Конспект урока литературы
Учитель: Андронова Анастасия Александровна
Класс: 6
Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус; способствовать развитию устной и письменной речи учеников.
Задачи:
Общеобразовательные:
- познакомить с особенностями стиля писателя
- углубить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова
- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- совершенствовать навыки анализа поэтического произведения;
- развивать умение выделять главное в тексте;
- развивать устную и письменную речь;
- совершенствовать навыки анализа и обобщения.
Воспитательные:
|
|
- совершенствовать навыки общения;
- воспитывать интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова;
- воспитывать внимательное отношение к слову;
Планируемые результаты:
Личностные: Осознание личностного смысла учения; проявление готовности к саморазвитию. Желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осуществление способности к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
Познавательные: анализ своих знаний, умение использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи; расширение представлений учащихся о творческом труде М.Ю.Лермонтова; ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; адекватно оценивают свои достижения.
Коммуникативны е: умение обосновывать и высказывать свою точку зрения, формулирование собственных мыслей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.
Предметные: собственная интерпретация поэтического произведения; умение анализировать, понимать и формулировать его идею; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы. Формирование собственного отношения к творчеству М.Ю.Лермонтова, развитие умения выражать свои мысли.
Методические приемы: беседа с обучающимися по вопросам, выразительное чтение, активизация самостоятельной работы.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, словарь, учебник, карточки-анаграммы.
|
|
Ход урока:
1. Орг.момент: приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку.
Мотивация учебной деятельности.
А) Выразительное чтение эпиграфа учителем:
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…
М.Ю.Лермонтов
Б)Беседа по впечатлениям:
- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)
- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать, но чуточку позже, и сделаете вы это сами.
В) Постановка проблемного вопроса:
- Ребята, а как вы понимаете, что такое одиночество?
(Ответы детей)
-Да, вы все дали правильные ответы, и чтобы обобщить их, давайте прочитаем определение термина «одиночество» (слайд 2)
«Одиночество – особое эмоциональное состояние человека, вызванное отсутствием близких позитивных связей с другими людьми или страхом потерять имеющуюся связь» - (психологический словарь)
- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии.
- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.
Слово о писателе. История создания стихотворения «Тучи»
- Вы уже немного знакомы с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Давайте вспомним, что мы знаем о нем?
1. Сообщения учащихся о Лермонтове (на основе ранее изученного)
2. Прочтение биографии писателя на страницах учебника (146-148).
3. Аудиозапись стихотворения «Тучи» (слайд 3)
История создания
Упр. «Вопрос-ответ». Класс делится на две команды.
Чтение Истории создания стихотворения на стр 149 учебника
Задача: прочитав быстро, но внимательно текст, каждая команда придумывает 2 вопроса другой команде. Для удобства разрешается перемещаться, объединяться (после самостоятельного чтения). После чтения одна команда задает вопрос, вторая – отвечает. Затем повторный просмотр текста, команды меняются ролями. Выбираются самый интересный и глубокий вопрос и самый умный ответ.
-Мы познакомились с историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока связана именно с ним.
Сформулируйте тему урока и запишите.
(Тема одиночества в стихотворении «Тучи»)
Актуализация знаний и умений.
Упр. «Анаграмма».
Открывается оборотная сторона доски с прикрепленными листами-анаграммами:
фо |
ме |
та |
ра |
пи |
э |
т |
те |
- Какие слова здесь зашифрованы?
- Что означают эти термины? (Дети выходят к доске и меняют листы местами)
Они пригодятся нам при анализе стихотворения «Тучи».
Освоение нового учебного материала
Чтение учителем стихотворения «Тучи» (текст попутно демонстрируется на слайде 4)
Беседа по вопросам:
· Как вы понимаете слова «степью лазурною»? В прямом или переносном значении употреблено слово?
Давайте обратимся к словарю, они находятся на ваших рабочих местах. Лазурь – светло-синий цвет, синева
Значит, «степь лазурная» - простор неба.
В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).
Как называются такие выражения? Это одно из слов из упражнения с листами-анаграммами, которое мы с вами проделывали. Вспомнили? Запишите определение в тетрадь.
Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. (слайд 5)
· Есть ли ещё примеры метафоры? («…цепью жемчужною» - представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу)
|
|
Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт? (почти идеальная) (работают с текстом учебника) (слайд 6)
· А что нарушает эту идиллию? Какое слово? (изгнанники)
· С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой? (с судьбой тучек)
· А каких туч? (вечных странников) – А это еще один прием, употребеленный автором. Вспомните его. Это эпитет. Запишите в тетради и его определение.
Эпитет – это дополнение к основному слову или понятию, чтобы сделать образ более выразительным, художественное определение для подчеркивания характерных свойств предмета
Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.
Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу. (работают с текстом в учебнике) (попутно демонстрируется слайд 7)
· В чём особенность второй строфы? Какие предложения преобладают? К кому обращается поэт? (Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе)
· Как называются такие вопросы? (риторические, то есть, не требующие ответа).
· Для чего нужны риторические вопросы? (для заострения темы, для привлечения внимания), (слайд 8)
· Какой образ второй строфы привлекает внимание? Какие слова выделяются? («друзей клевета ядовитая..»). Поразмышляйте над этими строчками, какие выводы можете сделать?
· А теперь обратимся к третьей строфе (слайд 9).
· Как разрешается стихотворение? Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..» (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды страдания». О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинакова?
· Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?
Вспомните первое сравнение «будто, как я же, изгнанники». И второе сравнение третьей строфы «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». (Прямое отрицание, тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные».
|
|