Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Сатирические образы помещиков

Крестьянские типы.

Массовые сцены – показатель мастерства писателя. Некрасов вводит нас в самую гущу крестьянской жизни, и читатель даже не успевает увидеть, как он это делает. А между тем Некрасов использует целый ряд художественных приёмов. Панорама Руси создаётся через изображение деревень и пейзажей, людская толпа – с помощью целых цепочек глаголов, прилагательных, наречий:

Хмельно, горласто, празднично,

Пёстро, красно кругом!

…………………………………………

Шумит, поёт, ругается,

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ!

Создаются обобщённые портреты:

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут.

Звучат безымянные диалоги, выхватываются отдельные фигуры. Но в этом массе есть лица, которые, по мысли Некрасова, должны быть выделены особо, и тогда появляются подробные рассказы об отдельных персонажах.

1.4. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов.!!! Создайте характеристику образа Гриши Добросклонова на основе данной статьи.

«Люди холопского звания» «народные заступники». Гриша Добросклонов.
Глава «Счастливые» Яким Нагой Ермила Гирин  

Гриша Добросклонов коренным образом отли­чается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятель­ствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отноше­ние к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была бо­лее чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого

Последнего крестьянина

 Жил Трифон.

Две каморочки:

 Одна с дымящей печкою,

Другая в сажень — летняя,

И вся тут недолга;

Коровы нет, лошадки нет,

Была собака Зудушка,

Был кот — и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботил­ся о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,

А чем они питаются —

И думать позабыл.

Он сам был вечно голоден,

Весь тратился на поиски,

Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоян­ные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме при­ведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равно­душным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как стра­дающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта пес­ня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась — и лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свой­ственна большинству людей вокруг него. Гриша вы­бирает для себя иной путь, становится народным за­ступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интере­сов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выво­дит его на новую дорогу, не позволяет оставаться рав­нодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живей­шем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добро-склонова постепенно зреет уверенность, что его ро­дина не погибнет, несмотря на все страдания и горе­сти, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые «в песне изли­лись», выдают в нем очень грамотного и образован­ного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотде­лима от этих проблем и трудностей. Исторически сло­жилось, что Россия «была глубоко несчастной стра­ной, подавленной, рабски бессудной». Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существен­ное влияние на формирование национального харак­тера. Русский человек сочетает в себе рабскую покор­ность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.

Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Нек­расов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов — это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодуш­ным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть толь­ко один выход — радикальные изменения обшественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: