Патриотическое воспитание. Понятие, формы и методы

Обратимся к истории становления системы воспитания патриотизма в нашей стране. Россия всегда была духовной страной с высокоразвитыми культурными традициями.  

Развитие культуры и просвещения народов России имеет многовековую историю. Еще в Киевской Руси первое упоминание об организации обучения и воспитания детей относится к X в. Важный этап в истории просвещения связан с реформами Петра I [11].

. Но особое значение о большой подъем приобрело это направление в период после октябрьской революции [34].           

Решением правительства от 26 года 1919 года была поставлена задача ликвидации массовой неграмотности. Было закреплено конституцией СССР право граждан на образование. Активно создавались детские дошкольные учреждения, где детям прививались первые навыки любви к родине, родному краю. Воспитывалась общественная активность, укреплялся интерес к науке и искусству. В школах уделялось максимум внимания воспитанию у учащихся нравственности, патриотизма, интернационализма.   

Большое значение в приобщении подростков к культуре имеют клубные учреждения и парки культуры, в которых проводится многообразные культурно-массовые и театрализованные представления.    

Поднимаются вопросы самовоспитания, ответственного отношения к своим поступкам, гуманизма и личной отваги. 

Большое значение в вопросах нравственного и патриотического воспитания подростков имело проведение, при активном участии Совета ветеранов спорта, командных школьных, районных, окружных и городских спортивно-массовых мероприятий, посвященных памятным датам СССР.     

Немалый вклад в воспитание молодежи вносит и художественно-изобразительное искусство (агитационные плакаты, оформление культурно-массовых учреждений и мероприятий).

 Глубокое воздействие на молодежь оказывает театр, где находят выражение принципы социалистического реализма, отражение будний жизни страны со свойственным героическим пафосом. И, конечно, неоценимый вклад вносит кино - самое популярное и доступное из искусств в советские годы. Множество фильмов о героизме молодых в эпоху строительства социализма, героизм во время великой отечественной войны, общественная жизнь и отдых молодых [7].

Все это, вместе взятое, формировало у советской молодежи и детей чувство гордости за свою страну, патриотизм и жажду подвига.

Сегодня актуальность проблемы определяется потребностью общества в научном обеспечении постановки патриотического воспитания подростков исходя из современных социально-экономических условий. Процесс, который мы называем процессом депатриотизации, принял в последние годы, угрожающие формы. Выросло целое поколение молодых людей, воспитанных в негативном восприятии прошлого страны, для которых само слово «патриот» стало синонимом реакционности и консерватизма [1].

 Проблема патриотизма сегодня приобрела небывалую остроту, теоретические и прикладные установки в этой области имеют огромное значение для педагогической теории и практики. Эта проблема не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы. Прогрессивные мыслители прошлого (Аристотель, Сократ, Фараби, Авиценны и др.).Несмотря на широкой освещение данного вопроса проблема патриотического воспитания подростков продолжает оставаться актуальной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятия истинного патриотизма, усиливаются негативные тенденции, сдерживающие проявление настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу патриотического воспитания [54].

Из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения исключен, огромный культурный пласт - традиционная культура этносов, уклад народной жизни. Уважение культурному наследию своего народа - одна из сфер проявления внутренней культуры человека. И патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы национального самосознания любого народа [23].

 Вместе с тем многие традиционные формы патриотического воспитания сегодня являются неэффективными.

Подвижность границ патриотического воспитания требует развития и обновления теории и практики, учета новых реалий и опыта с тем, чтобы определить новые пути очень рельефно выступают и важные факторы, связанные с разрушением биполярного мира, приведшего к нарушению баланса сил в мире, также приближение НАТО к границам России. Изучение проблем народной педагогики немыслимо без изучения истории народа.     

Жизнь того или иного народа на разных этапах его развития накладывала отпечатки на педагогическую культуру народа, обогащая и наполняя ее новым содержанием [36].

 А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам», первостепенными задачами воспитания подрастающего поколения считал: «…водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах».[34].

Народные легенды, сказания, песни, эпос, фольклор, так или иначе, передают явления истории и становятся отражением общественного сознания народа.

 Таким образом, есть основания рассматривать проблематику данного исследования с точки зрения синтеза педагогики народа и истории народа. С исторической и педагогической точек зрения воспитание гражданских и патриотических чувств у юных граждан любого общества восходит своими корнями в далекое прошлое. 

Основной задачей воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. Ученый, придавая большое значение в воспитании «истинного сына Отечества», рекомендовал уделять внимание и процессу овладения знаниями, а так же умственному развитию [44].

Проблема патриотического воспитания сложна, многоаспектна и составляет предмет исследования педагогов, психологов, социологов, философов, историков и ученых других гуманитарных наук. Обобщая теоретические представления ученых и великих полководцев о патриотизме и патриотическом воспитании подростков, отметим, что формирование патриота и патриотических качеств как цель воспитания является актуальным.

Все это говорит о том, что понятие патриот в этом случае выступает своего рода цементирующей силой, гарантом единства и силы государства, показателем защищенности самой личности.

Формирование патриотических качеств - процесс и в определенной мере результат патриотического воспитания, при котором происходит развитие устойчивых специфических черт личности, направленных на определение ею своих отношений с обществом и государством, определение своего места в системе этих отношений.

Патриотическая деятельность- деятельность личности в специфической сфере взаимоотношений в государственных институтах, общественной сфере, при которой активно проявляются его личностные и общественные свойства и качества [25].

Наиболее опасным по своим последствиям в процессе становления патриота является деформация внутреннего мира личности, самых глубинных, жизненных основ существования нашего общества - духовности и нравственности. Современные параметры социальной жизни общества вырабатывают отрицательные жизненные ориентиры школьников, что затрудняет успешное осуществление патриотического.[51].

В массовом сознании не только взрослого населения страны, но и молодежи широкое распространение получили апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм.

Связи патриотического воспитания с другими составными частями системы воспитания охватывают содержательные и процессуальные аспекты. Находясь в единой системе воспитания подрастающего поколения, патриотическое воспитание органически сочетает в себе особенно специфическое и общее [19].

 Логика сегодняшней обстановки настоятельно требует от практиков и ученых совершенно нового подхода в деле формирования личности подростка в соответствии с новыми социальными условиями и обстоятельствами. На каждом новом витке развития общества возникает интерес к прошлому, формируется потребность введения в научный оборот исторических сюжетов, ранее невольно (ввиду своеобразной объективной ненадобности) или из-за сознательного забвения находившихся вне поля зрения науки, за пределами внимания общества. 

Глубокое, по-настоящему научное отношение к изучению прошлого и настоящего, их связей требуется и для нынешней практики, и для социальных прогнозов. Кроме того, без такого подхода не может быть плодотворной работы и по формированию патриотических чувств у подрастающего поколения [19].

 Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». 

Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства [51].

В данный момент перед многими мыслящими людьми нашей страны встает вопрос, - каким образом поднять патриотический дух среди подростков, что нужно сделать, для того, что бы подрастающее поколение ценило и любило свою родину, почитало традиции предков и не забывало их. Именно такие задачи ставятся в данный момент перед работниками социально-культурной сферы. Они должны не просто помогать детям и подросткам с пользой проводить свое свободное время, но и не навязчиво, посредством дружественного общения назидать основные принципы патриотизма, любви к родине, родному краю. Данная цель должна воплощаться не только в столичных городах нашей страны, но и в первую очередь в поселках и деревнях России. Каждый подрастающий Россиянин, Русский должен знать, и гордиться историей своего государства. Большинство молодых людей живущих в нашей большой стране даже не имеют представления о многих великих деятелях политики и культуры своей Родины. Получив представление лишь о самых выдающихся гениях России, они не понимают, что являются ущербными в своих знаниях. Задача работников социально-культурной сферы расширить кругозор подростков, внести в их жизнь разнообразие, как можно больше рассказав им о великих соотечественниках [2].

Именно на гордости за свою нацию рождается патриотизм каждого человека, независимо от его национальности и вероисповедания. Всем нам известно, что в данный период времени служба в вооруженных силах РФ не пользуется большой популярностью, одной из важнейших причин отказа молодых людей вступать в ряды армии является именно отсутствие желания защищать свою Родину, служить для нее, безвозмездно, без какой-либо наживы. В сегодняшнем обществе на первый план вышли материальные интересы, и именно их удовлетворение руководит современной молодежью.

 Проблемам формирования патриотизма особое внимание уделял и Л.Н. Толстой, который «патриотизм» рассматривал через призму христианской религии. Им выделены способы постижения божественной благодати: первое – это через правильное отношение к людям, и второе – это правильное отношение к себе. «Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они – дети того же бога, что и я. Они – мои братья.… Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов человеческих, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними». Забота человека о чистоте собственной души является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству и т.д.» [50].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: