Основные понятия о качестве и общие положения по эксплуатации дорожных и строительных машин

 

Эксплуатация (ГОСТ 25646—95) включает в себя подготовку машины к эксплуатации, использование ее по назначению, транс­портирование, а также техническое обслуживание, ремонт, хра­нение и учет. Часть эксплуатации, включающая в себя транспор­тирование, техническое обслуживание, ремонт и хранение, на­зывается технической эксплуатацией.

При создании, изготовлении и эксплуатации дорожно-строи­тельных машин проявляется их качество, характеризуемое сово­купностью свойств, которая обусловливает способность данной машины удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойства машины оценивают по следующим показателям: на­значение, надежность, технологичность, эргономичность, а так­же эксплуатационная и экологическая безопасность, дизайн и экономичность. Показатель назначения — это свойство, опреде­ляющее основные функции машины, для выполнения которых она предназначена. Он характеризует области применения маши­ны и определяется ее технической характеристикой. Показатель надежности (ГОСТ 27.002—89) — это способность выполнять тре­буемые функции в заданных режимах и условиях применения. Показатель технологичности — это свойство, обусловливающее приспособленность машин к изготовлению и эксплуатации. Пока­затели, характеризующие комплекс гигиенических, антропомет­рических, физиологических и психологических свойств машини­ста, проявляющихся в условиях эксплуатации машин, относятся к эргономическим показателям.

Показатели эксплуатационной безопасности дорожно-строи­тельных машин определяются в соответствии с требованиями СП 12-131-95, СНиП Ш-4-90 «Техника безопасности в строитель­стве». Кроме того, эти показатели устанавливают согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работаю­щих под давлением». Показатель экологической безопасности оце­нивает уровень вредных воздействий на окружающую среду, воз­никающих при эксплуатации машины.

Показатели дизайна (технической эстетики) определяются уров­нем художественного конструирования, отражающим функциональ­ность, гармоничность и выразительность формы составных частей И сборочных единиц, а также товарный вид машины. Экономичес­кий показатель в условиях рыночных отношений комплексно вы­ражает эффект инвестиций, прибыль от их вложения, срок окупа­емости инвестиций, себестоимость изготовления и затраты на экс­плуатацию, а также прибыль изготовителя и потребителя машины.

Из перечисленных выше показателей качества наибольшее вли­яние на эксплуатацию дорожных и строительных машин оказыва­ет надежность (ГОСТ 27.002—89), включающая в себя безотказ­ность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

В процессе эксплуатации машина может пребывать в состоя­нии: исправности (неисправности), работоспособности (нерабо­тоспособности) и предельном состоянии. Машина является ис­правной, если она отвечает всем предъявляемым требованиям. При нарушении хотя бы одного из требований машина считается не­исправной.

Исправное или неисправное состояние определяет работоспо­собность машины. Работоспособным считается такое состояние машины, при котором значения всех параметров эксплуатацион­ных качеств соответствуют требованиям нормативно-технической •документации. Дефектом называется каждое отдельное несоответ­ствие машины требованиям, установленным нормативно-техни­ческой документацией. Брак — это состояние машины, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Со­бытие, заключающееся в нарушении исправного состояния ма­шины при сохранении ее работоспособного состояния, называет­ся повреждением, а событие, заключающееся в нарушении рабо­тоспособного состояния, — отказом. Предельным называется та­кое состояние машины, при котором допустимо ее дальнейшее применение по назначению, а восстановление исправного состо­яния возможно путем капитального ремонта. Одним из важнейших показателей качества машины является Наработка, представляющая собой продолжительность или объем Выполненной работы. Наработка исчисляется в моточасах, фик­сируемых счетчиком, установленным на машине. В процессе эксплуатации различают наработку до первого отказа, между отказами и до перехода в предельное состояние. Наработка до отказа — ВГо наработка от начала эксплуатации машины до возникновения Ш Ней первого отказа. Наработку между отказами называют нара­боткой на отказ. Наработка машины с начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состоя­ние составляет технический ресурс. Различают ресурс до капи­тального ремонта и полный — от начала эксплуатации до снятия с эксплуатации. Наряду с ресурсом машина оценивается сроком службы, который измеряется календарной продолжительностью от начала эксплуатации или возобновления после ремонта до пе­рехода в предельное состояние.

Ресурс и срок службы относятся к показателям долговечнос­ти машины. Долговечность — это свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состоя­ния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Долговечность машин характеризует их предельное со­стояние, т. е. состояние, при котором недопустимо или нецелесо­образно дальнейшее применение машины по назначению либо нецелесообразно восстановление ее работоспособного состояния.

Общие положения по эксплуатации дорожных и строительных машин характеризуют в составе их жизненного цикла: подготовку к эксплуатации, использование по назначению, транспортирование, техническое обслуживание, ремонт и учет работы. Подготовка к эксплуатации заключается в получении машины от завода-изгото­вителя или регионального представителя завода (дилера) и последу­ющем ее вводе в эксплуатацию. При получении машины завод-изго­товитель (дилер) обязан представить будущему ее владельцу эксплу­атационно-техническую документацию согласно перечню в паспор­те передаваемой модели и совместно с получателем сверить принад­лежность документации передаваемой машине по заводскому номе­ру в паспорте и на фирменной табличке, обычно прикрепляемой снаружи на кабине машиниста. Проверяются также эксплуатацион­ные документы (ГОСТ 2.601—95): руководство по эксплуатации, паспорт. Руководство по эксплуатации содержит сведения о конст­рукции, принципе действия, характеристиках (свойствах) маши­ны, ее составных частей, а также указания, необходимые для безо­пасной и производительной эксплуатации (использования по на­значению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хране­нию и транспортированию).

Кроме того, в руководстве по эксплуа­тации приводятся показатели технического состояния машины для определения необходимости отправки ее в ремонт, а также сведения по утилизации машины и ее составных частей. В паспорте содержатся следующие разделы: назначение и область применения, техничес­кие характеристики, применяемые комплектующие изделия, а так­же комплект поставки, свидетельство о приемке и гарантийные обя­зательства. Руководство по эксплуатации и паспорт вместе с эксплу­атационными документами базовой машины, двигателя, других ком­плектующих изделий хранятся в организации — владельце машины о месте хранения этих документов должен знать машинист и лицо. ответственное за содержание машины в исправном состоянии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: