В качестве примера рассмотрим устройство и работу стартера СТ-130АЗ, устанавливаемого на двигателе ЗИЛ-508.10. Стартер прикреплен болтами к картеру сцепления. Вал 12 якоря 15 вращается на бронзографитовых втулках, установленных в крышках 8, 17 и в среднем опорном диске. В пазы сердечника якоря заложена обмотка, состоящая из секций толстой медной ленты. Концы ленты соединены с пластинами коллектора 16. Щетки установлены в щеткодержателях, два из которых соединены с задней крышкой, т. е. с массой (корпусом), а два изолированы от корпуса. Обмотка возбуждения 19 расположена на четырех магнитных полюсах 20 и разделена на две параллельные ветви, в каждой ветви по две последовательно соединенных катушки. На валу 12 якоря выполнена винтовая ленточная резьба, по которой может перемещаться и поворачиваться втулка привода стартера с зубчатым колесом 10.
Стартер имеет два реле: тяговое 3, установленное на корпусе, и реле 23 включения, расположенное между аккумуляторной батареей 21 и тяговым реле. Реле включения обеспечивает подачу тока в обмотки тягового реле при пуске двигателя и автоматическое отключение стартера после его пуска. Тяговое реле, введенное в зацепление с венцом маховика зубчатым колесом 10, замыкает цепь стартера.
|
|
При повороте ключа выключателя зажигания по часовой стрелке до упора включается зажигание и стартер. В этом случае ток от аккумуляторной батареи 21 поступает в реле 23 включения по следующей цепи: положительный полюсный вывод аккумуляторной батареи 21 — вывод реле включения 23 — обмотка реле включения — вывод Ш регулятора напряжения 29 — вывод Ш генератора 22 — обмотка возбуждения генератора — масса (корпус) — отрицательный полюсной вывод батареи. Сердечник реле 23 включения намагничивается и притягивает якорь,
замыкающий контакты 21, после чего в цепь обмотки тягового реле 3 включаются втягивающая 26 и удерживающая 25 обмотки. От положительного полюсного вывода аккумуляторной батареи ток поступает к выводу реле включения 23, далее к замкнутым контактам 24, выводу тягового реле и затем по двум параллельным цепям:
втягивающая обмотка 26 — вывод тягового реле — обмотка возбуждения 19 стартера — изолированные щетки — коллектор 16 —обмотка якоря 15 — коллектор — щетки — масса — отрицательный вывод аккумуляторной батареи;
удерживающая обмотка 25 — масса — отрицательный вывод аккумуляторной батареи.
Электрический ток создает магнитное поле, под действием которого якорь 4 тягового реле втягивается внутрь катушки и через рычаг 6 включения стартера вводит его зубчатое колесо 10 в зацепление с зубчатым венцом маховика. В конце хода якорь 4 нажимает на контактный диск 27, замыкаются контакты 28 выключателя и втягивающая обмотка 26 реле. От аккумуляторной батареи ток поступает к стартеру, и якорь 15 стартера начинает вращаться. Якорь 4 тягового реле удерживается внутри катушки лишь благодаря магнитному полю удерживающей обмотки 25. Когда двигатель начинает работать, нужно выключить стартер, повернув ключ замка зажигания в первое положение (включено зажигание), выключается цепь обмотки реле включения. Размыкаются контакты 24, намагничивание якоря 4 тягового реле прекращается, отходит контактный диск 27 от зажимов тягового реле и стартер отключается от аккумуляторной батареи. Одновременно пружина якоря 4 (рис. 10.8, а) разжимается, перемещается якорь, винт 5 и поворачивается рычаг 6, выводящий зубчатое колесо 10 из зацепления с венцом маховика.
|
|
Стартер через муфту свободного хода (рис. 10.8, в) передает вращение только в одном направлении — к маховику. На валу якоря установлена втулка 31, жестко соединенная с обоймой 34, которая закрыта кожухом 32. Зубчатое колесо 10 изготовлено как одно целое со ступицей 33. В обойме 34 есть фасонные пазы, в которых расположены ролики 35, отжимаемые в узкую часть паза пружинами 37 через плунжеры 36.
При вращении якоря стартера (пуск двигателя) ролики зажимают ступицу 33 и обойму 34, заставляя их вращаться как одно целое, и крутящий момент с зубчатого колеса 10 передается на зубчатый венец маховика. Когда двигатель будет включен, зубчатый венец маховика начнет вращать зубчатое колесо с большей частотой вращения, а ролики освободят ступицу 33 и обойму 34.
Рис. 10.8. Стартер CT-I30A3 с электромагнитным приводом и дистанционным управлением (стрелками показано направление тока при пуске двигателя стартером):
а —конструкция; б—электрическая схема стартера; в —узел муфты свободного хода; 1 — неподвижный контакт тягового реле; 2 —подвижный контакт; 3 — тяговое реле; 4 —якорь тягового реле; 5 —регулировочный винт-гайка; 6—рычаг включения стартера; 7 — винт для регулирования хода зубчатого колеса; 8 —крышка стартера со стороны привода; 9 — упорное кольцо; 10 —зубчатое колесо стартера; 11 — муфта свободного хода; 12 —вал якоря; 13 —муфта; 14 —корпус; 15 —якорь, 16 —коллектор; 17 —крышка со стороны коллектора; 18 —щетка; 19 —обмотка возбуждения; 20 —магнитный полюс; 21 —аккумуляторная батарея; 22—генератор; 23 —реле включения; 24 -контакты; 25 — удерживающая обмотка; 26 —втягивающая обмотка; 27 —контактный диск; 28 —контакты выключателя; 29 —регулятор напряжения; 30 —выключатель зажигания; 31 — втулка; 32 -кожух; 33 —ступица; 34 —обойма; 35 —ролик; 36- плунжер; 37— пружина; В и Ш —выводы
Установка зажигания.
Основные моменты при установке зажигания являются общими для всех карбюраторных двигателей. Рассмотрим последовательность установки зажигания на примере двигателя автомобиля ЗИЛ-431410 (рис. 10.9, а). Предположим, что распределитель Р-137 был снят. Тогда для правильной установки зажигания выполняют следующее:
проверяют зазор между контактами прерывателя (0,35...0,45 мм) и, если необходимо, регулируют его; совмещают указатель октан-корректора с риской 0 на нижней пластине;
вывертывают свечу зажигания первого цилиндра и закрывают отверстие этой свечи бумагой или пальцем; повертывая коленчатый вал, по давлению в цилиндре определяют такт сжатия;
устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ (схема /) при такте сжатия (отверстие на шкиве коленчатого вала должно совпадать с меткой ВМТ на указателе 2);
поворачивают валик привода распределителя в сборе так, чтобы паз 5 был параллелен риске 3, нанесенной на верхнем фланце, и смещен к переднему концу двигателя (схема ///);
|
|
вставляют привод распределителя в гнездо блока, расположив перед этим отверстия в нижнем фланце 6 над резьбовыми отверстиями под болты крепления корпуса к блоку;
в установленном на место приводе распределителя располагают паз 5 на валике параллельно оси, соединяющей отверстия на верхнем фланце 4 корпуса привода;
поворачивая коленчатый вал на два оборота, устанавливают шкив 1 с контрольным отверстием против риски 9 на указателе 2 (схема //); ставят на место распределитель так, чтобы пластины октан-корректора были направлены вверх (ротор с электродом находится против вывода на крышке распределителя, от которого идет провод к свече зажигания первого цилиндра);
включают зажигание и осторожно поворачивают корпус распределителя против часовой стрелки до момента размыкания контактов прерывателя, который определяют по искре между центральным проводом катушки зажигания и корпусом или по включению контрольной лампы, присоединенной параллельно контактам прерывателя (один провод от лампы присоединяют к массе, а другой — к выводу низкого напряжения); затягивают болт крепления пластины октан-корректора к распределителю;
присоединяют трубку к вакуумному регулятору, устанавливают на место крышку и распределяют провода по свечам зажигания в соответствии с порядком работы двигателя (1-5-4-2-6-3-7-8); провода пронумерованы по часовой стрелке; при распределении проводов высокого напряжения по свечам зажигания обращают внимание на направление вращения ротора.
Установку зажигания проверяют при движении автомобиля и корректируют с использованием октан-корректора после каждой регулировки зазоров между контактами прерывателя, а также в зависимости от сорта применяемого топлива. При правильно установленном зажигании во время движения автомобиля по горизонтальной дороге с хорошим покрытием на прямой передаче с определенной скоростью (25 км/ч для автомобиля ГАЗ-53-12; 30 км/ч для автомобиля ЗИЛ-431410; 30...40 км/ч для автомобиля ГАЗ-24-10 «Волга») резкое (до отказа) нажатие на педаль управления дроссельными заслонками вызывает увеличение скорости до 60 км/ч и сопровождается слабыми, быстроисчезающими детонационными стуками. Если стуки отсутствуют, то угол опережения зажигания увеличивают; если стуки сильные, то — уменьшают. Перед проверкой установки зажигания двигатель прогревают.
|
|
Рис. 10.9. Схема установки зажигания на двигателях автомобилей:
а - ЗИЛ-431410;б — ГАЗ-53-12 (установка поршня в НМТ); в —ГАЗ-24-10 «Волга» (первый паз на шкиве соответствует углу опережения зажигания 12°, второй—углу опережения зажигания 5° и третий— поршень находится в ВМТ); 1 — шкив коленчатого вала; 2 —указатель; 3 —риска; 4 —верхний фланец; 5 —паз; 6 - нижний фланец; / -установка поршня в ВМТ; //—установка отверстия на шкиве против риски на указателе; /// — установка по рискам привода распределителя зажигания
Тема № 11
Трансмиссия