Определите смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами в простых и сложносочиненных предложениях

                  

         1.Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой. Война и мир).

2. Едва слышно шумит и плещется вода, облизывая отмель низенькими, в четверть аршина, волнишками. (М.Горький. Челкаш).

3. Шел крупный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины и шапки извозчиков. (А.Чехов.  Каштанка).

4. Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье, и слышен в тишине ночной лишь лай собак да коней ржанье. (А. Пушкин. Цыганы).

5. Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном, и пахло гнилью. (М.Горький.  Песня о Соколе.)

6. Мигуев вспомнил это, вздохнул и еще раз с душевным раскаянием упрекнул себя за минутное увлечение, доставившее ему такую массу хлопот и страданий. (А.Чехов. Беззаконие).

7. Все партии в старом журнале были изучены, все задачи решены, и приходилось играть самому с собой, а это безнадежно кончалось разменом всех фигур и вялой ничьей. (В.Набоков. Защита Лужина).

8. Не могу об этом верно сказать, да и не в том моя мысль. (М.Пришвин.  Заполярный мед).

9.  Кроме письменного стола, там стояла только неуклюжая скамья, да и ту перед каждым производственным совещанием вносили в кабинет начальника. (С.Антонов.  Дожди).

10. Савушкин еще раз повторил свои слова, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы. (Ю. Нагибин. Зимний дуб).

11. И расстояние небольшое – всего лишь около шестидесяти километров, - но одолеть их оказалось не так-то просто. (М. Шолохов. Судьба человека).

12. Он хотя и жил весь век в деревне, но не мудрил, не ломал себе голову разными затеями. (И. Гончаров. Обломов).

13. Или он выдумает войну и причину ее, или устроит новые крестовые походы и воюет, решает участь народов, или изберет себе арену мыслителя, великого художника …(И. Гончаров.  Обломов).

14. Он важничал в дворне, не давал себе труда ни поставить самовар, ни подмести полов. (И. Гончаров. Обломов).

15. Он то дремал в прихожей, то уходил болтать в людскую, в кухню, не то по целым часам… стоял у ворот и с сонною задумчивостью посматривал на все стороны. (И. Гончаров. Обломов).

16. Пиратка сгорбился, поджал хвост и заскулил, переводя глаза то на дворника, то на своего хозяина. (А.Куприн.  Пиратка).

17. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, сырым стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс – настоящему запаху нищеты. (А.Куприн. Чудесный доктор).  

18. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. (А.Куприн.  Чудесный доктор).  

 

Упражнение 8. Определите смысловые отношения в сложносочиненных предложениях (соединительные, разделительные, противительные, градационные, присоединительные).

Укажите и охарактеризуйте средства выражения этих отношений.

      

       1.Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. (Ф. Достоевский. Преступление и наказание).

2. Ночная мгла на город трепетный сошла; но долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувшем. (А. Пушкин.  Медный всадник)

3. Я его любил за его прямой и нелицемерный нрав, да притом он был мне дорог по воспоминаниям …(И.Тургенев. Отцы и дети).

4. Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину. (А.Куприн. Поединок).

5. Ему стало досадно, и он стал барабанить в запертую дверь ногой и шашкой. (Л.Толстой. Война и мир).

6. Они уже не замечали друг друга, и каждый из них жил своей собственной жизнью. (А.Чехов. Счастье).

7.  Шел дождь, и от сильного ветра шумели деревья, но в потемках не видно было ни дождя, ни деревьев. (А.Чехов. Неприятная история).

8. Фонарь меня подбодрил, знакомое крыльцо тоже. (М.Булгаков. Пропавший глаз).

9. То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли мой собственный приличный уровень, но выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты. (Ф. Искандер. Начало).

10. Еще одна атака – и петух мощным взмахом крыльев взлетел, однако не ударился о мой щит, а неожиданно уселся на него. (Ф. Искандер. Петух).

11. Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя, зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство. (Ф.Искандер.  Тринадцатый подвиг Геракла).

12. Класс заволновался, но Харлампий Диогенович приподнял брови, и все притихли. (Ф. Искандер.  Тринадцатый подвиг Геракла).

13. Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. (А. Куприн. Олеся).

14. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста. (А. Куприн. Олеся).   

15. Ни один звук не выдал его браконьерской походки, ни одна веточка не треснула под его ногами, обутыми в лыковые постолы. (А.Куприн. Олеся).  

16. Сильную нужду будете терпеть, однако под конец жизни судьба ваша переменится, и совсем для вас неожиданно. (А. Куприн. Олеся).  

17. То ружье у него неисправно, то собака больна, то ему самому некогда. (А. Куприн. Олеся).

18. Однако погнались за ней только немногие, да и те сейчас же отстали… (А. Куприн. Олеся).

 

Упражнение 9. Определите смысловые отношения в сложносочиненных предложениях: соединительные, противительные, разделительные, градационные, присоединительные.

Охарактеризуйте сочинительные союзы, которыми выражены смысловые отношения в данных предложениях. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: