Пользовательский интерфейс приложения

Понятие файла документа. Основные типы файлов Word

 

 

Файл, создаваемый в приложении MS Word, называется докумен-том. Каждый документ состоит из страниц. В версиях с 2007 доку-мент имеет расширение.docx. В прежних версиях – расширение.doc. Расширения основных типов файлов MS Word приведены в табл. 1.1

 

 

Таблица 1.1

 

Тип файла

 

Расширение файла в Word 2007, 2010

 

Расширение файла в Word 2000 – 2003

 

Документ

 

.docx

 

 

.doc

 

Документ с поддержкой макросов

 

.docm

 

Шаблон

 

.dotx

 

 

.dot

 

Шаблон с поддержкой макросов

 

.dotm

 

При перечислении типов файлов приложения появилось два новых термина – макрос и шаблон. Приведем их определения.

Макрос – это записанная последовательность заданных пользова-телем команд и действий, хранящаяся в форме программы на языке VBA (Visual Basic for Application). Макросы используются для быстрого повторения одинаковых действий, часто выполняемых пользователем, что ускоряет процесс работы с документом.

Шаблон – это документ особого типа, предназначенный для ис-пользования в качестве заготовки будущих документов и включающий в себя элементы содержимого с параметрами форматирования. Шаблоны лежат в основе всех без исключения документов Word. Базовым являет-ся шаблон Новый документ, который хранится в файле Normal.dotm.

Новые форматы файлов MS Word основаны на языке XML (отсюда буква x в расширении файла). XML-формат имеет ряд преимуществ:

 

· файлы документов имеют меньший по сравнению с предыду-щими версиями размер;

· формат обеспечивает улучшенное восстановление поврежден-ных файлов;

· повышается уровень безопасности, так как легко распознаются файлы с макросами (буква m в расширении файла).

Текстовый редактор Microsoft Word также позволяет работать с до-кументами формата rtf (Rich Text Format, расширенный – "обогащен-ный" – текстовый формат), который поддерживается многими тексто-выми редакторами и позволяет сохранять форматированный текст с графикой.

 

Пользовательский интерфейс приложения

 

 

Все приложения пакета MS Office имеют общую рабочую среду, называемую пользовательским интерфейсом. Научившись базовым приемам работы с интерфейсом в одном приложении, можно приме-нять их в других программах пакета.

Начиная с выпуска 2007 года, в приложениях пакета MS Office ис-пользуется ленточный интерфейс (Ribbon). Вместо традиционного меню и панелей инструментов прежнего интерфейса теперь размещается лен-та с вкладками, на которых расположены элементы управления основ-ных команд.

Рассмотрим основные составные части интерфейса программы: строка заголовка, лента с командами, рабочая область документа, стро-ка состояния (рис. 1.1).

Строка заголовка окна содержит:

 

· значок Word для доступа к командам управления окном прило-жения (восстановить, свернуть, закрыть и др.);

 

 

9

 

1 панель быстрого доступа с часто используемыми командами. Панель является настраиваемой: можно менять ее расположение (над или под лентой команд), добавлять, удалять, перемещать кнопки. Настройка панели быстрого доступа выполняется с помощью списка ко-манд, раскрывающегося при нажатии на кнопку;

имя файла текущего документа;

 

кнопки восстановить, свернуть, закрыть окно приложения.

 

Лента команд состоит из вкладок (рис. 1.2). На каждой вкладке находятся элементы управления: кнопки, списки, флажки и пр., которые объединены в группы. Название группы приведено снизу, например Бу-фер обмена, Шрифт, Абзац.

 

Рис. 1.2. Элементы ленты команд

 

 

При написании команд приложений пакета MS Office будем поль-зоваться следующим правилом: первой в написании указывается вклад-ка, следующей после стрелки – группа команд и далее сама команда или последовательность пунктов выбора команды из списка. Например, Главная Шрифт Полужирный или Вставка Колонтитулы Номер страницы Внизу страницы Простой номер 1.

В группу не всегда помещены все команды. В правом нижнем углу некоторых групп команд находится кнопка – значок со стрелкой. Щелчок по значку открывает соответствующее этой группе диалоговое окно или область задач для расширения функциональных возможно-стей. Например, кнопка группы Шрифт вкладки Главная открывает

 

диалоговое окно Шрифт, а кнопка группы Буфер обмена отображает область задач Буфер обмена.

По умолчанию на ленте отображаются восемь постоянных вкладок: Файл, Главная, Вставка, Разметка страницы, Ссылки, Рассылки, Рецензирование, Вид.

В отличие от остальных цветная вкладка Файл отображает меню команд по сохранению, открытию, созданию, печати документа, его за-щите, настройке параметров приложения Word и другие (рис. 1.3). Эта вкладка заменяет и дополняет новыми командами меню Файл и Сервис приложений MS Word ранних версий 2000-2003 и кнопку Office в версии 2007 года.

 

Рис. 1.3. Команды вкладки Файл

 

 

Помимо постоянных существуют контекстные вкладки, которые появляются автоматически при выделении некоторых объектов в доку-менте (например, таблицы, рисунка, диаграммы). Эти вкладки содержат наборы команд для настройки соответствующего объекта. На рис. 1.4 показаны контекстные вкладки Конструктор и Макет для работы с таб-лицей.

 

 

Рис. 1.4. Контекстные вкладки Конструктор и Макет для работы с таблицей

 

 

В правом верхнем углу ленты расположены две кнопки: кнопка Свернуть /Развернуть ленту (комбинация клавиш Ctrl + F1) и кнопка вызова справки (клавиша F1).

Рассмотрим основные элементы управления ленты команд: кноп-ки, списки, счетчики, флажки (рис. 1.5 – 1.7).

Кнопки используются для выполнения какого-либо действия или вызова диалогового окна (рис. 1.5). Например, команда Главная Абзац Выровнять по ширине устанавливает выравнивание текста в абзаце одновременно по левому и правому краям, а Вставка Иллю-страции Рисунок вызывает окно выбора файла рисунка.

 

Рис. 1.5. Кнопки команд

 

Существуют кнопки со встроенной и отдельной стрелкой. Чтобы определить тип стрелки, необходимо навести указатель мыши на кноп-ку. Если стрелка и кнопка имеют общую границу, щелчок на кнопке отобразит список для выбора действия. Например, кнопка Выделить группы Редактирование вкладки Главная(рис. 1.5).

Если границы разные, то при щелчке на кнопке будет выполнено действие по умолчанию. Для выбора иного действия необходимо щелк-нуть на стрелку рядом. Выбранное действие запоминается на кнопке. Например, кнопка Границыгруппы Абзац вкладки Главная(рис. 1.5).

При использовании списка надо щелкнуть по стрелке списка и вы-брать требуемый параметр, например Главная Шрифт Шрифт (рис. 1.6).

 

 

Рис. 1.6. Выпадающий список для выбора шрифта

 

 

Счетчики применяют для установки числовых значений парамет-ров. Для изменения значения используют кнопки счетчика Вверх (уве-личивает значение) и Вниз (уменьшает значение). Пример – счетчики

 

 

для установки величины отступов абзаца слева и справа, интервала до и после абзаца на вкладке Разметка страницы Абзац (рис. 1.7, а).

 

 

а б

Рис. 1.7. Элементы управления счетчик и флажок:

 

а – счетчики группы Абзац; б – флажки группы Показать

 

 

Флажки используются для применения одного или нескольких па-раметров. Например, на рис. 1.7, б представлены флажки вкладки Вид Показать для отображения вертикальной и горизонтальной линеек, линий сетки для выравнивания объектов в документе и отображения области навигации.

Б о льшая часть окна приложения отводится под рабочую область самого документа. По умолчанию при открытии приложения Word в ра-бочей области располагается пустой документ, который выглядит как белый лист бумаги (рис. 1.8).

Слева и сверху в рабочей области находятся вертикальная и гори-зонтальная сантиметровые линейки, об использовании которых расска-зано в § 3.2. Справа размещаются кнопка отображения/скрытия линейки

 

, вертикальная полоса прокрутки, кнопки перехода по документу.

 

 

В нижней части окна приложения расположена строка состояния, в которой отображается информация о текущем документе (номер выде-ленной страницы, количество слов в документе, язык и т.п.), находятся переключатели режима просмотра документа и бегунок масштаба до-кумента (рис. 1.1). Содержимое строки состояния можно настраивать при помощи контекстного меню, которое вызывается нажатием правой кнопки мыши в любом месте этой строки.

 

15

 

 

Отметим еще два интересных и полезных новшества рабочей сре-ды программ пакета MS Office: мини-панель инструментов и всплываю-щая подсказка с информацией о назначении элемента управления.

Мини-панель инструментов отображается при выделении блока текста и содержит небольшой набор часто используемых инструментов форматирования символов и абзаца.

 

 

Рис. 1.9. Мини-панель инструментов

 

 

Всплывающая подсказка о назначении элемента управления отоб-ражается, если на этот элемент навести указатель мыши и ненадолго задержать его.

 

 

Рис. 1.10. Всплывающая подсказка для команды Формат по образцу

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: