 "Женщина в черном"

 Эпилог "Птицы белые"

Сверхзадача

Основа идейно-художественного замысла. Необходимо ответить ради чего создаётся сегодня театрализованное представление. Излагая главную цель представления необходимо захватить воображение будущих зрителей, увлечь их гражданской позицией, своим видением. Сверхзадача отвечает на вопрос, - ради чего и зачем я ставлю сегодня данное театрализованное представление, к чему я хочу призвать зрителя. Сверхзадача - это высшая задача, которой подчинена деятельность человека. В областях деятельности человека (наука, искусство и т.д.) - цель воздействия. Основа идейно - художественного замысла.Мысль, которую автор хочет донести зрителю, слушателю и, следовательно, всё в произведении: драматургия, видеоряд, звук, музыка и т.д. подчинены одной сверхзадаче.

Сверхзадача театрализованного концерта «А мы могли бы жить» - Об этом не надо говорить, об этом надо помнить. Не забывайте о храбрости, мужестве и стойкости нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Нужно помнить, сколько детей резко повзрослели, сменив машинки на автоматы, игры в куклы на йод, шприцы, бинты. Помните и чтите подвиг нашего народа.

Сквозное действие

 Сквозное действие определяет основные события и действенные факты, составляющие развитие действия в каждом эпизоде.

Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного празднества.

Когда мы говорим о сквозном действии, о сквозной линии и о связанной с ними сверхзадаче, мы всегда вспоминаем классическую формулу К.С. Станиславского " Сверхзадача и сквозное действие - это та основная творческая цель и творческое действие, которые включают в себя, совмещают, обобщают в себе все тысячи отдельных разрозненных задач. Сквозное действие - "творческое действие", определяющее путь создания массового празднества или зрелища.

Сквозным действием театрализованного концерта "А мы могли бы жить" является созданием альтернативной реальности, в которой не было войны, с помощью нерожденных детей жертв Великой Отечественной Войны.

Жанр

Под жанром мы подразумеваем его форму(театрализованное представление, театрализованный концерт, митинг-реквием и т.д.).Форма данной работы театрализованный концерт.

Концерт (с лат.Concertо – состязаюсь) – массовое зрелищное мероприятие с публичным исполнением произведений малых форм самых разных искусств, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площадь, стадион и т.п.), это публичное выступление солистов, творческих коллективов.

В концерте могут участвовать один коллектив или исполнитель (сольный концерт); различные исполнители – солисты и коллективы, представители различных жанров художественного творчества (хореографические, эстрадные коллективы, оркестры, ансамбли и пр.).

Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем.

Театрализованный концерт всегда тематический.

Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя).

Максимальное время концерта в одно отделение: 70-90 минут, концерт в 2-х отделениях делится на: 60-70 минут в первом отделении, 55-60 минут во втором.

Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены) создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль).

Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим, количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, по мнению Туманова, можно добиться театрализацией номеров.

Театрализованный концерт имеет смешанный сборный тип (концерт – солянка). Эстрадный концерт – легкий, симфонический – масштабный.

Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым).

Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы.

Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.

Эстрадный номер доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью, содержит момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.

Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке.

Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:

разнообразие номеров;

 сопряженность номеров, гармоничность сочетания;

контрастность, переключение внимания с одного на другое.

Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика), подразумевается диалог между сценой и залом.

Главное в театрализованном концерте, сделать зал своим союзником.

Существует 2 типа исполнителей:

 артист, посредник между сценой и залом;

 артист, говорящий от своего имени, демонстрирующий свое мастерство.

Принципы составления номеров концертных программ:

1. Нарастание зрелищности.

2. Контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение).

3. Отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице.

4. Жанровая совместимость (предыдущие номера не должны отвергать рядом стоящий номер).

5. Техническая совместимость.

6. Принцип непрерывности концертного действия.

Способы обеспечения непрерывности концертного действия:

занавес и система супер-занавеса;

использование сценического круга, бегущей дорожки, любой движущейся конструкции;

дополнительные места действия (балкон, терраса);

предварительная зарядка инструментов, станков, стульев;

совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене.

Постановочная группа и организация репетиционного процесса театрализованного концерта:

 обсуждение сценария театрализованного концерта с постановочной группой;

 сводные репетиции;

 прогонные;

 монтировочные;

 генеральные.

В основе организации репетиционного процесса театрализованного концерта лежит встреча с руководителями коллективов, обсуждение необходимых деталей (отбор готовых номеров из репертуара, в случае необходимости заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер); встреча режиссера с реальными героями театрализованного концерта и обсуждение важных аспектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: