Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных

Лабораторная работа №6

ИЗУЧЕНИЕ ГОМОЛОГИЧНЫХ ОРГАНОВ, РУДИМЕНТОВ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИИ

Цель: научится выявлять гомологичные и рудиментарные органы у животных и растений, устанавливать их значение в доказательстве эволюции.

Оборудование: рисунки, муляжи гомологичных и рудиментарных органов животных, рисунки или гербарные экземпляры растений.

Работа на занятии

1. Рассмотрите рисунок. Найдите и назовите гомологичные кости в конечностях животных. Обратите внимание на общий план строения, соответствие разных элементов конечностей. О чем это свидетельствует?

Передние конечности позвоночных

                           Рыба             Лягушка Крокодил       Птица

2. Обратите внимание на специфичность особенностей строения передних конечностей у разных животных. Чем можно объяснить различия в их строении?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите рисунки или гербарные экземпляры растений боярышника и винограда. Найдите гомологичные органы у представленных растений. Подпишите их.

__________________________________________________________________

В связи с чем произошло изменение органов?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Рассмотрите рисунки, на которых представлены: птица киви, часть скелета питона, скелет кита (масштаб не сохранен). Найдите на этих рисунках рудиментарные органы. Назовите их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких условиях обитают эти животные? В связи с чем у них не развиваются конечности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод, о чем свидетельствуют гомологичные и рудиментарные органы у растений и животных.

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему аналогичные органы, рудименты и атавизмы используются в качестве доказательств эволюции?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как вы думаете, существуют ли рудиментарные органы у растений? Свой ответ подтвердите примерами.

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Попытайтесь объяснить, каким образом нормальный орган превращается в ходе эволюции в рудиментарный.

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«___» __________________ 20___г.

Лабораторная работа №7

ВЫЯВЛЕНИЕ АРОМОРФОЗОВ И АЛЛОМОРФОЗОВ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

Цель: научится выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений животных, устанавливать их значение в эволюционном процессе.

Оборудование: гербарные экземпляры растений различных отделов, их рисунки или фотографии; рисунки или фотографии водорослей; коллекции плодов; скелеты рыб и земноводных (лягушки); коллекция насекомых.

Работа на занятии

1. Рассмотрите растения различных отделов. Выявите по 1 – 2 наиболее существенных признака, по которым отличаются друг от друга растения следующих отделов: мхи от водорослей; папоротниковидные от моховидных; голосеменные от папоротниковидных; покрытосеменные от голосеменных. Какие органы появились, и какое эволюционное значение это имело? Результаты занесите в таблицу.

 

Ароморфозы у растений.

Объект Чем представлено тело Какие органы появились, их эволюционное значение
Водоросли    
Мхи    
Папоротниковидные    
Голосеменные    
Покрытосеменные    

 

2. Рассмотрите коллекцию плодов. Отметьте приспособления к их распространению, укажите способы распространения. Данные наблюдений занесите в таблицу.

 

Приспособления плодов к распространению

Название растения Тип плода Способ распространения Приспособления к распространению
Одуванчик      
Клен      
Вишня      

3. Как вы думаете, сказалось ли возникновение данных приспособлений на уровне организации растений? Каково эволюционное значение выявленных приспособлений?

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Рассмотрите скелеты рыбы и лягушки. Найдите черты усложнения скелета земноводных по сравнению со скелетом рыб результаты анализа занесите в таблицу.

Ароморфозы у животных

Объект Особенности строения Черты усложнения Эволюционное значение
Скелет рыбы        
Скелет лягушки      

   

  Скелет рыбы Скелет лягушки

5. Рассмотрите насекомых различных отрядов. Сравните их форму тела, окраску, строение конечностей. Отметьте сходства и отличия, строение конечностей. Отметьте сходства и различия. Определите, по какому пути шла эволюция этих приспособлений и сопровождалась ли она изменением организации насекомых. Результаты занесите в таблицу.

Алломорфозы у животных.

Объект

Особенности окраски тела и строения органов насекомых

Эволюционное значение

Окраска тела Тип конечностей Тип крыльев Тип ротового аппарата
Майский жук          

 

Муха          
Кузнечик            
Капустная  Белянка          

6. Как вы думаете, оказывают ли влияние выявленные различия на уровень организации животных?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюционном процессе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дайте краткие ответы на вопросы:

1. Какие вы знаете главные направления эволюции?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз»?___________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: