У рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-431410 (рис. 21.5, б) поршень-рейка 15 одновременно является поршнем гидроусилителя и рейкой рулевого механизма, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором вала 41 рулевой сошки. При воздействии водителя на рулевое колесо через вал и карданную передачу вращается винт 17, по которому на циркулирующих шариках 20 перемещается шариковая гайка 18. Вместе с гайкой вдоль винта перемещается поршень-рейка 15, поворачивающая зубчатый сектор вала сошки. Зазор в зацеплении зубьев рейки и сектора можно регулировать, смещая в осевом направлении вал сошки, так как зубья имеют переменную по длине толщину. В картер 14 рулевого механизма и в отверстие его боковой крышки 34 запрессованы бронзовые втулки 43, в которых вращается вал сошки.
При сборе рулевого механизма вначале в винтовые канавки шариковой гайки 18 и винта 17, в желоба 19 закладывают шарики 20, а затем гайку закрепляют установочными винтами 52, которые раскернивают. Шарики, выкатывающиеся при повороте винта с одного конца гайки, возвращаются к другому ее концу по двум штампованным желобам, вставленным в отверстие паза винтовой канавки шариковой гайки 18.
|
|
Картер рулевого механизма снизу закрыт крышкой 11. Неподвижные соединения рулевого механизма уплотнены резиновыми кольцами 12, 24, 35, 51. Резиновая манжета 44, защищенная упорным кольцом 45, уплотняет вал сошки. Винт 17 уплотнен в промежуточной крышке 22 и в поршне-рейке /5, а последний — в картере 14 чугунными разрезными кольцами 21. Для уплотнения винта в верхней крышке установлена резиновая манжета 31 с упорным кольцом 32 и уплотнительной манжетой 33. Металлические частицы, попадающие в масло, залитое в картер рулевого механизма, улавливаются магнитом пробки 42.
Рис. 21.5. Элементы рулевого управления автомобиля ЗИЛ-431410:
а —положение на автомобиле; б —схема рулевого механизма; 1 —насос гидроусилителя; 2 —бачок насоса; 3 —шланг низкого давления; 4 —шланг высокого давления; 5 —колонка; 6—кронштейн креплении колонки; 7 —рулевое колесо; 8 —карданный шарнир; 9 —карданный вал; 10— рулевой механизм; 11 - нижняя крышка; 12, 16, 24, 35, 39 и 51 — уплотнительные кольца; 13 —заглушка; 14 —картер рулевого механизма; 15 —поршень-рейка; 17 —винт рулевого механизма; 18 —шариковая гайка; 19 —желоб; 20- шарик; 21 — разрезное кольцо; 22 —промежуточная крышка; 23 —упорный шарикоподшипник; 25- шариковый клапан; 26 —золотник; 27 —корпус клапана 28 —пружинная шайба; 29 —регулировочная гайка 30 —верхняя крышка; 31 и 44 —манжеты; 32 и 45 упорные кольца манжеты; 33 —уплотнительная манжета; 34 —боковая крышка; 36 —упорная шайба 37 —регулировочная шайба; 38 —стопорное кольцо 40 —регулировочный винт; 41 -вал сошки; 42 пробка сливного отверстия с магнитом; 43 —втулка вала сошки; 46 —стопорное кольцо; 47 —гайка вала сошки; 48 —сошка; 49 —пружина; 50 —плунжер; 52 —установочный винт
|
|
Общий вид рулевого управления автомобиля КамАЗ-5320 представлен на рис. 21.6. Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 21.7, а) включает угловой редуктор, ведущее 3 и ведомое 4 конические зубчатые колеса которого передают вращение на винт 13, перемещающий гайку 14 и скрепленную с ней поршень-рейку 11, зубья которой входят в зацепление с зубчатым сектором 8 вала в рулевой сошки,
К корпусу углового редуктора 17 прикреплен корпус клапана 2 управления (рис. 21.7, б). Картер рулевого механизма одновременно является корпусом гидроусилителя.
Рис. 21.6. Элементы рулевого управления автомобиля КамАЗ-5320:
1 – корпус клапана управления гидроусилителем; 2 - радиатор;
3- карданный вал; 4 —рулевая колонка; 5 - трубопровод низкого давления; 6 —трубопровод высокого давления; 7 —бачок гидросистемы; 8 - насос гидроусилителя; 9 —сошка; 10 —продольная тяга; 11 —рулевой механизм с гидроусилителем; 12 - корпус углового редуктора
Рис. 21.7. Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем автомобиля КамАЗ-5320:
а - общий вид; б - кланам управления гидроусилителем; 1 - передняя крышка; 2 — клапан управления гидроусилителем; 3 и 4 -конические шестерня и колесо; 5- установочный винт; 6 —вал сошки; 7 -перепускной клапан; 8 - зубчатый сектор вала сошки; 9- задняя крышка; 10- картер руленого механизма; 11 - поршень рейка; 12 - сливная магнитная пробка; 13 —винт; 14 —шариковая гайка; 15 —желоб; 16 —шарик; 17 —угловой редуктор; 18 — упорный подшипник; 19 —пружинная шайба; 20 — регулировочная шайба; 21 —регулировочный винт; 22 —боковая крышка; 23 —плунжер; 24 —пружина; 25 —предохранительный клапан; 26 —обратный клапан; 27— центрирующая пружина; 28 -золотник; 29- реактивный плунжер; 30 -корпус клапана; 31 - седло предохранительного клапана