Эксплуатация (ГОСТ 25646—95) включает в себя подготовку машины к эксплуатации, использование ее по назначению, транспортирование, а также техническое обслуживание, ремонт, хранение и учет. Часть эксплуатации, включающая в себя транспортирование, техническое обслуживание, ремонт и хранение, называется технической эксплуатацией.
При создании, изготовлении и эксплуатации дорожно-строительных машин проявляется их качество, характеризуемое совокупностью свойств, которая обусловливает способность данной машины удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Свойства машины оценивают по следующим показателям: назначение, надежность, технологичность, эргономичность, а также эксплуатационная и экологическая безопасность, дизайн и экономичность. Показатель назначения — это свойство, определяющее основные функции машины, для выполнения которых она предназначена. Он характеризует области применения машины и определяется ее технической характеристикой. Показатель надежности (ГОСТ 27.002—89) — это способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения. Показатель технологичности — это свойство, обусловливающее приспособленность машин к изготовлению и эксплуатации. Показатели, характеризующие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств машиниста, проявляющихся в условиях эксплуатации машин, относятся к эргономическим показателям.
|
|
Показатели эксплуатационной безопасности дорожно-строительных машин определяются в соответствии с требованиями СП 12-131-95, СНиП Ш-4-90 «Техника безопасности в строительстве». Кроме того, эти показатели устанавливают согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Показатель экологической безопасности оценивает уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации машины.
Показатели дизайна (технической эстетики) определяются уровнем художественного конструирования, отражающим функциональность, гармоничность и выразительность формы составных частей И сборочных единиц, а также товарный вид машины. Экономический показатель в условиях рыночных отношений комплексно выражает эффект инвестиций, прибыль от их вложения, срок окупаемости инвестиций, себестоимость изготовления и затраты на эксплуатацию, а также прибыль изготовителя и потребителя машины.
Из перечисленных выше показателей качества наибольшее влияние на эксплуатацию дорожных и строительных машин оказывает надежность (ГОСТ 27.002—89), включающая в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
|
|
В процессе эксплуатации машина может пребывать в состоянии: исправности (неисправности), работоспособности (неработоспособности) и предельном состоянии. Машина является исправной, если она отвечает всем предъявляемым требованиям. При нарушении хотя бы одного из требований машина считается неисправной.
Исправное или неисправное состояние определяет работоспособность машины. Работоспособным считается такое состояние машины, при котором значения всех параметров эксплуатационных качеств соответствуют требованиям нормативно-технической •документации. Дефектом называется каждое отдельное несоответствие машины требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Брак — это состояние машины, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния машины при сохранении ее работоспособного состояния, называется повреждением, а событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния, — отказом. Предельным называется такое состояние машины, при котором допустимо ее дальнейшее применение по назначению, а восстановление исправного состояния возможно путем капитального ремонта. Одним из важнейших показателей качества машины является Наработка, представляющая собой продолжительность или объем Выполненной работы. Наработка исчисляется в моточасах, фиксируемых счетчиком, установленным на машине. В процессе эксплуатации различают наработку до первого отказа, между отказами и до перехода в предельное состояние. Наработка до отказа — ВГо наработка от начала эксплуатации машины до возникновения Ш Ней первого отказа. Наработку между отказами называют наработкой на отказ. Наработка машины с начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние составляет технический ресурс. Различают ресурс до капитального ремонта и полный — от начала эксплуатации до снятия с эксплуатации. Наряду с ресурсом машина оценивается сроком службы, который измеряется календарной продолжительностью от начала эксплуатации или возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
Ресурс и срок службы относятся к показателям долговечности машины. Долговечность — это свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Долговечность машин характеризует их предельное состояние, т. е. состояние, при котором недопустимо или нецелесообразно дальнейшее применение машины по назначению либо нецелесообразно восстановление ее работоспособного состояния.
Общие положения по эксплуатации дорожных и строительных машин характеризуют в составе их жизненного цикла: подготовку к эксплуатации, использование по назначению, транспортирование, техническое обслуживание, ремонт и учет работы. Подготовка к эксплуатации заключается в получении машины от завода-изготовителя или регионального представителя завода (дилера) и последующем ее вводе в эксплуатацию. При получении машины завод-изготовитель (дилер) обязан представить будущему ее владельцу эксплуатационно-техническую документацию согласно перечню в паспорте передаваемой модели и совместно с получателем сверить принадлежность документации передаваемой машине по заводскому номеру в паспорте и на фирменной табличке, обычно прикрепляемой снаружи на кабине машиниста. Проверяются также эксплуатационные документы (ГОСТ 2.601—95): руководство по эксплуатации, паспорт. Руководство по эксплуатации содержит сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) машины, ее составных частей, а также указания, необходимые для безопасной и производительной эксплуатации (использования по назначению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хранению и транспортированию).
|
|
Кроме того, в руководстве по эксплуатации приводятся показатели технического состояния машины для определения необходимости отправки ее в ремонт, а также сведения по утилизации машины и ее составных частей. В паспорте содержатся следующие разделы: назначение и область применения, технические характеристики, применяемые комплектующие изделия, а также комплект поставки, свидетельство о приемке и гарантийные обязательства. Руководство по эксплуатации и паспорт вместе с эксплуатационными документами базовой машины, двигателя, других комплектующих изделий хранятся в организации — владельце машины о месте хранения этих документов должен знать машинист и лицо. ответственное за содержание машины в исправном состоянии.