Рулевой механизм представляет собой редуктор, который увеличивает усилие водителя. Они бывают червячного (ГАЗ), шестеренчатого (реечные) (ВАЗ – 2108, 09, ЗАЗ, Москвич) и винтового типа (ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ).
Рулевой механизм червячного типа.
В автомобиле ГАЗ-5312 рулевое колесо закреплено на верхнем конце вала 10 (рис. 21.3). На противоположном конце вала на шлицы напрессован глобоидный червяк 13, опирающийся на конические роликоподшипники 12 и 21. В зацеплении с червяком находится трехгребневый ролик 16, посаженный на двух шарикоподшипниках 15 и 20, между которыми помещена распорная втулка 17. Ось 14 ролика закреплена в вильчатом кривошипе 18 вала 7 сошки. Картер 19 рулевого механизма прикреплен болтами к левому лонжерону рамы.
Осевой зазор подшипников 12 и 21 регулируют изменением числа прокладок 24 под крышкой картера. Зацепление червяка и ролика регулируют, не разбирая механизм, винтом 3, в паз которого входит хвостовик 2 вала сошки. Оси ролика и червяка лежат в разных плоскостях, поэтому для уменьшения зазора в зацеплении достаточно переместить вал сошки в сторону червяка, вворачивая винт 3. Для фиксирования регулировочного винта служат стопорная шайба 1, штифт 5 и навернутая на винт гайка.
|
|
На автомобиле ГАЗ – 2410, ГАЗ – 31029 устройство рулевого механизма аналогичное, но глобоидальный червяк значительно меньше и он соединяется с осью руля через эластичную муфту.
Рис. 21.3. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53-12:
1 —стопорная шайба; 2 —хвостовик вала сошки; 3 —винт; 4 и 9—гайки; 5 --штифт; 6 и 22 —манжеты; 7 —вал сошки; 8 —сошка; 10 —вал; 11 —трубка; 12, 15, 20 и 21 — подшипники; 13 —глобоидный червяк; 14 —ось ролика; 16 —ролик; 17 —распорная втулка; 18 —кривошип; 19 —картер; 23 —пружина; 24 — прокладка
Рулевой механизм реечного типа.
На переднеприводных легковых автомобилях семейств ВАЗ, «Москвич», ЗАЗ применяются реечные рулевые механизмы типа шестерня — рейка с прямозубым (на автомобиле ВАЗ-2109) или косозубым зацеплением (на остальных автомобилях), которые конструктивно хорошо сочетаются с переднеприводной компоновкой автомобиля при поперечном или продольном расположении двигателя.
Указанный рулевой механизм (рис. 21.4, а) состоит из картера 8, внутри которого установлен вал 10, изготовленный как одно целое с косозубой шестерней 7, находящейся в зацеплении с зубчатой рейкой 3. Вал 10 вращается в двух шариковых подшипниках 2, натяг которых производится через распорную втулку 1 и регулировочные прокладки под крышкой 9 (автомобили семейства ЗАЗ).
Надежное беззазорное зубчатое соединение приводной шестерни 7 с рейкой по всей величине ее хода обеспечивает металлокерамический упор 6 за счет пружины 5. Радиальные усилия, действующие на рейку,
|
|
воспринимаются упором и через пружину 5 передаются на крышку 4. В сборе с тягами 15 рулевой механизм крепится двумя скобами 16 на панели передка кузова. В верхней масти вала на шлицах крепится рулевое колесо 17, которое посредством установленного на нем демпфирующего устройства повышает активную безопасность рулевого управления.