Основные этапы творческого пути И.Г. Гайнутдинова

1932–1941 гг. – период освоения и переработки классического наследия;

 1941–1948 гг. – период проектирования для восстановительного строительства в СССР;

1948–1956 гг. – период проектирования театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани; 

1956–1966 гг. – период, ориентированный на индустриальные методы строительства.

      Творческий метод И.Г. Гайнутдинова на протяжении его профессиональной жизни в рамках меняющегося архитектурно-художественного стиля (от неоклассики до функционализма) имел прямую связь  с региональными традициями.  Стиль, господствующий в регионе, начинал постепенно замещаться другим, синтезируясь с ним, дополняясь народным творчеством, местными национальными мотивами, формируя уникальный творческий почерк зодчего. Архитектор И.Г. Гайнутдинов опирался на   климатические условия; национальный состав населения; региональные планировочные принципы и формообразование; традиционные строительные материалы.  Вклад архитектора в многонациональную советскую архитектуру заключается в  исследовании национально-региональных традиций и внедрение их прогрессивных сторон в  проектную практику в разных регионах СССР); в педагогическую подготовку региональных архитектурных кадров на уровне Татарстана и на уровне всесоюзного масштаба. И.Г. Гайнутдинов стоял у истоков образования казанской архитектурной школы. При его непосредственном участии в 1971 году состоялся первый выпуск архитекторов в КИСИ.   Зодчий считал себя архитектором «вышедшим из среды татарского народа» и «глубокое осмысливание произведения с точки зрения использования традиционных приемов, композиции и форм, которые народ выработал и выкристаллизовал веками, исходя из местных конкретных условий природы, климата и обычаев» считал основополагающим в своем творчестве.

Архитектор Исмагил Галеевич Гайнутдинов заложил основы современной регионально-национальной архитектуры и методику формирования декоративно-художественной системы, соединяющей стилевые приемы русско-европейского классицизма, конструктивизма, модернизма с приѐмами, восходящими к традициям булгаро-татарского средневековья. Зодчий заложил основы научного исследования татарской народной архитектуры и использования народных традиций в архитектуре массового жилища и являлся основателем научного подхода к современному пониманию региональной архитектуры в разных стилевых системах. В основе творческого метода архитектора лежало органичное понимание прогрессивных черт наследия и задач современности и своим творчеством он доказал универсальность региональных традиций.

        Литература

  1. Гайнутдинов И. Г.  Национальные черты жилища казанских татар// Архитектурное наследство  № 23. – Москва 1975г., С.144-158.
  2. Хмельницкий Д. Зодчий Сталин// Новое литературное обозрение. - Москва, 2007г.

3.    Киносьян Н. С. Теоретический и практический вклад И.Г. Гайнутдинова в архитектуру сельских жилых домов послевоенного восстановительного строительства  // Известия КГАСУ. – 2016. – № 2 (36). – С. 23-29.

4. Киносьян Н. С. Творческое наследие архитектора И.Г. Гайнутдинова и его роль в общем процессе развития архитектуры СССР в 30-60-е годы ХХ века  // Известия КГАСУ. – 2017. – № 4 (42). – С.23-31.  

 

 

Школа по ул. Жданова, 1935 г.

 

 Здание главного корпуса Химико-технологического института, 1937г.

 

 

Станция метро Первомайская. Москва, проект 1939-1940

 

 

Рис.3 Павильон ТАССР на ВСХВ в Москве, 1939г.

 

 

Казань. Старый городской театр, фото конца 19 века

 

Государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля в Казани (1948-1956)

 

 

Государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля (интерьер)

 

Здание речного вокзала. Проект арх. Г. Гайнутдинов, М. Константинов, 1957-1962.

 

Здание речного вокзала.  И. Г. Гайнутдинов, М. Константинов. Фото с натуры (1970-е)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: