Алгебра 10 класс.
Аудиторное занятие №89.
Тема: Решение тригонометрических уравнений.
- Цель: образовательные – закрепить и систематизировать виды и методы решения тригонометрических уравнений;
- развивающие – уметь применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного; развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти; воспитательные – формирование коммуникативных способностей у учащихся.
- Личностные результаты: сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении;
Предметные результаты: осознание значения математики для повседневной жизни человека;
Тип: урок комплексного применения знаний и умений.
Ход урока:
Организационный момент.
2. .Актуализация знаний 1). Повторить общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений: tg х = а, где а – действительное число.
Вспомнить условие, при котором уравнения не имеют решения.
Повторить формулы для частных случаев, когда а = 1, -1, 0.
Повторить формулы для решения квадратного уравнения.
2).Математический диктант.
- Чему равен arcsin(-a)?
- Чему равен arcctg(-a)?
- Каково будет решение уравнения sin x = a при IaI большем 1?
- Какой формулой выражается решение уравнения sin x = а при IaI ≤ 1?
- Какой формулой выражается решение уравнения ctg х = а?
- Каким будет решение уравнения cos x =1?
- Каким будет решение уравнения cos x =-1?
- Каким будет решение уравнения cos x =0?
3). Устный счёт. Вычислить.
tg х = tg х = tg х = 5
sin x = 1 sin x = -1 sin x = 0
cos x = 1 cos x = -1 cos x = 0
tg x = 1 tg x = -1 tg x = 0
3. Мотивация учебной деятельности. Если в уравнение входят разные тригонометрические функции, то их, если возможно, надо выразить через одну. При этом нужно выбрать эту функцию так, чтобы получилось квадратное уравнение относительно её. Введя новую переменную и решив квадратное уравнение, перейти к решению одного из простейших тригонометрических уравнений.
4. Первичное закрепление.
Уравнения, приводимые к квадратным: 2
Это квадратное уравнение относительно . Введем переменную у= . Тогда уравнение примет вид:
2 Здесь: , .
a) , х= + , n Z.
b)
Ответ: х= + , n Z.
Самостоятельно. Уравнения, приводимые к квадратным: 6
Заменяя , получим:
6
6 +5 .
Пусть у= , тогда 6 , , .
1. ,
2. =- , корней нет, т.к.
Ответ: х
Вынесение общего множителя: -
Заменяя sin2x =2 sinx cosx, получим - 2 sinx cosx =0. Разложим левую часть на множители: sinx (sinx- 2cosx)=0.
1. sinx =0, x=
2. sinx - 2 cosx = 0 – однородное уравнение 1 степени. Делим обе части на cosx 0 (иначе и sinx =0, что невозможно, т. к. ),получим tgx =2,x= arctg 2+
Ответ: x= ; x= arctg 2+
Однородные уравнения II степени: 22
Представим 7=7 1=7 (, получим однородное квадратное уравнение II степени. Разделим обе части на , (иначе и , что невозможно, т.к. ( =1), получим 7 tgx - 15=0. Пусть tgx= у, 7 ,
5. Творческое применение и добывание знанийю.
Однородные уравнения II степени: -5 +6( =0
В них каждое слагаемое II степени. Решаются делением обеих частей на (или ).
Разделим обе части на (, (иначе , что невозможно, т.к. ), получим ,
tgx = y,
1. tgx =2, x= arctg2 +
2. tgx =3, x= arctg3 +
Ответ: x= arctg2 + ; x= arctg3 + .
6. Информация о домашнем задании. Выуч. п. 36, № 620(1), 629(1)*.
7. Рефлексия.