Особенности драматургии Чехова

Задание на 17.04.20. для 103,104 по дисциплине ЛИТЕРАТУРА

I. Читать пункты.

1. Биография писателя.

2. Хронологическая таблица Чехова.

4. Образ маленького человека в рассказах Чехова.

5. Смешное и грустное в рассказах Чехова.

6. Особенности рассказов А.П. Чехова.

II. Конспектировать пункты 1, 4, 5

Методическая разработка

 

 

Тема: «А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы. Пьесы»

 

                                                            Разработала: Калугина О.А

 

 

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

 

Содержание Стр.
   
   
1. Биография писателя.   4
2. Хронологическая таблица Чехова. 5
3. Особенности драматургии Чехова.   6
4. Образ маленького человека в рассказах Чехова.   12
5. Смешное и грустное в рассказах Чехова.   15
6. Особенности рассказов А.П. Чехова.   17
7. «Недотепы» в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».   24
8. Анализ пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». 26
Заключение 34
Список использованной литературы   37

 

Биография А.П. Чехов

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

Ранние годы

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.

Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Начало литературного пути

Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.

Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.).

Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.

Поздние годы. Смерть писателя

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.

Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.

Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.

Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.


2. Хронологическая таблица Чехова

1860 год, 7 (29) января – Родился Антон Павлович Чехов в городе Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Георгиевича Чехова и его жены Евгении Яковлевны.

1869-1879 – Учеба в Таганрогской гимназии.

1877 – Чехов впервые посещает Москву.

1877-1878 – Чеховым написана первая пьеса без названия ("Безотцовщина").

1879 – Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета.

1880, 9 марта – первая публикация Чехова – "Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху "(еженедельник "Стрекоза").

1884 – Окончание медицинского факультета Московского университета;

выход в свет сборника "Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте".

1885 – Первая поездка в Петербург. Знакомство с А.С. Сувориным (издателем газеты "Новое время").

1886 – Напечатан первый рассказ Чехова в газете "Новое время" – "Панихида";

вышла книга "Пестрые рассказы";переезд в дом на Садово-Кудринской улице.

1887 – Вышли книги "В сумерках. Очерки и рассказы", "Невинные речи";

премьера комедии "Иванов" в московском театре Ф.А.Корша.

1888 – В журнале "Северный вестник" опубликована повесть "Степь";

вышла книга "Рассказы".

1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник "В сумерках".

1889 – Первое представление пьесы "Иванов" на сцене Александринского театра;после смерти брата Николая (17 июня) уехал в Одессу, затем в Ялту.

1890 – Вышел сборник "Хмурые люди";отъезд на Сахалин;возвращение морем – из Владивостока, через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь в Одессу.

1891 – Поездка в Европу, посещение Вены, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа;помощь голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний.

1892 – Переезд в Мелихово;лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии.

1893 – Закончена книга "Остров Сахалин".

1894 – Поездка в Европу – Вена, Триест, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж.

1895 – Чехов в Ясной Поляне;чтение Л.Н.Толстым вслух глав романа "Воскресение";работа над пьесой "Чайка", знакомство с И.А. Буниным.

1896 – Чехов начал постройку колокольни в Мелихове;первое представление "Чайки" в Александринском театре.

1897 – Участие в переписи населения Бавыкинской волости Серпуховского уезда;строительство школы в Новоселках;сильное легочное кровотечение;

Чехову пожалована бронзовая медаль за труды по переписи населения;

поездка в Париж, Биарицц;Чехов избран членом Союза взаимопомощи русских писателей и ученых.

1898 – Работа над трилогией – "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви";

постройка в Мелихове земской школы;знакомство с О.Л.Книппер;

покупка земельного участка в Аутке (пригород Ялты) для постройки дачи;

сбор пожертвований для голодающих детей Самарской губернии.

1898, 12 октября – в Москве после операции умер Павел Егорович Чехов, отец писателя.

1898, 17 декабря – премьера "Чайки" в Московском Художественном театре.

1899 – Заключение договора с книгоиздательством А.Ф.Маркса об издании собрания сочинений А.П.Чехова;знакомство с М.Горьким;помощь в постройке Мухалатской школы и сбор средств на постройку санатория для туберкулезных больных;пожалован орденом св. Станислава третьей степени "за отличное усердие в делах народного просвещения", вышел первый том собрания сочинений Чехова в издательстве А.Ф.Маркса.

1900 – Чехов избран почетным академиком по разряду изящной словесности;

поездка в Европу, Ницца, Пиза, Флоренция, Рим.

1901 – Премьера пьесы "Три сестры" в Художественном театре;венчание в Москве с О.Л.Книппер.

1902 – Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика.

1903 – Публикация последнего рассказа "Невеста".

1904 – Премьера "Вишневого сада" в Художественном театре;последняя прижизненная публикация Чехова – пьеса "Вишневый сад".

1904, 3 июня – Чехов с женой уехал в Баденвейлер.

1904, 2 июля – В три часа ночи Чехов скончался.

1904, 9 июля – Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

 



Особенности драматургии Чехова

План

1. Драматические произведения Чехова. Рождение нового жанра. Пьеса «Чайка»

2. Драматические произведения нового жанра. Триумф МХАТа

3. Особенности драматического метода Чехова

Драматургия Чехова представляет собой пьесы, которые положили начало новому направлению в отечественной и мировой литературе. Это направление принято называть психолого-ориентированной драмой, когда на первый план в произведении выходят переживания героев, а не внешние коллизии.

Драматические произведения Чехова. Рождение нового жанра. Пьеса «Чайка»

Чехов был уже известным писателем, когда заявил себя еще и как драматург. Публика поначалу ждала от него юмористических произведений, сродни его коротеньким рассказам. Однако писатель обратился к темам серьезным и животрепещущим.

Зрителей поразила его первая, поставленная на сцене Художественного театра (созданного знаменитыми режиссерами К.С. Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко) пьеса «Чайка» (написанная в 1895 году). Сам сюжет был необычен для драмы: вместо острых страстей и ярких любовных перипетий в нем рассказывалось о провинциальном юноше, который мечтает о режиссуре. Он ставит пьесу для друзей и близких, на главную роль в ней приглашает девушку Нину, в которую влюблен. Однако пьеса не нравится зрителям, не только потому, что автор не смог передать в ней свои переживания и понимание смысла жизни, а еще из-за того, что мать главного героя – известная и уже немолодая актриса – недолюбливает своего сына и не верит в его успех.

В итоге трагически складывается судьба Нины, она бросается в любовь как пропасть. Мечтает о семейной жизни и сцене. Однако в конце пьесы зрители узнают, что Нина, сбежав с любовником Тригориным, оказалась в итоге одна. Она потеряла ребенка и вынуждена работать на сцене третьесортных театров. Однако, несмотря на все испытания, Нина не теряет веру в жизнь и людей. Она рассказывает человеку, влюбленному в нее когда-то, что поняла суть жизни. По ее мнению, смысл бытия человека состоит в терпении, в необходимости преодолеть все жизненные трудности и испытания.

Новаторство Чехова-драматурга заключалось в том, что он создает свое произведение, обращаясь к нравственным вопросам человеческой жизни. Что есть правда и любовь? Можно ли, преодолев все испытания судьбы, сохранить веру в людей? Что такое искусство? Человек, занимающейся творчеством, должен бескорыстно служить искусству или для него возможно ублажать собственное самолюбие?
При этом автор не предлагал своим зрителям готовые ответы на все вопросы. Он просто показывал жизнь такой, какая она есть, предоставляя ему право делать свой выбор самостоятельно.

Пьеса «Чайка» поразила современников своей уникальностью. При этом пьесу приняли далеко не все критики и не вся публика. Впервые пьеса была поставлена в Александрийском театре, но там ее ждал полный провал. Однако новую драму поставили в МХАТе. И здесь пьеса была встречена восторженно. Публика рукоплескала таланту автора, а критики писали о создании нового драматического жанра.

Драматические произведения нового жанра. Триумф МХАТа

Особенности драматургии Чехова заключались в том, что все его пьесы, написанные после «Чайки», еще глубже погружали зрителей в мир человеческих чувств и переживаний. Причем от пьесы к пьесе эти переживания становились все более трагическими.

    Такова пьеса «Дядя Ваня» (1897), которая рассказывает о судьбе провинциального дворянина, создавшего себе кумира из своего родственника – профессора Серебрякова. Дядя Ваня, воспитывая дочь профессора – свою племянницу Соню и помогая своему родственнику морально и материально, всегда считал, что жизнь его наполнена высоким смыслом. Когда же профессор приехал к нему погостить со своей второй женой, главному герою стало понятно, как глубоко он заблуждался. Войницкий («дядя Ваня») не смог перенести постигшего его разочарования.
Авторское же понимание смысла человеческой жизни выражено в словах доктора Астрова, человека, в которого Соня безнадежно влюблена: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Главные героини другой пьесы – «Три сестры» также ищут свой смысл жизни. Однако они не находят его в мире мещанских интересов и потребительства. Девушки верят в светлые и чистые мечты, однако с годами этой веры в них остается все меньше. Однако сам Чехов замечал по поводу этой пьесы: «Когда опускается занавес, у зрителей остается чувство, что действие на этом не заканчивается, угадывается перспектива более чистой, содержательной жизни».

Новаторство драматургии Чехова в полной степени проявилось в его последней и самой необычной пьесе «Вишневый сад». Эта пьеса только внешне рассказывает о судьбе одной обедневшей дворянской семьи, а, на самом деле, она передает оттиск всей русской жизни того периода. Разрушение вишневого сада – это предчувствие Чеховым будущего разрушения царской России в страшном вихре 1917-1918 гг.

Все пьесы Чехова были поставлены еще при его жизни на сцене МХАТа. Именно творчество писателя принесло этому театру всероссийскую славу на долгие годы.

Особенности драматического метода Чехова

Новаторство пьес Чехова, поразившее современников, находило отклик и в сердцах критиков. Они и сформулировали основные принципы драматического метода писателя.

В первую очередь, критики отмечали, что в драматургии Чехова отразились черты кризиса реализма, характерного для конца XIX столетия. «Чеховская драма» часто отходит от точного реалистического изображения персонажей для того, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир героев. Автор предлагает для зрителей многослойную реальность с большим количеством отступлений от главной темы и наличием различных «подводных течений». Трагичность человеческого бытия растворяется в повседневности, в стремлении автора постичь его смысл.

Главное в диалогах героев чеховской драмы – это не буквальное значение слов, а их тайный смысл, внутренний контекст. При этом часто герои, произнося слова и обращаясь к собеседнику, не слышат друг друга, понимая только свою позицию. Часто в чеховских произведений отсутствует явно выраженный конфликт, нет сугубо положительных и сугубо отрицательных героев, а сами пьесы написаны в рамках «открытого финала», позволяющего зрителям домысливать окончание сюжета.

Таким образом, драматургия Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской культуры. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл своего бытия и пойти по пути нравственного совершенствования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: