Изучение нового материала (продолжение)

Оборудование:

Ход урока:

Орг. момент.

Эпиграф к уроку (на доске).

Учитель. Год 2015 объявлен годом русской литературы, не только в России, а ещё в 45 странах мира, где интересуются литературой и русским языком. Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая историю, культуру, традиции своего народа, а также русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Георгиевича Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

Орфографическая минутка.

1)Запись дату урока. (на перемене)

2) Ручейку г.в.рила р.ка: (сайлики)

— Ты узок, а я ш.рока!

— Ты мелок, а я глубока!

Об одном позабыла река —

Что она нач.лась с ручейка.

 

А) – Что хотел донести до нас автор этого стихотворения?

Б) Объясните правописание орфограмм.

В) Чистописание оеиа. Закономерность Оеиа Еиао

Г) Антонимы.

Найдите противоположные слова по значению.

Образуйте от данных слов имена прилагательные женского и мужского рода.

Запишите, девочки – ж.р., мальчики – м.р.

Какие слова получили? Как называются? Какой частью речи являются?

Какие еще части речи вы знаете?

Повторение изученного материала.

Учитель рассказывает стихотворение: (на доске)

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы, о чем это стихотворение? А как вы думаете, почему?

             Какие из выделенных слов вам знакомы? (выделяем на доске)

             Подумайте, о какой части речи сегодня будем говорить на уроке?

             Что вы можете сказать о ней?

            Значит, какие цели мы поставим перед собой на уроке?  (отображение заметок)

Что такое местоимение?

 Познакомиться с определённой группой местоимений. (Открывается запись"…местоимения").

Как оно изменяется?

Для чего существуют местоимения в речи?

Какую роль играет в предложении?

Изучение нового материала.

1) Что такое местоимение? (опустить экран)

Понаблюдаем за предложением. (Он вбежал на веранду.)

Можем ли мы знать кто вбежал на веранду? (врач, мальчик)

Сравните. (вторая часть предложения)

Теперь нам становится понятным, кто вбежал на веранду.

Какое слово заменили местоимением? Какой частью речи является это слово?

Местоимение он не называет предмет, а только указывает на него.

Местоимения – слова, которые занимают место имени существительного. (слайд Жабаровский)

Вывод.

 Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения заменяют в речи имена существительные.

Записать два предложения, подчеркнуть местоимение и слово, которое заменили. Указать часть речи.

2) Проблемная ситуация.

а) Ролевая игра

У. - А теперь давайте послушаем один телефонный разговор.

 (Выходят две девочки. В руках у них телефонные трубки.)

—Алло! Здравствуй, Настя. Это я – Полина. Ты хорошо меня слышишь?

—Да. Привет, Полина.

—Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она дома?

—Нет, она ушла в магазин.

—А Саша? Где он?

—Саша ушёл на секцию по футболу.

—А они скоро придут домой?

—Не знаю.

—Спасибо, Настя. Пока.

б) Фронтальная беседа.

У.—Удалось ли девочкам построить телефонный разговор без местоимений? Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора?

Д.—Я запомнила местоимения: она, я, ты, он, они.

У.—Скажите, как назвала себя Полина, начиная разговор?

Д.—Она назвала себя - я.

Таблица

У.—Это 1 лицо, участвующее в разговоре.

   А если бы Полина назвала себя и Настю одним словом, какое бы  местоимение она употребила?

Д.—Полина назвала бы себя и Настю - мы.

Местоимения 1-го лица -я, мы указывают на того, кто говорит.

У.—Как Полина обратилась к Насте, ко 2-му участнику диалога?

Д.—Она сказала ей – ты.

У.— А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора?

Д.—Если несколько человек, то нужно обратиться к ним – вы.

Местоимения 2-го лица -ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.

У.—Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними, то есть о третьих лицах?

Д.—Девочки употребили местоимения он, она, они.

Местоимения 3-го лица -он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чем) говорят.

У.—Сделайте вывод, о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений?

Д.—Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы.

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Например, он-……, она-….., оно-….., они-…..

Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Уч-ся читает стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

3) Закрепление новой темы.

"Вставь местоимение" (волшебное перо)                                                                   … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? Что … вырезает из бумаги? Вечером … читаем сказки.

4) Работа в парах.  

Понаблюдаем, как изменяются личные местоимения. Вернемся к таблице.

Местоимения по горизонтали разделены на две группы. Как вы думаете, какие?

Вывод: местоимения изменяются по числам.

Назовите местоимения единственного и множественного числа.

- Разделите предложения на 2 группы: 1 группа - где встречаются местоимения единственного числа, 2 группа - местоимения множественного числа. Запишите 1вариант- первую группу, 2вариант- вторую группу.

Мы читаем книгу.

Я играю с братом.

Ты пойдёшь в кино?

Он живёт в деревне.

Они улетят на юг.

Оно ярко светит.

Куда вы идете?

Кого мы ждем?

Проверка –круги.

Физминутка (сидя).

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Учитель (показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Разве подымится рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

Изучение нового материала (продолжение)

5) Местоимения в речи.  

У.—А теперь вспомните, какие ещё цели мы ставили в начале урока.

Д.— Надо понять, зачем мы в нашей речи употребляем местоимения.

У.—Чтобы разобраться в этом, предлагаю выполнить следующую работу.

На доске записан текст.

Ночью выпал снег. … покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. … подняла в воздух лёгкие снежинки. … закружились в воздухе.

У.—Как вы думаете, в чём заключается задание?

Д.— Нужно заменить подчеркнутые существительные местоимениями, которые подходят по смыслу.

Взаимопроверка.

Один читает, остальные друг у друга проверяют.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

  4. Закрепление нового материала

У.—Переходим к «весёлой» страничке. Местоимения в загадках.

Хитрые вопросы.

Какое местоимение можно считать самым хвастливым?

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?

Какое местоимение составлено из двух предлогов? она

Сколько личных местоимений в слове семья?

Какие два местоимения мешают движению на дорогах? ямы

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. тыква

Первый слог – личное местоимение. Второй и третий– синоним к слову несчастье, горе. Вместе – доносчик, клеветник. ябеда

За какое местоимение нужно спрятать букву Ц чтобы получилось названия животного. заяц

Первый слог - личное местоимение. Второй - детская болезнь.

А вместе - тот предмет, который корабль выбрасывает, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен. (Я – корь)

Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

Итог урока. Радуга.

Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

Последний цвет радуги откроем на следующем уроке, и узнаем еще одну особенность местоимения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: