Методические особенности формирования основных интеллектуальных умений учащихся в процессе обучения истории

 

Основополагающим приемом всех мыслительных операций и способов изучения исторического материала является анализ.

На умении анализировать базируется вся учебно-познавательная деятельность учеников, связанная с развитием общелогического и исторического мышления.

Поэтому первостепенная задача учителя: научить школьников в разных аспектах анализировать изучаемый материал и постепенно продвигать учащихся от элементарного к системному анализу фактов.

 

Что значит, элементарно проанализировать исторический материал?

  Это значит, прежде всего, вычленить главное в его содержании (в объяснении учителя, в тексте учебника, в отрывке документа, в изображении предмета и т.п.), выявить основные черты и признаки изучаемого явления.

  Именно на выработку умения выделить главное, вычленить характерные черты в изучаемом событии, явлении, деятельности людей должны быть направлены задания аналитического характера в первые годы обучения истории. (За кажущейся простотой этой задачи кроются серьезные последствия. Часто приходится слышать, как учителя, принимая на старшей ступени новый класс, сетуют на то, что не могут в полной мере применить сложные формы работы, так как ребята не видят главного).

Умение элементарно анализировать исторический материал вырабатывается у младших школьников, как правило, на эмпирическом уровне, то есть через систему соответствующих упражнений.

Например, предлагаем учащимся рассмотреть изображение древнерусских воинов и ответить:

- Как они одеты?

- Чем вооружены?

- Подумайте и объясните, для чего служил каждый предмет боевого снаряжения?

- А теперь опишите полное вооружение воина.

Или – «Внимательно выслушайте мой рассказ о нашествии Батыя на Русь и выделите главные ключевые события».

«Прочитайте документальный фрагмент. О чем в нем говорится?»

Перед вами изображение Казанского собора.

-Где он находится?

- Когда и кем создан?

- С какими событиями связан?

- Опишите это архитектурное сооружение: из какого строительного материала сделано здание; его архитектурные особенности (форма, главные детали и украшения, художественные достоинства); что свидетельствует о высоком мастерстве его создателей), твое личное впечатление от памятника.

Так специально продуманной системой вопросов учитель направляет анализ учениками изучаемого материала; пользуется и самим термином «анализ», «проанализируем».

В результате такой работы можно добиться понимания учениками того, что проанализировать материал, значит мысленно разделить его на части и выделить самое главное, существенное.

Постепенно ребятам можно разъяснить, что анализ различного по характеру исторического материала имеет свои особенности.

 

 А именно, при анализе какого-либо исторического предмета, объекта (орудие труда, вооружение, предметы быта, жилище и т.п.) важно выделить его качества, устройство, назначение.

 

  Проанализировать исторические факты (явления, процессы) – это значит:

- установить их причины

- характерные черты, особенности, этапы развития (если они длительны во времени)

- значение и последствия.

 

Ученики должны знать, что типичные (сходные) исторические явления могут быть проанализированы по единой логике, что позволяет их сравнить, сопоставить, а следовательно, лучше понять.

 

Поэтому школьникам следует давать логические схемы-памятки (алгоритмы) анализа аналогичных явлений и учить ими пользоваться.

 

(Алгоритмы – инструктивные предписания, определяющие четкую последовательность операций, действий или система работы по строго определенным правилам).

 

Отметим основные логические схемы изучаемых типичных явлений.

 

Типовой логический план анализа крупномасштабных военных событий.

1. Международная обстановка накануне войны: причины, повод, участники войны.

2. Цели воюющих сторон и оценка характера войны со стороны участников.

3. Соотношение сил сторон.

4. Планы командования

5. Театр и ход военных действий: этапы, важнейшие события (сражения), проявившиеся качества армии и командования; отношение к войне различных социальных групп людей, партий, общества и власти воюющих стран.

6. Итоги войны.

7. Выводы: причины победы (поражения) сторон, историческое значение, последствия и уроки войны.

 

Логический план-схема анализа крупных народных выступлений и общественных движений (крестьянские восстания и войны, национально-освободительные движения).

1. Где и когда началось движение?

2. Каковы его причины: против чего или кого оно было направлено, какова связь его с другими событиями?

3.  Определите масштабы движения, проанализируйте социальный состав участников (движущие силы). Кто лидеры движения?

4. Каковы цели и требования (программы) участников движения, его характер (антифеодальный, религиозный, национально-освободительный и т.п.)

5. Какими формами, средствами и методами достигались цели (восстание, стачка, демонстрация, акт гражданского неповиновения, революция и т.п.)

6. Районы, территории, охваченные движением, восстанием.

7. Ход движения и развитие событий: степень организованности, этапы, изменения в социальном составе участников, требованиях, характере и т.п.

8. Итоги, значение, последствия, уроки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: