Лекция «Психологические особенности младшего школьного возраста»

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится начальным этапом младшего школьного возраста (6 - 7 – 10 -11 лет).

Младший школьный возраст — крайне важный ответственейший период школьного детства, от полноценного и эффектного прохождения которого зависит уровень интеллектуального развития и личности, мотивация к обучению и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменяется социальная ситуации, развитие заключается в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга социальных контактов. Важнейшее значение имеет выделение специфического типа отношений со взрослым, которые обусловлены новыми задачами («ребенок — взрослый — задача»). Учитель — это взрослый, общественная роль которого связана с предъявлением, обучающимся важных, равноправных и обязательных для выполнения требований, а также с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель социума, носитель социальных форм поведения. Планомерно на протяжении младшего школьного возраста обучающийся открывает и осваивает ситуацию общественного равенства перед законами наук — математики, орфографии, орфоэпии. Новое положение ребенка в социуме, позиция обучающегося характеризуется тем, что у него появляется обязательная, социально значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за допускаемые нарушение.

Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

1. Личностная готовность.

— Уровень развития мотивационной сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе общественных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.

— «Внутренняя позиция обучающегося» как показатель его готовности к обучению в школе — является психологическим новообразованием, которое представляет из себя сочетание познавательной потребности и потребности занять более взрослую общественную позицию.

— Развитие произвольных познавательных процессов: произвольного внимания, произвольной памяти, формирование умений действовать по образцу, по правилам, по принятому плану действий.

2. Интеллектуальная готовность.

— Ориентировка в окружающем, запас знаний.

— Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.

— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

3. Двигательная готовность обучающегося.

— Мелкая моторика рук при письме.

— Крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок к организации учебной деятельности:

— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания педагогов,

— самостоятельно действовать по полученному заданию,

— ориентироваться на систему условий в задачах, преодолевая отвлечение на побочные стимулы и факторы.

Методы оценки познавательных процессов перед поступлением в школу.

Психологические тесты, используемые для оценки развития детей младшего школьного возраста, в первую очередь направлены на оценку внимания, мышления, памяти и речи ребенка.

Среди тестов, направленных на оценку внимания, чаще всего используют кольца Ландольта. В зависимости от задачи исследования с помощью данной методики можно определить уровень развития таких свойств внимания ребенка, как продуктивность и устойчивость внимания, распределение и переключаемость внимания.

Уровень развития мышления детей младшего школьного возраста обычно оценивается с помощью теста Векслера, который позволяет получить некую общую характеристику вербального и невербального интеллекта ребенка.

Однако для оценки развития мышления могут быть использованы и другие методики, например, тест Равена, тест «Умение считать в уме».

Существует целый ряд тестов для оценки развития речи ребенка. К числу простейших таких тестов относятся тесты по определению словарного запаса.

Например, учащимся предлагается за короткое время (3 минуты) назвать максимальное количество слов-существительных, которые содержат определенные буквы.

Таким образом, существует весьма большое количество психологических методик, позволяющих оценивать развитие психических познавательных процессов детей школьного возраста.

Оценка уровня коммуникативных способностей ребенка перед поступлением в школу.

Роль родителей в процессе адаптации ребенка к обучению в школе.

Совокупность требований школьной ситуации и учебной деятельности:

— Нельзя «бросать» ребенка в этой трудной ситуации, рассчитывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, но вредна и другая крайность — гиперопека, искусственное занижение инициативности ребенка.

— Родительская поддержка может быть оказана в форме повышенного интереса к тонкостям школьных задач и правил, в придании сбору портфеля, подготовке к следующему школьному дню статуса ритуала.

— «Вспышка конформизма», стремление выполнить все в точности, «как сказала учительница», связана как раз с особой ценностью правил и норм для новоиспеченного школьника и должна быть принята с пониманием.

— Замечание по поводу несовершенства учителей и образовательных программ следует отложить для старшего школьного возраста.

— Нужно обратить внимание на характер тех ценностей, тревог и эмоциональных акцентов, которые транслируются ребенку в свободном общении: «Тебя сегодня не ругали?» — ценность послушания, «А кто еще в классе получил пятерку?» — ценность престижа, «Из окон не дует?» — бытовые ценности и др.

Младший школьник активно включается в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако, ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает процесс обучения.

Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда.

Учебная деятельность — это деятельность саморазвития и самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений маленького человека с социумом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом. Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. При традиционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется должного внимания. Формирование учения - процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых — педагогов и родителей.

Структура учебной деятельности включает:

— мотивы;

— учебные задачи;

— учебные действия;

— действия контроля;

— действия оценки.

Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна.

Учебная задача — ясное представление о том, что предстоит освоить, чем предстоит овладеть. В отличие от конкретно - практического задания (например, решить примеры на сложение двух чисел) учебная задача носит более общий характер (научиться сложению с переходом через десяток). Без специального обращения внимания на разницу задания и учебной задачи многие ученики, вплоть до старших классов, не выделяют учебную задачу осознанно. Об этом свидетельствует такой распространенный способ выполнения домашних заданий: сначала письменный русский, т.е. выполнение упражнения с заданием «вставить пропущенные буквы». Переписал, вставил, а уже потом, на закуску, прочитал правило, которое оказывается зазубренным, заученным лишь формально. Собственно учебная задача предполагает овладение общим способом решения целого класса частных практических заданий.

Действия контроля (указание на правильность выполнения) и самоконтроля (действия сличения, соотнесения собственных действий с образцом, который дает учитель). Различают разные виды контроля — по конечному продукту; пооперационный, пошаговый, текущий; перспективный, планирующий. Основное направление развития контрольной части деятельности связано с постепенной передачей самому учащемуся функций контроля во все более расширяющейся сфере.

Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача. Подведение итогов изученного необходимо организовать так, чтобы учащиеся испытали чувство эмоционального удовлетворения, радость преодоления трудностей и познания нового. Обычно функция оценивания выполняется учителем — в развернутой словесной форме или в виде отметки, но для возникновения умения самостоятельно оценивать свою работу полезно использовать различные формы самоконтроля (составление схемы пройденного материала; формулирование вопросов для проверки уровня усвоения; обзорные доклады по отдельным аспектам темы и др.). Самооценка как неотъемлемая часть деятельности учения необходима для формирования рефлексии. Выполнение действий самооценки имеет регулятивное ретроспективное (хорошо или плохо я сделал?) и прогностическое значение (смогу ли я справиться с этой задачей?).

Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.

Полноценная учебная деятельность включает умения:

— выделять и удерживать учебную задачу;

— самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

— адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;

— владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

— использовать законы логического мышления;

— владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;

— уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;

— иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Причины трудностей в обучении на этапе начальной школы:

— несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.);

— недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых;

— неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы.

Актуальность проблемы произвольного запоминания.

Методы запоминания:

- преднамеренное заучивание;

- приемы активной мыслительной обработки материала (смысловая группировка — выделение в тексте смысловых кусков, частей, их обозначение, составление плана; поиск смысловых опорных пунктов — ключевых слов для данного отрывка текста, суженных названий; составление плана, классификация, схематизация, мнемотехнические приемы и др.);

- повторное чтение как способ мыслительной обработки материала (в отличие от зубрежки), предполагающее постановку различающихся задач при последующем чтении.

По мере усвоения и отработки навыка чтения необходимо научить разным типам чтения как учебному действию: чтению просмотровому, изучающему, запоминающему, контрольному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: