Лабораторная работа №6
ИЗУЧЕНИЕ ГОМОЛОГИЧНЫХ ОРГАНОВ, РУДИМЕНТОВ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИИ
Цель: научится выявлять гомологичные и рудиментарные органы у животных и растений, устанавливать их значение в доказательстве эволюции.
Оборудование: рисунки, муляжи гомологичных и рудиментарных органов животных, рисунки или гербарные экземпляры растений.
Работа на занятии
1. Рассмотрите рисунок. Найдите и назовите гомологичные кости в конечностях животных. Обратите внимание на общий план строения, соответствие разных элементов конечностей. О чем это свидетельствует?
Передние конечности позвоночных
Рыба Лягушка Крокодил Птица
2. Обратите внимание на специфичность особенностей строения передних конечностей у разных животных. Чем можно объяснить различия в их строении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Рассмотрите рисунки или гербарные экземпляры растений боярышника и винограда. Найдите гомологичные органы у представленных растений. Подпишите их.
|
|
__________________________________________________________________
В связи с чем произошло изменение органов?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Рассмотрите рисунки, на которых представлены: птица киви, часть скелета питона, скелет кита (масштаб не сохранен). Найдите на этих рисунках рудиментарные органы. Назовите их.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких условиях обитают эти животные? В связи с чем у них не развиваются конечности?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сделайте вывод, о чем свидетельствуют гомологичные и рудиментарные органы у растений и животных.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Почему аналогичные органы, рудименты и атавизмы используются в качестве доказательств эволюции?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как вы думаете, существуют ли рудиментарные органы у растений? Свой ответ подтвердите примерами.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Попытайтесь объяснить, каким образом нормальный орган превращается в ходе эволюции в рудиментарный.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
«___» __________________ 20___г.
Лабораторная работа №7
ВЫЯВЛЕНИЕ АРОМОРФОЗОВ И АЛЛОМОРФОЗОВ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Цель: научится выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений животных, устанавливать их значение в эволюционном процессе.
Оборудование: гербарные экземпляры растений различных отделов, их рисунки или фотографии; рисунки или фотографии водорослей; коллекции плодов; скелеты рыб и земноводных (лягушки); коллекция насекомых.
Работа на занятии
1. Рассмотрите растения различных отделов. Выявите по 1 – 2 наиболее существенных признака, по которым отличаются друг от друга растения следующих отделов: мхи от водорослей; папоротниковидные от моховидных; голосеменные от папоротниковидных; покрытосеменные от голосеменных. Какие органы появились, и какое эволюционное значение это имело? Результаты занесите в таблицу.
Ароморфозы у растений.
Объект | Чем представлено тело | Какие органы появились, их эволюционное значение |
Водоросли | ||
Мхи | ||
Папоротниковидные | ||
Голосеменные | ||
Покрытосеменные |
2. Рассмотрите коллекцию плодов. Отметьте приспособления к их распространению, укажите способы распространения. Данные наблюдений занесите в таблицу.
Приспособления плодов к распространению
Название растения | Тип плода | Способ распространения | Приспособления к распространению |
Одуванчик | |||
Клен | |||
Вишня |
3. Как вы думаете, сказалось ли возникновение данных приспособлений на уровне организации растений? Каково эволюционное значение выявленных приспособлений?
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Рассмотрите скелеты рыбы и лягушки. Найдите черты усложнения скелета земноводных по сравнению со скелетом рыб результаты анализа занесите в таблицу.
Ароморфозы у животных
Объект | Особенности строения | Черты усложнения | Эволюционное значение |
Скелет рыбы | |||
Скелет лягушки |
Скелет рыбы | Скелет лягушки |
5. Рассмотрите насекомых различных отрядов. Сравните их форму тела, окраску, строение конечностей. Отметьте сходства и отличия, строение конечностей. Отметьте сходства и различия. Определите, по какому пути шла эволюция этих приспособлений и сопровождалась ли она изменением организации насекомых. Результаты занесите в таблицу.
Алломорфозы у животных.
Объект | Особенности окраски тела и строения органов насекомых | Эволюционное значение | |||
Окраска тела | Тип конечностей | Тип крыльев | Тип ротового аппарата | ||
Майский жук |
| ||||
Муха | |||||
Кузнечик | |||||
Капустная Белянка |
6. Как вы думаете, оказывают ли влияние выявленные различия на уровень организации животных?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюционном процессе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте краткие ответы на вопросы:
1. Какие вы знаете главные направления эволюции?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз»?___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
|
|