Проекта федерального закона № 701078-7 «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Приложение

Заключение

Общественной палаты Российской Федерации

По результатам общественной экспертизы

проекта федерального закона № 701078-7 «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

 

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) проведена общественная экспертиза проекта федерального закона    № 701078-7 «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – законопроект).

Заключение Общественной палаты подготовлено по результатам обсуждения законопроекта, с учетом поступивших в Общественную палату мнений, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты, представителей профессионального сообщества, общественных экспертов.  

Законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы 30 апреля 2019 года и принят в первом чтении 23 июля 2019 года.  

Согласно пояснительной записке законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года № 41-П «По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной» (далее – Постановление Конституционного Суда), а также в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 июля 2017 года № Пр-1432 (далее – поручение Президента Российской Федерации). 

Вышеуказанным Постановлением Конституционного Суда часть 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она – по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, – используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Закона об образовании, успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

В соответствии с вышеуказанным поручением Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручалось «обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение порядка и условий допуска студентов, обучающихся по специальностям и направлениям подготовки профессионального образования, в том числе в области педагогики и образования, и специалистов-практиков, не имеющих профессионального образования в области педагогики и образования, к осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования детей».

Положениями законопроекта предусматривается возможность осуществления педагогической деятельности воспитателями образовательных организаций дошкольного образования, принятыми на работу до вступления в силу Закона об образовании, при условии эффективного осуществления ими текущей профессиональной педагогической деятельности и признания их аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Также в законопроекте предусматривается правовое регулирование, обеспечивающее возможность допуска лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее – студентов), в течение периода прохождения ими обучения к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам.

Общественная палата поддерживает идею законопроекта, направленную на обеспечение соблюдения прав педагогических работников, замещающих должности воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, принятых на работу до вступления в силу Закона об образовании, успешно осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность; а также на привлечение в профессию наиболее деятельных студентов.

Вместе с тем, участниками общественной экспертизы сформированы следующие предложения и замечания, которые Общественная палата предлагает учесть при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

1. Участники общественной экспертизы отметили, что предлагаемое в пункте 1 законопроекта правовое регулирование, предусматривающее допуск студентов к занятиям педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам в течение периода прохождения ими обучения, будет способствовать их профессиональной реализации и социализации в трудовом коллективе, а также послужит стимулом к развитию различных форм наставничества как одного из наиболее эффективных средств адаптации молодых специалистов.

Однако в то же время, по мнению участников общественной экспертизы, предлагаемое в законопроекте правовое регулирование создает определенные риски привлечения к учебному процессу лиц, не обладающих необходимыми сформированными профессионально-педагогическими компетенциями, что может повлечь снижение качества образования. Подобные риски могут быть снижены путем введения аттестации студентов с целью определения их соответствия занимаемой должности; либо получения рекомендаций от образовательных организаций, в которых проходят обучение указанные претенденты, а также принятие иных мер.

Участники общественной экспертизы отметили неопределенность положений пункта 1 законопроекта, предусматривающих возможность осуществления педагогической деятельности лицами, обучающимися по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по основным и дополнительным общеобразовательным программам «в период прохождения ими обучения». В частности, участники общественной экспертизы отметили, что положения законопроекта не позволяют однозначно определить, вправе ли указанные лица в период нахождения в академическом отпуске, при переводе в иные образовательные организации осуществлять педагогическую деятельность.

2. В соответствии с предлагаемым в пункте 2 законопроекта правовым регулированием одним из условий, при соблюдении которого на педагогических работников, замещающих должности воспитателей и принятых на работу до вступления в силу Закона об образовании, не распространяется требование о наличии среднего профессионального или высшего образования, является «эффективное осуществление профессиональной педагогической деятельности». Однако в законопроекте и действующем законодательстве не предусмотрен механизм определения эффективности осуществления профессиональной педагогической деятельности. Участники общественной экспертизы полагают, что положительное заключение аттестационной комиссии о соответствии занимаемой должности свидетельствует в том числе и об эффективности осуществления сотрудником педагогической деятельности, в связи с чем предлагаемое правовое регулирование в части дополнительного введения принципа эффективности в качестве условия применения положений части 17 статьи 108 Закона об образовании в редакции законопроекта, представляется избыточным. Общественная палата предлагает исключить слова «эффективно осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность и» из пункта 2 законопроекта.

Помимо вышеизложенного, участники общественной экспертизы отметили, что в законопроекте не урегулирована возможность продолжения профессиональной деятельности иными, помимо воспитателей, категориями педагогических работников, принятыми на работу до дня вступления в силу Закона об образовании, чья деятельность подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается трудовая деятельность и делается вывод о соответствии либо не соответствии занимаемой должности, например, воспитателями организаций для детей-сирот и другими категориями педагогических работников. Общественная палата предлагает рассмотреть возможность распространения правового регулирования, предусмотренного пунктом 2 законопроекта, на всех педагогических работников, подлежащих периодической аттестации и принятых на работу до дня вступления в силу Закона об образовании.

3. Согласно Перечню актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», реализация указанного федерального закона потребует издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации об установлении порядка и условий привлечения к осуществлению педагогической деятельности лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Однако реализация вышеуказанного закона потребует внесения изменений и в иные нормативные правовые акты, в частности, в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н, а также в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в части установления указанных в законопроекте исключений в отношении образовательных цензов для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.

 

На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации предлагает учесть вышеуказанные замечания и предложения при принятии проекта федерального закона № 701078-7 «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» во втором чтении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: