Войтенок Галина Анатольевна

Педагог доп. образования

МБУ ДО «ЦДТ»

Белгородская область Грайворонский район

Войтенок Галина Анатольевна

 

ТЕМА: Песни Великой Отечественной Войны.

 

ЦЕЛЬ:

Через партнёрство педагога с учащимися знакомство с историями создания песен посвящённых Великой Отечественной Войне.
ЗАДАЧИ:
- Расширение представления детей о событиях Великой Отечественной войны;
- Более широкое представление о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне;
- Обогащение духовного мира детей через изучение историй возникновения песен военных лет;
- Развитие познавательного интереса к музыке и песням военных лет;
- Формирование гражданско-патриотической позиции, чувства любви к Родине и её защитникам;
- Воспитание чувства гордости за свою Родину;
- Воспитание глубокого уважения к ветеранам ВОВ;
- Пропаганда и сохранение песен о великой победе.

 

Песня – это один из видов летописи жизни любого народа. Песни пели всегда и во все времена. И зачастую песня рассказывает то, что в тяжёлые годы пережил человек. В судьбе каждого народа есть не мало таких тяжёлых моментов и именно песня помогала ему преодолевать трудности. В судьбе русского народа одной из самых страшных была Великая Отечественная война. И с первого и до победного салюта, дня именно песня всегда была с солдатом. Она помогала в тяжёлой фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

И я предлагаю вам вспомнить, любимые песни тех далёких военных лет. “А песни тоже воевали”. Песня – душа народа. Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И мы отстояли свою родину и победили!

Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. И вот первая история песни «На мамаевом кургане тишина».

 

На Мамаевом кургане тишина,

За Мамаевым курганом тишина,

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна.

 

В 1965 году созда­валась новая програм­ма для Волжс­кого народного хора. Поэту Виктору Бокову было предложено присоединиться к формированию репертуара. Поэт с радостью согласился.

— Я давно мечтал создать песню о героизме Сталин­градцев, — вспоминал впоследствии Виктор Федорович.— С этой целью отправился в Волгоград и почти полтора месяца провел там в гостях у композитора Григория Пономаренко. Много раз ходил на Мамаев курган, смотрел на Волгу, изучал город, общался с его жителями. Однажды провел на Мамаевом кургане целый день. Сидел там, вспоминал, смотрел, наблюдал... И увидел на склоне легендарной высоты стоящую седую женщину, глядящую на легендарную русскую реку. Женщина стояла неподвижно, подобно скорбному изваянию и пристально смотрела на Волгу. Мне захотелось поговорить с ней, но я не мог быть бестактным и приставать к ней с расспросами. Видимо, там она кого-то потеряла. Кого? Мужа? Сына? Не знаю… Этот образ меня глубоко потряс. Я не мог о нём забыть. Так родилась строчка "На Мамаевом кургане - тишина…".

 

Музыку к стихотворению Бокова создала Александра Пахмутова, у которой были свои вос­поминания о родном городе. Именно в Сталинграде она, тогда еще ученица четвертого класса музыкальной школы, узнала о начале Великой Отечественной. Произошло это в момент выступления с собственным сочинением. До всенародного при­знания в тот трагический день 22 июня было еще далеко. Позднее огонь страшнейшей из войн навсегда опалил ее па­мять...

 

С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

 

 С песни “Священная война” все и началось –

 Первые сражения и беды…

 Сколько их нам петь не довелось,

 Эта песня с нами до Победы!

История создания песни “Священная война” очень интересна. Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941 года. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой “Известие” в руках:

 – Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню? Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…

 

 Утром следующего дня, едва успев родиться, “Священная война” начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…

 

Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой

С фашистской силой темною, с проклятою ордой.

Пусть ярость благородная вскипает, как волна, -

Идет война народная, священная война!

 

(В 1945 году композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин получили задание написать песню, примерно название, которой было “Под стук колес”. “Такой песни, – рассказывает поэт, – еще не было… нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему… песня должна стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Так родилась одна из завершающих тревожные годы войны песня “Эх, дороги”.

Эх, дороги...Пыль да туман,
Холода, тревоги. Да степной бурьян,
Знать не можешь. Доли своей,
Может, крылья сложишь. Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами - степями, полями.
А кругом бушует пламя, Да пули свистят.
Эх, дороги... Пыль да туман,
Холода, тревоги. Да степной бурьян.

Там, на передовой, где-нибудь «В землянке», каждый из этих ребят вспоминает своих близких людей: матерей, сестёр, любимых. Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня “В землянке”. Советский поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. Она стала необычно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Леонид Утесов, Лидия Русланова – знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

Бьётся в тесной печурке огонь,
   На поленьях смола, как слеза.
   И поёт мне в землянке гармонь
   Про улыбку твою и глаза.
   Про тебя мне шептали кусты
   В белоснежных полях под Москвой,
   Я хочу, чтоб услышала ты,
   Как тоскует мой голос живой.
   Я хочу, чтоб услышала ты,
   Как тоскует мой голос живой.

Война. Война. Война. Каждый новый день для этих молодых ребят мог стать последним.

Все мы любим милую “Катюшу”,

Любим слушать как она поёт

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придаёт…!

С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года, называя “катюшами” многоствольные реактивные миномёты. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно. И люди полюбили “Катюшу”. Пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору.

 

Существовало множество военных вариантов “Катюши”, которая была написана ещё до войны, но стала одной из самых любимых песен великой Отечественной. Композитором Блантером и поэтом Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала для дружбы, как эта простодушная улыбчивая “Катюша”.

С. Я. Маршак писал: “Мало сложить песню. Надо так ее сложить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе”.

 

Счастливая судьба у песни «Синий платочек». Эту песню пели многие известные певцы и певицы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Очень много вариантов этой песни гуляло по дорогам войны – но на слуху у всех остался один вариант. Первые слова «Синего платочка» были написаны поэтом и драматургом Яковом Марковичем Галицким на одну из мелодических импровизаций польского композитора и пианиста Ежи Петербургского, гастролирующего в 1939 году в Советском Союзе. Этот вариант получил самую широкую известность и распространение в годы войны, а исполнительницей его стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.

Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.

 

Песня “Журавли”. – Марк Бернес исполнитель, Ян Френкель – композитор и Расул Гамзатов – автор стихов. Собственно, дальше – это его история.

Увидев в Хиросиме проект памятника японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела – скончалась. Стихи о ней были написаны до “Журавлей”. Последние родились позже, но тоже в Хиросиме. А потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище – тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японки носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток. Журавли с нашей родины в японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу!

Любимой песней времён Великой Отечественной войны для бойцов стала «Смуглянка». Именно эту песню можно было услышать в короткие минуты отдыха. В 1974 году на экраны Советского Союза вышла картина Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»» о пилотах «поющей» эскадрильи во главе с отважным и лучезарным майором Титаренко, роль которого исполнил сам Быков. Фронтовики признали фильм правдивым, главные герои мгновенно обрели народную любовь, а фразы вроде «арфы нет, возьмите бубен» моментально стали крылатыми. Но визитной карточкой «стариков» все же является песня «Смуглянка». Многим памятен эпизод, в котором эскадрилья исполняет ее перед летчицами Зоей и Машей; кроме того, «Смуглянка» звучит в самом начале фильма и дает прозвище одному из «желторотиков», а также выступает как фоновая мелодия. Однако перед тем как стать эталоном военной лирики и обязательным номером концертов ко Дню Победы, «Смуглянке», написанной еще до начала Великой Отечественной войны, пришлось пережить длительное официальное забвение.

Основное недоумение в тексте «Смуглянки» вызывают строчки о «партизанском молдаванском отряде». О достижениях белорусских и украинских партизан в ВОВ известно всем, но откуда взялись молдаване? На самом деле, образ «партизанского отряда» относится к временам Гражданской войны. Творческий союз поэта Якова Шведова и композитора Анатолия Новикова задумывал «Смуглянку» как часть сюиты о легендарном красном командире Григории Котовском, центральной песней которой был «Отъезд партизан» в исполнении Сергея Лемешева. Всего в сюиту входили семь композиций, а завершаться она должна была танцевальным номером под задорную песню. Такой предполагалось сделать «Смуглянку». Осенью 1940 года песня прозвучала впервые.

 

Как-то летом на рассвете заглянул в соседний сад
Там смуглянка-молдаванка собирает виноград
Я краснею, я бледнею захотелось вдруг сказать:
- Станем над рекою зорьки летние встречать?
Раскудрявый клен зеленый, лист резной
Я влюбленный и смущенный пред тобой
Клен зеленый, да клен кудрявый, за раскудрявый, резной.

 

Самым трудным в годы войны для всех женщин, сестёр, матерей, любимых было умение ждать. А пока страшное слово «разлука» жило в каждом доме. Женщины ждали, а мужчины сражались в небе, на земле и на воде, приближая час победы. История создания всенародно любимой песни “Темная ночь” очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня “Темная ночь”. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, “Темная ночь” навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.

Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет “Темная ночь” вышла только со второй матрицы.

 

Темная ночь только пули свистят по степи
Только ветер гудит в проводах тускло звезды мерцают
В темную ночь ты любимая знаю не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз
Как я хочу к ним прижаться теперь губами
Темная ночь разделяет любимая нас
И тревожная черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила.

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю, встретишь с любовью меня,

Что б со мной ни случилось.

Главная “победная” песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня “День Победы” была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты и она навсегда осталась в репертуаре военных песен.

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодии и слова:

Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках,

Это радость со слезами на глазах…

никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

 

Песни Великой Отечественной войны стали памятником великого Мужества. В них запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет. Слова этих песен рождены войной. Благодаря им, мы будем помнить, какой ценой завоевано наше счастье — жить на этой прекрасной Земле. Их пели, поют, и будут петь. История этих песен продолжается.

 

 








































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: